Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   В настоящее время существенную часть издержек организации составляют логистические издержки, формирующие совокупную логистическую стоимость (TotalLogisticsCost). Их важнейшим компонентом являются логистические затраты, связанные с управлением запасами, которые оказывают существенное влияние и на качество производимой продукции: так, неразумный выбор поставщика может оказаться причиной закупки некачественного сырья, а неправильная организация хранения приводит к порче и появлению дефектов. В силу законных причин руководство организации напрямую заинтересовано в рациональной организации системы, связанной с управлением запасами, а снижение издержек и повышение качества поставляемых материалов, комплектующих с помощью повышения качества логистических процессов в сфере материально-технического снабжения, является актуальной практической задачей.

    Для решения указанной задачи в настоящее время используются ABC- и XYZ-анализ. Цель ABC-анализа– простое ранжирование ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи. XYZ-анализ предполагает классификацию ресурсов в зависимости от характера их потребления и возможности точного прогнозирования изменений в потребности в течении временного цикла. На основе совмещения результатов ABC иXYZ-анализа появляется возможность правильно расставить приоритеты деятельности, осуществить выбор системы управления запасами и методов контроля. В то же время указанные методы анализа оказываются недостаточными  для  обоснования  выбора  инструментов  управления  запасами  на  основе  концепций «Leanproduction» (бережливое производство) и «Agileenterprise» (гибкое предприятие).

   Данные концепции направлены на повышение эффективности процессов управления, в том числе управления запасами. Однако достижение данной цели при использовании концепций «Leanproduction» и «Agileenterprise» осуществляется двумя различными путями. Так, цель бережливого производства – уменьшение стоимости и минимизация логистических потерь в системе управления запасами насколько это возможно. От внедрения инструментов бережливого производства получают наибольшую выгоду организации, осуществляющие большие заказы с высокой степенью предсказуемости их доставки, производства и сбыта.Гибкое производство должно обеспечить высокую адаптивность системы управления запасами для быстрой и эффективной реакции на изменяющуюся ситуацию. Данный поход необходим для организаций, функционирующих в изменчивой среде, характеризуемой экономическими колебаниями, инновациями в технологии, изменениями потребностей клиентов. Применение методологии гибкого производства позволяет организациям быстро адаптировать свои системы управления запасами.

   Несмотря на большое количество работ, связанных с передовыми практиками использования концепций «Leanproduction» и «Agileenterprise»для организаций, относящихся к различным сферам производства товаров и услуг, вопросы реализации данных концепций непосредственно для функциональной сферы материально- технического снабжения освещены недостаточно детализировано, что осложняет их использования для решения практических задач логистического управления запасами. В первую очередь это относится к процессам, охватывающим выбор поставщика, поступление материалов на склад, хранение и последующую передачу в производственные подразделения. В определенной степени это вызвано тем обстоятельством, что крупная промышленная организация в общем случае осуществляет управление запасами, которые условно можно разделить на четыре класса.

    К первому классу следует отнести запасы, затраты на которые в значительной степени определяют стоимость конечной продукции и характеристики которых практически не подвержены изменениям производственных технологий и колебаниям запросов конечных потребителей. Следуя данной логики, ко второму классу целесообразно отнести запасы, которые на определенном временном интервале используются для удовлетворения быстро изменяющихся потребностей клиентов, а также подвержены существенным изменениям при внедрении технологических и организационных инноваций.

   В результате при управлении запасами первого класса целесообразно в первую очередь использовать инструменты концепции «Leanproduction», такие как подход «точно в срок» (JustinTime), кайдзен, 5S, андон, канбан, стандартизация работы, пока-ѐкэ, быстрая переналадка (SMED), карта потока создания ценности, непрерывный поток и т.д.[2], а второго класса - «Agileenterprise», при этом наличие в организации запасов указанных классов необходимо при формировании системы управления запасами обеспечить комплексное применение данных концепций.

   В то же время в рассмотренных работах по практическому использованию данных концепций модели их выбора для различных классов запасов не позволяют определить инструменты, необходимые для управления запасами следующих двух классов:

·   третий класс запасов, характеризующихся высоким влиянием на формирование себестоимости производимой продукции и значительной изменчивостью при возможных изменениях технологии производства и требований заказчиков;

·   четвертый класс запасов, характеризующихся незначительной потребностью в стоимостном выражении и небольшой подверженностью возможным изменениям.

  С учетом сказанного можно предложить следующую модифицированную модель выбора инструментов концепций «Leanproduction и «Agileenterprise»для приведенных выше классов запасов, используя в качестве основы модель, предложенную в работе Стивена Голдмена [1]. В отличии от модели С. Голдмена, которая предполагает использования инструментов концепции «Leanproduction» для запасов с высоким вкладом в себестоимость и низкой изменчивостью и применение концепции «Agileenterprise» для запасов с высокой изменчивостью, но низким вкладом в себестоимость, авторы данной статьи предложили использовать отдельные инструменты указанных концепций также для групп запасов, характеризуемых высоким вкладом в себестоимость и изменчивостью, а также для запасов, отличающихся низким вкладом в себестоимость и низкой изменчивостью.


Таблица 5 Модель выбора инструментов концепций «Leanproduction и «Agileenterprise» для различных классов запасов


 
     Предложенная модель, с одной стороны, отличается от известных моделей ABC- и XYZ-анализов тем, что она позволяет выбирать конкретные инструменты концепций «Leanproduction и «Agileenterprise» для выделенных в данной статье классов запасов. С другой стороны, данная модель, в отличии от известной модели Стивена Голдмена, дает возможность определять формирования набора инструментов указанных концепций для управления запасами, характеризующиеся низкой изменчивостью и низким вкладом в себестоимость, а также высокой изменчивостью и значительным вкладом в себестоимость.

    Для применения предложенной модифицированной модели на практике необходимо осуществлять непрерывную классификацию запасов с последующим выбором для выделенных классов описанных выше инструментов. Отметим, что, как и для других систем управления запасами, использующих их классификацию, определенным ограничением применения предлагаемой модели является изменчивость характеристик запаса в условиях, например, изменения внутренней или внешней среды организации, а также необходимость  учета других важнейших характеристик запасов.

    Как представляется, практическая реализация данной модели в организации, активно использующей инструменты концепций «Leanproduction и «Agileenterprise», а также процедуры ABC- иXYZ-анализов, с использованием корпоративной информационной системы класса ERP-IIне вызовет необходимости существенных доработок основного функционала указанной системы и, как следствие, существенных затрат на внедрение предложенной модели.

 

Список литературы

1.     Goldman, S.L., Nagel, R.N., Preiss, K. Agile Competitors and Virtual Organizations: Strategies for Enriching the Customer. Van Nostrand Reinhold, New York.

2.     Имаи М. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Паблишер, 2014. 340 с.