Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Преобразования рыночной российской экономики, как показывает практика, осуществляются практически на макроэкономическом уровне. Еще в конце ХХ века расширение рыночных отношений в России привело к тому, что предприятия, в том числе и сервиса, стали реально продаваться и покупаться, а в дальнейшем и перепрофилироваться по усмотрению собственника. Широкие слои населения в 90 годы приняли решение заняться бизнесом, из идеологического небытия в Россию вернулись основные понятия капитала, возрождалась частная и корпоративная собственность, индивидуальное предпринимательство, проводилась приватизация предприятий.

    Новоиспеченные мелкие частные собственники, владеющие предприятиями и капитальными ценностями, довольно быстро определили главной целью своей деятельности – получение прибыли и финансовых активов в любой форме. Если централизованная государственная экономика ранее через инструмент планирования определяла необходимое для региона, города и т.п. количество предприятий и сферу их деятельности, то новые хозяйственные реалиии позволяля предпринимателям самостоятельно выбирать приоритеты организации нового бизнеса, рынки сбыта продукции. Сфера услуг в качестве компонента отраслей хозяйства стала невыгодна предпринимателям, ввиду невозможности получения сверхприбыли и быстрой окупаемости вложенных средств, из-за сложившихся повсеместно условий. Такая ситуация, основанная на отсутствии удовлетворения частнособственнических интересов большинства потребителей, привела к проблемам и трудностям.

   Проблемы в организации деятельности предприятий можно частично объяснить несовершенством законодательной базы, отсутствием у предпринимателей опыта работы в условиях конкуренции, открытием рынка зарубежных товаров и в первую очередь изделий повседневного спроса, аудио и видео техники, бытовой техники, обуви, одежды и т.д., не всегда хорошего качества, но по приемлемым ценам. Такая ситуация привела к значительному снижению предприятий, выпускающих изделия для населения. В начале нашего столетия ситуация стала меняться, однако малый бизнес продвигается с трудом.

   Поэтому сегодня, особенно в условиях кризиса, необходимо изменить подход к развитию экономики и принципов работы малых предприятий.

    Сегодня необходимо внедрять в сферу малого предпринимательства современные подходы к менеджменту и на первое место ставить потребителя продукта или услуг, его потребности и обеспечение достойного уровня жизни в стране. Отсюда следует, что важнейшими целями любой организаторской деятельности коммерческих предприятий должно быть, в первую очередь, удовлетворение запросов потребителей, организация рабочих мест и только затем получение при этом прибыли. Очевидным является необходимость создания в каждой организации экономического потенциала, составляющими которого являются: наличие человеческого капитала, основного и оборотного капитала, а также информация. В сложившейся ситуации эти проблемы можно решить посредством инновационных подходов к организации и планированию деятельности предприятий.

    Для проектирования рациональной системы организации и планирования деятельности предприятия необходимо исследование актуальных сегодня проблем с учетом специфических и региональных особенностей каждой отрасли в отдельности. В настоящее время сфера услуг рассматривается как полноценная и неотъемлемая часть российской экономики, равнозначная сельскому хозяйству и промышленности. Для организации конкурентоспособных и эффективно работающих предприятий сервиса необходимо знать их специфику, проблемы и своеобразие изнутри, это позволит создавать рационально организованные и рационально спланированные технологические процессы и процессы оказания услуг. Поэтому современное предприятие сервиса с точки зрения его организации обязательно рассматривается как система на основе объединения факторов влияния внутренней и внешней среды. При этом необходимо точно следовать политике приоритетов, первоочередной задачей сегодня является качество, конкурентоспособность продукции и услуг в соответствии с выявленными на основе маркетинга запросами потребителей, а затем еѐ объемы.

    Отличительными особенностями современной организации, обладающей административно-хозяйственной самостоятельностью, по управлению и планированию работ на предприятиях является административный персонал, обязательно владеющий менеджментом. На основе зарубежного опыта выявлено, что менеджер является не просто руководителем, его работа нацелена на конкретный экономический результат, достижение эффективности производства и только в итоге получение прибыли. Таким образом, в современных условиях помимо профессиональных знаний по специальности и технологии производства каждому специалисту сферы сервиса необходимо быть одновременно и менеджером.

    В современной литературе представлены различные виды организации и управления, сформулированы признаки классификации управления и основные системные признаки. Наиболее известными являются системы управления О.С. Виханского и А.И. Наумова, которые выделили три подсистемы управления: структурно- функциональную; информационно-поведенческую; саморазвития или самосовершенствования. Система организации и управления предложенная проф. Р.А. Фатхутдиновым состоит из четырех подсистем, это: целевая, обеспечивающая, функциональная и непосредственно управляющая.

   Учитывая особенности сферы сервиса можно с уверенностью констатировать, что структура предприятий этой сферы весьма разнообразна, а организация и деятельность направлена на оказание различных видов услуг населению, поэтому необходимо разработать комплексную систему управления.

    Организация работ на предприятиях сервиса профилируется в соответствии с принятым делением видов услуг на основе способа их оказания. Материальные услуги, связаны с изготовлением новых изделий или восстановлением потребительских свойств бывших в эксплуатации. Нематериальные услуги – это услуги обеспечивающие удовлетворение личных, в основном физиологических потребностей потребителя.

    Поэтому необходимо рассматривать систему организации и управления на предприятиях сферы сервиса отдельно с учетом специфических черт, обусловливающих и особый подход к предпринимательской деятельности, нацеленной на удовлетворение и формирование спроса на услуги. Основные особенности современного рынка услуг сформулированы в работе Песоцкой Е.В. Наиболее важными являются: необходимость в проведении территориальной сегментации спроса; форма предоставления услуг и спроса; учет локального характера услуг; специфика самого процесса оказания услуг – наличие личного контакта производителя и потребителя услуг; высокая степень дифференциации услуг; изначальная неопределенность результата и качества предоставляемой услуги.

    Кризисное состояние рынка, показывает необходимость изменения системы организации и управления предприятий сферы сервиса, совершенствования с точки зрения  менеджмента и высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям ситуативных факторов рынка. Опыт работы лучших, эффективных предприятий за рубежом и в России показывает, что предприятиям сервиса в современных условиях необходимо:

-владеть ситуационным подходом к управлению;

-признание важности и возможности быстроты и адекватности реакции на изменение рынка;

-использование знаний работников в качестве главного источника получения прибыли и создание условий для реализации их потенциала;

-внедрение системы управления направленной на повышение роли организационной культуры, мотивацию работников и стиль руководства;

-анализировать вопросы организации производственных процессов выполнения услуг;

-исследовать проблемы сервисного обслуживания потребителей;

-внедрять систему управления качеством услуг;

-совершенствовать организацию оплаты труда;

-осуществлять бизнес-планирование, в том числе при разработке нового вида услуг.

-разработать идеологию и имидж предприятия в поддержании, которого заинтересованы все работники;

-использовать общие положения брендинга и рекламы;

-разработать фирменный стиль;

-использовать сеть Интернет.

    Таким образом, в современных условиях рынка наиболее перспективной можно считать систему управления направленную на улучшение показателей организации и эффективности технологических процессов, оптимальную с точки зрения еѐ участников. В современной предпринимательской деятельности система управления должна состоять из следующих подсистем: стратегическая, координационная – целевая, кадровая, производственная, комплексного развития, организации продаж.

     Приведенная подсистема управления в сфере сервиса позволит обеспечить эффективное осуществление процесса изготовления изделий и оказания услуг. Она позволит определить оптимальный объем и ассортимент выпуска изделий для удовлетворения потребности клиентов; текущие параметры технологических процессов; рациональную загрузку оборудования; количество работников в процессе; организацию выбора материалов, комплектующих деталей, информацию для потребителей, своевременного ремонта оборудования, оперативно устранять сбои и неполадок в технологическом процессе, контролировать качество изделий и услуг.