Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ВНЕДРЕНИЯ ЭТАПОВ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Альметьевск
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Цель данной работы - на основе теоретических и практических материалов по процессному подходу разработать последовательность внедрения этапов процессного подхода на предприятии. Актуальность данной работы заключается в необходимости повышения эффективности деятельности предприятий, обусловленной повышением требований со стороны потребителей относительно качества продукции. Научная новизна работы – обобщение, анализ и дополнение методики  внедрения этапов процессного  подхода.  Практическое  значение заключается в том, что полученные результаты позволят совершенствовать организацию управления деятельностью предприятия.

Анализируя и суммируя различные подходы, сформулируем следующее определение процессного подхода.

Процессный подход – это подход к управлению деятельностью предприятия, основанный на выделении взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, успешное функционирование которых в совокупности обеспечивает достижение главной цели предприятия.

Суть преимущества процессного подхода - непрерывное управление деятельностью предприятия посредством разложения его на составляющие процессы.

Проанализировав работы авторов Петиной Н., Ибрагимовой М.Е., Репина В.В., предлагаем совершенствовать последовательность внедрения этапов процессного подхода как представлено на Рисунке 1.


Таким образом, можно выделить следующие этапы внедрения процессного подхода с конкретизацией содержания в подпунктах:



Этап I. Составление схемы процессов.

1.   Выделение главной цели деятельности предприятия.

2.   Выделение основных, вспомогательных процессов, процессов управления и определение их цели. В основе процессного подхода лежит понятие «процесс».

Процесс — это последовательность работ в результате осуществления которых создается ресурс, имеющий ценность для потребителя.

Основной процесс – это процесс, который преобразует ресурсы для создания используемого внешними потребителями продукта.

Вспомогательный процесс – это процесс, который поставляет обеспечивающие ресурсы на вход других процессов.

Процесс управления – это процесс, поставляющий на вход других процессов ресурсы по управлению [5, с.40].

3.   Проведение декомпозиции каждого процесса. Декомпозиция – это разделение целого на составляющие.

4.   Определение последовательности и взаимосвязи в системе процессов.

Декомпозиция дает возможность построить иерархию процессов, отражающую взаимосвязь процессов между собой (Рисунок 2).



Этап II. Установление критериев для каждого процесса.

1.   Описание последовательности работ внутри каждого процесса.

Для соответствующего выполнения процессов разрабатываются регламенты и инструкции. Регламенты описывают процессы взаимодействия исполнителей, инструкции – порядок действий отдельных исполнителей при реализации процессов [4, с. 23].

2.   Определение ключевых показателей эффективности для каждого процесса.

Ключевые показатели эффективности – это параметры, используемые для измерения хода выполнения работы по отношению к ключевым стратегическим целям организации [1, с. 13].

Этап III. Определение границ каждого процесса.

1.   Определение входов для каждого процесса и установление требований к ним.

Вход процесса – это предоставляемый другими процессами ресурс, который необходим для успешного выполнения процесса.

2.   Определение выходов для каждого процесса и установление требований к ним. Выход процесса – это ресурс, получаемый после выполнения процесса.

Этап IV. Назначение ответственных лиц для каждого процесса и обеспечение их взаимодействия.

1.   Определение владельца для каждого процесса.

Владелец процесса – это ответственное за конечные результаты процесса лицо, которое имеет полномочия управлять процессом, распоряжаясь необходимыми для функционирования процесса ресурсами.

2.   Определение поставщика каждого процесса.

Поставщик процесса – это субъект обеспечивающий процесс необходимыми для его функционирования ресурсами.

3.   Определение потребителя каждого процесса.

Потребитель процесса – это субъект, который обладает полномочиями выдвигать требования к конечному результату выполнения процесса, используя их в дальнейшем для выполнения своего собственного процесса.

4.   Налаживание информационных потоков.

На Рисунке 3 приведена взаимосвязь всех участников процесса [2, с. 12].



Кроме того, участники различных процессов взаимодействуют друг с другом. Это требует обеспечения налаженных информационных потоков.

Этап V. Организация контроля процессов.

1.   Создание системы документации для контроля каждого процесса.

2.   Назначение ответственных лиц, ведущих мониторинг и контроль процессов.

3.   Определение периодичности контроля над каждым процессом.

VI. Проведение непрерывных улучшений.

1. Внедрение цикла Деминга.

Цикл Деминга – это непрерывный процесс совершенствования деятельности, который представлен в виде циклической последовательности этапов: plan (планирование) à do (выполнение) à check (проверка) à act (корректировка) [3, с.130].

Таким образом, с точки зрения процессного подхода предприятие рассматривается как система, которая потребляет ресурсы на входе, преобразует их и выдает на выходе товары (услуги). У каждого процесса есть своя цель. Выполнение в совокупности целей всех процессов приводит к достижению целей компании.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что использование процессного подхода позволит предприятию:

-   сделать систему управления прозрачной для руководства предприятия;

-   сосредоточить усилия высшего руководства на стратегических процессах;

-     обеспечивать прозрачность делегирования полномочий за счет описания процессов, их разумной формализации;

-    оценивать результативность управления через систему критериев на каждом этапе производственного процесса предприятия;

-   обеспечивать нацеленность на результат;

-   построить эффективную систему мотивации, направленную на максимальный учет результатов работы;

-   обеспечивать четко определённый порядок на предприятии;

-   повышать степень ответственности персонала предприятия;

-   повышать качество, производимой предприятием продукции (услуги).

 

 

Список литературы

1.      Бон Дж. ИТ Сервис – менеджмент. - США: «Van Haren», 2007. - 318 с.

2.      Бьёрн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред.Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с.

3.      Вольфсон Б.Л. Гибкое управление проектами и продуктами. - СПб.: «Питер», 2014. – 144 с.

4.      Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов. - М.: «Флинта», 2011. – 99 с.

5.      Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: «Литрес», 2015. – 17994 с.