Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

В статье рассматриваются особенности стратегического управления инновациями на предприятиях. Рассмотрены основные направления стратегического управления инновациями. Определены цели стратегического управления инновациями. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование стратегической цели управления инновациями.

Ключевые слова: стратегическое управление инновациями, стратегическая цель, стратегическое планирование.

Стратегическое управление инновациями определяет круг вопросов, касающихся планирования, организации и реализации инновационных проектов, определяющих вектор направления и дальнейшего развития предприятия. Инновационные стратегии являются основой для дальнейшего успешного развития компании. Инновационное развитие предприятия это результат профессионального менеджмента. Главная задача предприятия заключается не только в разработке инновационной стратегии, а в эффективной ее реализации. Тщательно продуманная инновационная стратегия и эффективная ее реализация предоставит больше шансов компании занять позиции лидера на рынках наукоемкой продукции.

Таким образом, детально проработанная стратегия позволит компании предвидеть глобальные изменения в экономической ситуации и определить пути выхода из кризисных ситуаций, обеспечит ее устойчивое развитие.

Ядром инновационной стратегии являются нововведения. Стратегия нововведений предполагает комбинирование инновационных направлений развития предприятия с капиталовложениями. Политика нововведений базируется на поиске технологических и инвестиционных возможностей предприятия. Таким образом, инновационная стратегия представляет взаимозависимый комплекс действий направленных на усиление позиций компании на рынке по отношению к конкурентам. С разработкой инновационной стратегии связано формирование     планов    проведения     маркетинговых     исследований     и     инновационных     разработок.

Стратегическое планирование базируется на определенных целях, базисными из которых являются следующие:

1.                   Эффективное распределение финансовых, трудовых, производственных  ресурсов.

Определяется эффективный портфель финансовых, трудовых и производственных ресурсов предприятий.

2.                   Адаптация к окружающей рыночной среде. Проводится анализ маркетинговой среды предприятия, для определения внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие компании.

Стратегическое планирование базируется на многочисленных маркетинговых исследованиях и основано на анализе информации о рыночной среде. Это обстоятельство позволяет проводить контроль рыночных факторов, влияющих на развитие предприятия. Разработка инновационной стратегии должна строиться на стратегической цели компании. Стратегическая цель компании должна учитывать основные факторы:

-           профиль деятельности предприятия;

-           кадровые ресурсы;

-           финансовые ресурсы;

-           производственные ресурсы;

-           неконтролируемые и неконтролируемые факторы, внешней среды, влияющие на деятельность компании.

Аналитический характер стратегического управления базируется на оценке текущей ситуации и

прогнозировании будущей, нацеливании на принятие взвешенных решений, формирование будущих рыночных тенденций. Мыслящий сегодняшним днем менеджер может использовать только существующие возможности, которые значительно ограничены как рамками рынка, так и сформировавшимися пристрастиями потребителей, поведением конкурентов.

Среди показателей (переменных), которые анализируются в рамках стратегического управления, главными являются: текущая рентабельность, оборот по производимым товарам. Отсюда стремление больше вкладывать и поддерживать продукты, успешные на сегодняшний день. Стратегическое управление интересуют переменные, описывающие новые рынки, товары, способные прийти на смену сегодняшним, принести будущие прибыли.

Необходимость изучения бизнес-среды, ее мониторинга связана с пониманием изменчивости рыночных процессов в стратегическом управлении инновациями, тогда как тактический воспринимает биз- нес-среду стабильной. Если же происходят какие-либо изменения, предприятие вынуждено подстраиваться под них, значительно теряя в оперативной эффективности. Компании, использующие подходы стратегического управления, прогнозируют изменения и готовят альтернативные планы развития, стараясь предвосхитить и извлечь выгоду с будущих тенденций.

Среди задач стратегического управления инновациями выделяются решения по инструментам менеджмента, комплексность подхода достигается только при формировании общей концепции, подчиненной строго установленным целям при использовании стратегического подхода. Цели стратегического управления инновациями зависят в таком случае от предварительной оценки привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия.

Суть стратегического управления инновациями соответствует схеме, представленной на рисунке 1:
Из рисунка видно, что стратегическое управление инновациями заканчивается разработкой тактических мероприятий, являющихся логическим продолжением стратегического управления инновациями.

Стратегическое управление инновациями нацеливает компанию на привлекательные экономические возможности и направления, адаптированные к ресурсам и преимуществам, обеспечивающие потенциал для ее рентабельности и роста. Инновационная стратегия является частью корпоративной стратегии, основные задачи которой — расширение бизнеса, развитие технологического потенциала и рост производства, создание новых товаров и освоение новых рынков.

Таким образом, представленная систематизация теоретических и функциональных аспектов в стратегическом управлении инновациями на предприятии позволяет сделать вывод о необходимости проведения постоянных исследований в данной области. Кроме того, изучение этих аспектов создает необходимую основу для последующего решения практических задач разработки и реализации инновационной стратегии развития предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей их деятельности в нестабильной рыночной среде.

 

Список использованных источников

 

1.                   Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно- технической сфере. Изд-во: Феникс. 2012. 544 с.

2.                   Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский// - М.: Гардарики, 2012 – 372с.

3.                   Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. Изд-во: Центрполиграф. 2010. 288 с.

4.                   Медынский В. Инновационный менеджмент. Изд-во: Инфра-М. 2012. 304 с.