Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ И РАБОТЫ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ 2016 ГОДА ПО ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Социальная-экономическая система в современном мире постоянно претерпевает изменения, которые ведут к росту специализации и разделению труда, усложнению хозяйственных отношений между экономическими агентами. Многие социально-экономические отношения субъектов осуществляется при посредстве разнообразных контрактов. Возникают правовые ограничения и нормы из-за того, что экономические субъекты заинтересованы в закреплении своих отношений в правовой форме. Увеличивается необходимость санкций за нарушение обязательств по контрактам. Осуществление обменов происходит в условиях интеграции и глобализации мирохозяйственных связей, что требует соответствующих знаний и соблюдения международных норм и правил. Контракт считается основополагающей формой человеческого взаимодействия, однако «обобщающей экономической теории контрактов нет» и «многие важные вопросы еще не получили общепринятого решения».В связи с этим необходима сегодня глубокая и обстоятельная теоретическая проработка проблем совершенствования контрактных отношений в целом.

Контракт (договор) - соглашение об обмене пучками прав собственности, которое является результатом свободного и осознанного выбора индивидов в рамках, заданных институтами. Основные принципы контрактных отношений [6]:

1. Принцип свободы договора.

2. Принцип взаимности обязательств. Составляющие контракта [6]:

1. Предмет контракта - вид совместного действия и способы согласования его между сторонами.

2.    Размер -  объективный и субъективный. Контакт объективно мал, если сумма контракта не превышает размеров, установленных в законодательном порядке судебной инстанцией конкретной страны (в России нет этого параметра). Субъективный размер контракта устанавливается самим участником. Если сумма контракта составляет значительную долю его капитала, то для него такой контракт – субъективно большой.

3.    Продолжительность и частота - от мгновенного (точечного) до контракта с неопределенным сроком. Например, купля-продажа в магазине батона хлеба и пожизненный найм профессора в университете.

4. Формальность - писаный и неписаный контракт.

5. Объем полномочий – степень свободы действий каждой стороны при выполнении контракта.

6. Обязательства сторон - в том числе размер возмещения, получаемого участниками.

7.   «Причастность» - касается отдельных условий сделки (оговорки типа «с ведома собственника», «без ведома собственника», «по согласованию сторон»).

8.   Правила и процедуры улаживания конфликтов - переговоры, арбитражный суд, международный суд.

9. Условия расторжения (прекращения действия) контракта.

Огромный вклад в изучение, развитие и понимание теории контрактов, с учетом современных реалий, внесли нобелевские лауреаты 2016 года по экономике Бенгт Холмстрем и Оливер Харт. Они сконца70-х годов прошлого столетия, достаточно успешно работали над разработкой теории контрактов, стимулов экономического поведения и над вопросами корпоративного управления, мотивации персонала и формирования корпоративной культуры [1].

В 1979 году Бенгт Хольмстрем вывел  и формализовал  «принцип  информативности», который подразумевает, что оплата труда агента должна зависеть от переменных (сигналов), которые обеспечивают  информацию  о его  действиях,  отделяя  случайные  факторы  («шум»),  не связанные с действиями агента. Он считал, что если ставить вознаграждение агента в зависимость от абсолютного параметра (например, объема выпуска, продажи или капитализация фирмы), то «плохой» агент может выигрывать просто от хорошего состояния экономики или рынка, а «хороший» – проигрывать от плохой ситуации в экономике.

Применительно к вознаграждению менеджера принцип Хольмстрема означает, что недостаточно привязать его зарплату к стоимости акций только его компании: котировки во многом зависят от факторов, находящихся за пределами контроля менеджмента. Более правильное решение, считал Хольмстрел, – учитывать динамику стоимости акций и других компаний, например, из той же отрасли. Цена акций относительно стоимости сопоставимых фирм –

более информативная переменная.

Кроме того, ученый разработал теорию динамических стимулов. В отличие от классической теории контрактов, в ней предусмотрена ситуация, когда для работника нельзя создать стимулы, но он все равно работает много, чтобы создать хорошую репутацию, произвести впечатление на рынок и сменить работу при исчерпании возможностей на своем нынешнем месте. Но может быть и обратная ситуация: многие работники сознательно не раскрывают полностью свои способности и компетенции, чтобы не давать руководителям основания эксплуатировать эти компетенции все больше и больше [3].

Гарвардский профессор Оливер Хартглубоко исследовал роли структуры собственности и контрактных договоренностей в корпоративном управлении. Он отмечал, что в реальном мире невозможно заранее составить исчерпывающий, совершенный контракт. Поэтому в условиях, когда не все переменные или потенциальные состояния мира можно оговорить в контракте, нужно определить третью сторону, которой будет дано решать, что делать, когда стороны контракта не могут договориться.

Теоретические изыскания Харта и его коллег могут быть применены при анализе сложных финансовых контрактов и приватизации активов. Роль в этой ситуации играет тот, кто именно может принимать решения – обладает формальными правами, а также реальными возможностями (информацией, необходимой для принятия разумного решения)[2].

Контрактная теория остается относительно новым направлением экономической мысли. Ее важность заключается в том, что она сглаживает ряд недостатков и нереалистичных предположений обычной неоклассической теории, позволяет формализовать идеи старых институционалистов, которые не очень любили математические методы. В учебниках она часто абстрагируется от нефинансовых факторов, присущих экономическому взаимодействию в реальной жизни[7]. В реальности все далеко не так, т.к. на формирование цен влияют высокие транзакционные издержки, а также риски возможного получения продукции плохого качества. Контрактная теория, в отличии от неоклассической, учитывает и все параметры нефинансового характера, содержащиеся в устных или письменных сделках и которые способны влиять на решения сторон сделки. Контракты способны существенно ослабить конфликт интересов между участниками экономических сделок, в связи с этим они получают широкое распространение и более сложных формах взаимоотношений участников экономических сделок.

Современная теория контрактов базируется, во многом, на ключевых моделях финансового менеджмента [2]:

1.   Модель асимметрии информации (сложности в формулировке контрактов часто связаны с разным распределением информации между участниками сделки; проблема, которую решает теория контрактов, заключается в том, чтобы выявить информацию и предложить агенту оптимальный контракт, который учитывал бы его тип и одновременно стимулировал бы агента к большей добросовестности).

2. Принципал-агент конфликт (в условиях неправильно составленных контрактов одни типы агентов могут выдавать себя за других, чрезмерно высокие ставки в кредитных соглашениях могут привлекать мошенников).

3.       Модель информационных сигналов (предусматривает возможность агента до момента заключения контракта послать «сигнал» принципалу о себе, доказав ему свою принадлежность к «высшему» типу: порядочному заемщику, образованному работнику, добропорядочному страхователю, надежной авиакомпании и т.д.).

4.   Модель морального риска (асимметрия информации проявляется уже после заключения сделки, агент выбирает стратегию действий, которые трудно контролировать принципалу).

5.   Модель неполных контрактов (в неполных контрактах, в отличие от полных, которые в чистом

виде существуют только в теории, невозможно полностью прописать действия сторон в будущем, поскольку невозможно все учесть и предусмотреть все варианты развития событий.

Выводы, предложения и рекомендации основателей контрактной теории уже сегодня применяются для решения широкого круга практических проблем, т.к. большинство экономических отношений имеет договорную природу. Контракты наполняют все сферы экономической жизни на глобальном, государственном и корпоративном уровнях. Но наибольшее значение контрактная теория приобретает в сферах, критически зависимых от асимметрии информации, морального риска, трудностей поиска и оценки качества товаров или услуг[5, 8].

В заключении отметим, что благодаря  последним разработкам ученых, работающих в области контрактов, особенно лауреатов нобелевской премии за 2016 год в области экономикиБенгтаХолмстрема и ОливерераХарта,созданы новые теоретические инструменты для глубокого понимания сущности контрактов, которые встречаются в современной жизни и обеспечения их успешной реализации в интересах конкретных участников контрактных отношений и всего общества.

Список использованных источников

 

1.     Портал[Электронныйресурс]-      Режимдоступа:https://ru.insider.pro.

2.     Портал[Электронныйресурс]-    Режимдоступа:http://www.rbc.ru.

3.     Лисицына, Е.В. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.В. Лисицына, Т.В. Ващенко, М.В. Забродина;Подред.К.В.Екимова.- М.:НИЦИНФРА-М,2013.- 184 c.

4.      Портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://megabook.ru.

5.     Мамедов, А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях глобального финансового рынка / А.О. Мамедов; Под ред. В.А. Слепов. - М.: Магистр, 2007. - 300 c.

6.     Хиггинс, Р. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / Р. Хиггинс; Пер. с англ. А.Н. Свиридов. - М.: Вильямс, 2013. - 464 c.

7.     Шевцов В.В., Волохатых А.А. Управление инновационными проектами и российская специфика. Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента, / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Самара, 2016, 285 с.

8.     Шевцов В.В., Рытик А.А. Стратегии выхода российских предприятий на зарубежные рынки в современных условиях. Актуальные исследования гуманитарных, естественных и общественных наук: материалы VII Всероссийской с международным участием    научно-практической конференции (Новосибирск, 27 июня 2016 г.).- Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2016.- с.100 РИНЦ