Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Одним из следствий развития глобализационных процессов в мировой экономике является глобальная конкуренция. Благодаря информационным технологиям и свободной торговле многие компании могут конкурировать друг с другом далеко за пределами своих национальных рынков не только за потребителей, но и ресурсы, делая ставку на обретение и укрепление таких конкурентных преимуществ, которые позволят им занять устойчивую позицию на мировом рынке. Новые конкурентные условия функционирования бизнеса в эпоху глобализации обусловливают необходимость разработки и реализации конкурентных стратегий, адаптированных к ним, поэтому изучение сущности эффективных конкурентных стратегий в современных условиях, а также их сравнительный анализ с базовыми конкурентными стратегиями в целях выделения этих особенностей, вызывает интерес.

В теории стратегического управления конкурентный аспект получил развитие в работах многих современных зарубежных и отечественных авторов. Анализ и обобщение результатов их исследований позволяют заключить, что, несмотря на многообразие конкурентных стратегий, можно выделить пять основных их типов, по лежащим в их основе конкурентным преимуществам и рыночным условиям реализации [4]. Так, выделяют конкурентную стратегию лидерства в издержках, базирующуюся на преимуществе в низкой себестоимости и цене продукции, а также стратегию дифференциации, в основе которой – уникальные качественные характеристики продукции. Эти стратегии могут реализовываться как в масштабах всего отраслевого рынка, так и на его отдельных сегментах, в последнем случае эти стратегии называют, соответственно, стратегиями фокуса на издержках или дифференциации. Пятый вид конкурентной стратегии основывается на инновациях, обеспечивающих преимущества инициирования нового продукта на рынках любого масштаба.

Одним из проявлений глобальной экономики являются интеграционные процессы, поэтому одним из стратегических результатов может быть создание интегрированного предприятия для получения выгод от использования дешевой рабочей силы, производства товаров в большем объеме для обслуживания крупного рынка по оптимальным ценам [2].

Вариацией результата реализации стратегии интеграции является создание компаний-сетей, именуемых также «виртуальными предприятиями». Сущность такой стратегии организации бизнеса состоит в выполнении головным предприятием только определенных операций в рамках цепочки создания ценностей и делегировании других сторонним хозяйствующим субъектам по принципу аутсорсинга. Важно отметить, что головная компания должна обладать несомненным превосходством в выполнении данной операции или осуществлении определенного процесса, оберегая достигнутые конкурентные преимущества. Зачастую, при реализации именно этой стратегии конкурентная борьба на рынке приобретает неценовой характер, поскольку позволяет создать товар с уникальными характеристиками, которые ценят потребители. А интеграция предприятий – элементов сети на основе единой информационной системы обеспечивает всей компании значительные возможности для быстрого реагирования на изменения внешней среды, что особенно актуально для глобального рынка. Таким образом, осуществление интеграционных действий при стратегической организации деятельности виртуальных предприятий на глобальном рынке обеспечивает как обретение конкурентных преимуществ низкостоимостного лидерства, так и дифференциации продукции, не исключена и возможность их успешной комбинации

Помимо интеграционных процессов, инновационность компаний – важный элемент их стратегической деятельности в условиях глобального бизнеса. Так, Ч. Ким и Р. Моборн предлагают реализовывать стратегию «голубого океана», основанную на создании не существовавшего ранее спроса на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать со множеством конкурентов на малоприбыльных рынках («красный океан») [6]. Аналогичную идею высказывают и Г. Хамел и К. Прахалад в своей книге «Конкурируя за будущее» утверждая, что стратегия, основанная на интеллектуальном лидерстве и ключевых возможностях, способна создать новые рынки. Ведущая роль инновационного аспекта при формировании стратегии достижения значительных финансовых результатов за счет создания новых продуктов или услуг, отмечает и Д. Ф. Мур в работе «The Death of Competition». По мнению автора, главной предпосылкой обеспечения инновационной  активности является способность интегрировать деятельность партнеров и управлять их сотрудничеством в широких масштабах [5].

Важной особенностью конкурентной стратегии предприятия, функционирующего на глобальном рынке, является и ее многонациональный характер. Многонациональность выражается в приспособлении компании к различным потребностям обслуживаемых национальных рынков в виде дифференциации свойств продукции, особенностей ее производства и продвижения с учетом конъюнктуры этих рынков. Поэтому, несмотря на затратоемкость, реализация стратегии фокусировки на принципах дифференциации в сочетании с высоким имиджем может обеспечить предприятию устойчивую конкурентную позицию [3].

Заслуживает внимания и обретающая большую популярность стратегия бенчмаркинга, осуществляемая в последнее время многими зарубежными компаниями [1]. Основанная на поиске эталона рыночной деятельности, изучении чужого опыта и внедрении его в собственную практику, данная имитационная стратегия позволяет не только осмыслить как работают передовые компании для внедрения их опыта в практику собственного бизнеса в целях совершенствования бизнес-процессов меньшими затратами,  но и наладить  информационный обмен  с окружением для определения основных тенденций развития рынка, анализа конкурентной среды. Поскольку эта стратегия ориентирована преимущественно на один из трех ценностных критериев: отлаженность операционной деятельности, формирование доверительных отношений с клиентами, обеспечение превосходства продукта [1], поэтому ее реализация обеспечивает достижение, соответственно, трех конкурентных преимуществ: более низких цен в отрасли; превосходства в обслуживании на основе быстрой адаптация товаров к потребностям клиентов; инновационной активности, обеспечивающей внедрение на рынке новшеств. Таким образом, бенчмаркинг как вариация глобальной конкурентной стратегии, обеспечивает обретение трех из пяти возможных конкурентных преимуществ, взятых в сочетании.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что все базовые конкурентные стратегии остаются актуальными в условиях глобализации. При этом важно отметить, что эти стратегии теперь разрабатываются не обособленно, а в сочетании, причем с превалирующим значением инновационного начала.

 

Список литературы

1.      Альтернативные модели построения стратегии. Режим доступа: http://marketopedia.ru/30-alternativnye- modeli-postroeniya-strategii.html

2.      Глобализация и интеграция – закономерные объективные процессы Режим доступа: http://www.market- journal.com/voprosiupravleniya/42.html

3.      Касьянова  Ю.П.  Конкурентные  стратегии  фирм  на  международных  рынках.  Режим  доступа: http://www.economy-confer.com.ua/full_article/848/

4.      Портер М.Е. Конкурентное  преимущество:  как  достичь  высокого  результата  и  обеспечить  его устойчивость / Портер М.Е. – М.: Экономическая наука, 2005. – 167 с.

5.      Уроки лидерства весеннего крокуса, или Разработка стратегии в условиях неопределенности // Журнал Стратегии. Режим доступа: http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=141#sthash.v6vmNPVv.dpuf

6.      Chan Kim W. Mauborgne R. Blue Ocean Strategy: From Theory to Practice / W. Chan Kim, R. Mauborgne // California Management Review. – 2005. – №3. Vol. 47. – p. 1– 119.