Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Актуальность темы исследования.

Процессы глобализации, геополитики, информатизации и трансформации потребительского рынка, а также возрастающая конкуренция детерминируют кардинальные изменения конкурентной политики компаний и вынуждают их формировать принципиально новые способы коммуникаций с потребителем, поскольку традиционные становятся не эффективными.

Вместе с тем, длительное время проблеме комплексного взаимодействия с потребителем при помощи всех каналов маркетинговых коммуникаций,  их интеграционному, синергетическому воздействию в научной литературе не уделялось достаточного внимания.

Традиционно решение этой проблемы связывается специалистами с совершенствованием системы внешних коммуникаций. Однако, по данным исследования, низкая эффективность чаще всего связана не столько с несовершенством внешних или внутренних маркетинговых коммуникаций, сколько с тактическим несоответствием функционирования этих двух подсистем в решении стратегических задач предприятия [7; 8].

В этой связи представляется целесообразным, более глубокое исследование взаимосвязи внутренних и внешних маркетинговых коммуникаций на основе системного подхода.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическими и методологическими предпосылками разработки проблемы послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей, а также ученых в области маркетинговых коммуникаций: Г.Л. Багиева, Л.Е. Басовского, Дж. Бернет, С. Мориарти, В. Кулибанова, И.В. Крылова, Ж.Ж. Ламбена, Ф. Котлера С.В. Мхитаряна, В.П. Негановой, Т.М. Орлова, А.П. Панкрухина, О.А. Самагина, Н.А. Семенова, И.М. Синяева, В.А. Спивака, Дж. Р. Россистера, Л. Перси, Ф.И. Шаркова, Ю.Л. Щеглова и др.

Анализ научных подходов к пониманию сущности понятия «маркетинговых коммуникаций» подтверждает многоаспектность данного термина и его дискуссионность [1; 3; 4; 6; 8; 10]. Разнообразные многочисленные трактовки понятия «маркетинговых коммуникаций» дают основания для выделения наиболее значимых аспектов этого феномена для дальнейшего анализа. В научной литературе ряд авторов обращают внимание на то, что маркетинговые коммуникации – это процесс передачи информации и коммуникации, направленные во вне [2; 5]. При этом учитывается комплекс маркетинга или его отдельные составляющие [11; 12], акцентируется внимание на процессе сбора информации о маркетинговой среде и принятии адекватных ситуации решений. [1].

Вместе с тем, бизнес-практики показывают, что в условиях функционирования современного российского потребительского рынка недостаточно рассматривать маркетинговые коммуникации только как отдельные инструменты комплекса маркетинга, ориентированные во вне. На этапе развития маркетинга взаимоотношений целесообразно интегрировать их в общую систему, которая стремится вовлекать потребителя в деятельность предприятия, создавая определенный синергетический эффект [7; 9; 15].

В этой связи представляется актуальным использование комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), который стал ответом теории маркетинга на усложнение продвижения товаров и услуг на современном потребительском рынке.

Следует подчеркнуть, что в современной литературе существуют различные подходы к понятию интегрированных маркетинговых коммуникаций. Позиции авторов условно делятся на две основные категории. Одни авторы считают, что интегрированные маркетинговые коммуникации – это комплексное воздействие средствами коммуникаций на внешнюю среду, потребителя и на укрепление позиций товара или услуги на рынке. [3;13] Другие авторы считают, что интегрированные маркетинговые коммуникации включают в себя не только средства продвижения, но и использование мероприятий по мотивации персонала фирмы, созданию корпоративной культуры фирмы. [1; 6]

На основе проведенного анализа понятия «интегрированных маркетинговых коммуникаций», можно сделать вывод, что необходимо уделять внимание как внутренним, так и внешним коммуникациям, учитывая их тесную взаимосвязь, которая часто остаётся вне поля зрения специалистов. При этом особого внимания заслуживает система внутренних коммуникаций, способствующая эффективному функционированию системы внешних коммуникаций, которые, в свою очередь, позволяют достигнуть стратегических целей организации, таких как завоевание доли рынка, вывод нового продукта и пр. [8; 9].

Внутренние коммуникации в организации являются результатом внутренней самоорганизации, управления, практически - это обмен идеями, достижение соглашений, распорядительно-подотчетные отношения, обмен информацией по поводу реализации целей и задач организации, взаимоотношения с персоналом и между членами коллектива. Процесс внутренних коммуникаций должен строится на принципе достижения согласия сторон и реализовываться в форме межличностных и организационных отношений.

Существует множество трактовок понятия внутренних коммуникативных процессов. Внутренние коммуникации - смысловой и социально - содержательный аспект социального взаимодействия в группе. Внутренние коммуникации – это коммуникативные процессы, происходящие внутри организации. Такую коммуникацию еще называют межуровневой. [16] Внутренние коммуникации - процесс обмена информацией в системе. Термином коммуникация определяют так же совокупность технических средств, обеспечивающих процесс передачи информации. [17]

Внешние коммуникации распространяются за рамки организации, то есть коммуникатор или получатель сообщения находится за пределами структуры. Любая организация существует не изолировано, а во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций [7, 11].

Предприятия пользуются разнообразными средствами коммуникаций с составляющими своего внешнего и внутреннего окружения. Однако для максимально полного достижения стратегических целей компании в современных условиях представляется целесообразным гармонизировать среду, как внутренних, так и внешних коммуникаций, не просто устанавливать обратную связь с субъектами внешней и внутренней среды, а вовлекать их в деятельность организации, совместное создание ценностей [7; 8; 9].

Таким образом, предлагается рассматривать маркетинговые коммуникации компании как системное образование, с одной стороны - как внутреннее взаимодействие сотрудников организации, с другой стороны- взаимодействие с потребителями, конкурентами, поставщиками и другими референтными группами, строящееся на принципах не просто обратной связи, как это традиционно принято, а на вовлечении всех субъектов маркетингового окружения в деятельность предприятия с целью совместного создания ценностей.



Список литературы

1.      Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

2.      Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224с.

3.      Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. под ред. С.В. Божук. — СПб.: Питер, 2008.

4.      Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. под ред. Е.М. Пеньковой — М.; Изд. «Прогресс», 1992. – 733 с.

5.      Котлер Ф.300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2006. – 224 с.

6.      Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер.с франц. – СПб.: Наука, 2007. – 532 с.

7.      Неганова В.П. О сущности маркетинга взаимоотношений // Известия УрГЭУ. № 2(40). 2012. С.110-118.

8.      Неганова В.П. Маркетинг взаимоотношений: механизмы формирования портфеля потребителей // Известия УрГЭУ, №4,2012, С.193-205.

9.      Неганова В.П. Категория ценности в маркетинге взаимоотношений // Известия УрГЭУ, №3 (41) ,2012, С.122-128.

10.   Панкрухин А.П. Маркетинг; Гильдия маркетологов. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.

11.   Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.;

12.   Смит П., Бэрри К., Пулфорд А.       Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие/Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 415 с.

13.     Россистер Дж. Р., Перси Л. «Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. / Под ред. Л.А. Волковой – СПб.:«Издательство «Питер», 2012. – 656 с.

14.   Самагина О.А. Маркетинг. – В.: Воронеж, 2008. – 66с.

15.   Шарков Ф.И. «Управление маркетинговыми коммуникациями (интегрированный подход) - М.: Инфра-М. – 2008, с.256

16.   Ямпольская Д. Зонис М. Виды коммуникаций //Режим доступа: old.executive.ru/workshop/best/article_4508 (дата обращения 02.03.2011 г.)

17.   Яшин  С.  Виды  внутренних  коммуникаций//  Режим  доступа:  http://www.dizk.ru/kommunikativnoe- povedenie/vidyi-kommunikatsiy.html (дата обращения 02.04.2011 г.).