Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
29 января 2017г.

Условия деятельности подразделений федеральной таможенной службы России и российских компаний, работающих в сфере внешнеторговой деятельности, формируются в последние годы под воздействием двух основных определяющих тенденций:

-процессов международной экономической интеграции;

-модернизации технологии работы таможенных органов на основе внедрения информационных технологий.

Создание единого таможенного пространства с едиными правилами и согласованной политикой в отношении третьих стран меняет условия работы, как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности.При этом вопросы таможенного регулирования процесса перемещения товаров и транспортных средств, как за пределы, так и в границах данного объединения, остаются одними из ключевых факторов в деле формирования условий для эффективного функционирования торгующих организаций и экспортеров товаров.

Основным направлением совершенствования таможенных технологий, на которых в настоящее время сосредоточено внимание и таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности – это авторегистрация и автовыпуск – то есть организация работы по обработке массива деклараций преимущественно без участия человека. К данной цели таможенные органы России шли, начиная с 90-х годов, когда была разработана соответствующая концепция автоматизации таможенных органов. Однако, процесс занял более 20 лет, что не случайно, учитывая сложность поставленной задачи. Многие вопросы не решены или решены не полностью и на сегодняшний день.

Основные группы вопросов, которые требуют решения, представлены на рис.1




Задача машинной обработки информации предъявляет определенные требования к ясности и однозначности трактовки законодательных формулировок, а также адаптации законодательства к иному (компьютерному) способу обработки данных и принятия решений. Среди новых положений, ранее не отраженных в таможенном законодательстве в проектах таможенного кодекса ЕАЭС включены положения [2]:

-                      описывающие порядок передачи предварительной информации до пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами;

-возможность полностью автоматизированной обработки документов, регистрации и выпуска товаров без участия должностных лиц;

-          возможность не предоставлять товаросопроводительные документы, если они  имеются в распоряжении таможенного органа;

-в обязанность Комиссии ЕАЭС вменена обязанность официального опубликования форматов передачи информации, что может существенно улучшить качество используемого программного обеспечения и как следствие этого, сократить количество технических ошибок в документах. До настоящего времени этот процесс не был урегулирован.

Данные положения требуют дальнейшего развития, как в таможенном, так и в смежном законодательстве. В особенности это касается изменений подходов к ответственности за принятие решений в процессе таможенного контроля и выпуска товаров, а также придания юридической значимости сведениям предварительной информации, что создаст возможность использовать их на следующих этапах контроля.

Существенное влияние на процесс таможенного контроля имеет и наличие отсылочных норм, количество которых, вопреки ожиданиям сократить не удалось. Общая структура таможенного законодательства остается достаточно сложной, что связано с процессами расширения и углубления процесса международной экономической интеграции. Однако это создает сложности при формировании пакета товаросопроводительных документов. Ускорение процесса перемещения товаров и транспортных средств во  многом зависит от четкого понимания, какие документы, и в какой момент должны быть представлены таможенному органу. В последние годы значительное внимание уделялось сокращению числа запрашиваемых в процессе таможенного контроля документов. Количество запрашиваемых документов было включено в число показателей отражающих эффективность функционирования таможенных органов [3]. Много обсуждалась и тема использования принципа «одного окна». Здесь важными представляются следующие аспекты. Необходимо формирование системы, позволяющей обеспечить однократный ввод информации и ее последующее использование для формирования ряда таможенных документов и их таможенного контроля. Единые требования к составу информации позволяют сформировать:

-     предварительную информацию о товаре и транспортном средстве (за 2 часа до прибытия на таможенную территорию);

-   уведомление о прибытии на таможенную территорию;

-   транзитную декларацию.

В дальнейшем возможно формирование декларации на товар с некоторыми добавлениями на разных этапах продвижения товара. Таким образом, обеспечивается контроль «по горизонтали» в процессе поэтапной реализации таможенных операций вплоть до выпуска товара. Получение информации из альтернативного источника, позволяет таможенным органам осуществлять электронную обработку данных в процессе таможенного контроля, не требуя дополнительной информации от участника внешнеэкономической деятельности и избежав огромного количества дополнительных запросов бумажных документов и снизив вероятность фальсификации данных и обычных ошибок ручного ввода. Реализация принципа «одного окна» предполагает возможность широкомасштабного электронного обмена данными между таможенными органами, государственными контрольными органами и другими организациями, принимающими участие в движении товаров. (рис.2).


Работа по согласованию состава информации и подписанию протоколов информационного обмена велась таможенными органами достаточно интенсивно. Однако решение данной проблемы связано в основном со следующими моментами:

-      уровень оснащения государственных контрольных органов далеко не одинаков и не всегда соответствует требованиям информационного обмена;

-     отсутствует ясность о составе представляемых товаросопроводительных, предоставляемых на разных этапах таможенного контроля. прежде всего, это касается требований по предоставлению документов отражающих соблюдение запретов и ограничений, законодательные основания по представлению которых преимущественно имеют ссылочный характер на огромный массив законодательных актов, состоящий из Договора о Союзе, решений Комиссии ЕАЭС, законодательства стран-членов ЕАЭС. При этом, запреты и ограничения не разделяются на какие-либо подгруппы, позволяющие сформировать некий унифицированный подход к их предоставлению в процессе декларирования товаров. Нечеткость законодательства в данном вопросе существенно снижает эффективность предлагаемых к реализации таможенных технологий.

Недостаточно подготовлены к процессу внедрения новых технологий и многие участники внешнеэкономической деятельности. Использование таких процедур, как предварительное информирование, уведомление и декларирование транзита до пересечения границы, требует от участника внешнеэкономической деятельности довольно точных данных о характеристиках перемещаемой партии товара. Вместе с тем, на сегодняшний день многие держатели контрактов не имеют такой информации на момент отгрузки партии товара в электронном виде. С внедрением новых таможенных технологий у участника ВЭД могут измениться и сами цепочки поставок продукции. Меняется конфигурация информационных потоков, сопровождающих движение товаров от отправителя к потребителю. В связи с этим требуется:

- перестройка внутрикорпоративных информационных систем участников товародвижения, в том числе в целях получения точных характеристик по отгружаемым партиям товаров;

-   усовершенствования организация документооборота;

-   меняются функциональные обязанности персонала и требуется повышение его квалификация.

В ряде случаев имеют значение и условия работы участников ВЭД. В частности имеет значение степень покрытия различных регионов средствами связи и коммуникаций. Даже в некоторых регионах центральной России.

Важным моментом является и организация международного информационного взаимодействия. Договор ЕАЭС вводит принципиально новое понятие «трансграничное пространство доверия»[1], означающее совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами. Информационные электронные системы российских таможенных органов изначально строились с учетом международного опыта, как с точки зрения формирования таможенной технологии электронной обработки данных деклараций, так и с точки зрения использования международных форматов обмена данными. В связи с этим, представляется, что интегрирование с информационными системами, как государств Таможенного союза ЕАЭС, так и Европейского союза не имеет непреодолимых технических барьеров. К первоочередным направлениям информационного взаимодействия в рамках ЕАЭС необходимо отнести:

-           систему контроля за процедурой международного таможенного транзита;

-           контроль за фактом вывоза товаров с таможенной территории

-           систему статистики внешней и взаимной торговли

- получение информации о стране происхождения товаров и ряд других

Наиболее существенные изменения связаны с процедурой таможенного транзита. Расширение географии интеграционного объединения предъявляет особые требования к регламентации процедуры таможенного транзита. В новом таможенном законодательстве данная процедура регламентирована более детально. Помимо четкости применения таможенного законодательства появляются и некоторые перспективы для расширения и развития рынка услуг по перевозке и экспедированию перевозки товаров для компаний, зарегистрированных в странах ЕАЭС. Так правом помещения товара под процедуру таможенного транзита, при мультимодальных перевозках двумя и более видами транспорта обладают либо компания, имеющая статус таможенного перевозчика, либо экспедиторская компания, являющаяся лицом государства ЕАЭС, при этом не требуется заполнения новой декларации при смене вида транспорта, что позволяет расширить рынок предоставления услуг по мультимодальным перевозкам для данных компаний. Принципиально новым моментом является допущение в отдельных случаях использования иностранных транспортных средств для перевозок на таможенной территории стран-членов ЕЕАЭС, в том числе по внутренним водным путям для иностранных перевозчиков, стран –членов ЕАЭС.

Существенные изменения в технологии реализации таможенных операций требует совершенствования организации таможенного контроля и информационной системы таможенных органов. Практика разработки программных средств таможенного контроля долгие годы строилась по принципу внесения изменений и наращивания информационной системы. В результате, одной из ощутимых проблем являлась недостаточная интеграция отдельных внутренних сегментов таможенной информационной системы друг с другом. Безусловно, попытки оптимизации системы предпринимались и предпринимаются. Тем не менее, практика внесения достаточно частых изменений в таможенное законодательство, требует соответствующих корректировок и в алгоритмы контроля. Создание единого экономического пространства в рамках ЕАЭС потребовало:

-   перераспределения функций по реализации таможенного контроля между национальными и наднациональными структурами;

-   корректировки и унификации баз данных НСИ, в частности ставится вопрос о формировании единой системы учета участников ВЭД (уникальный идентификационный таможенный номер).

Использование информационных технологий оказывает влияние на конфигурацию бизнес- процессов реализации таможенных операций и организационно – структурные изменения в самих таможенных органах, а именно:

-меняется пространственная организация таможенной инфраструктуры.

-     конфигурации информационных потоков информационной системы таможенных органов и требования к техническим параметрам сети связи и коммуникаций;

-   меняются функции отдельных подразделений таможенных органов, причем как информационных подразделений, так и подразделений, осуществляющих таможенный контроль;

-    требования к уровню квалификации персонала подразделений таможенных органов.

Учитывая кардинальные изменения, осуществляемые в технологии таможенного контроля и иерархии информационной системы вероятно следует ускорить процесс проектирования ЕАИС таможенных органов, как на национальном, так и наднациональном уровне, используя накопленный опыт автоматизации.

Необходимо также отметить, что внедрение новых технологий по разному может отразиться на результатах деятельности различных субъектов, связанных с процессом перемещения товаров через таможенную границу. Так например, ускорение процесса выпуска товаров может существенным образом сократить потребность в  складах временного  хранения. В  тоже время развитие транзитных мультимодальных перевозок на территории ЕАЭС, напротив, может увеличить потребность в складировании товаров, находящихся под таможенным контролем в регионах, расположенных на линиях организации мультимодальных транспортных коридоров.

В связи с этим, представляется целесообразным организация проведения мониторинга влияния внедрения новых таможенных технологий на деятельность таможенных органов и других субъектов   внешнеэкономической деятельности. Целесообразным представляется и проведение   ряда исследований, например таких как:

-     разработка методики оценки и анализ влияния новых таможенных технологий на динамику внешнеторгового оборота и на динамику спроса н различных видов услуг в сфере таможенного дела;

-   оценка эффективности логистических решений при перевозках и цепях поставок внешнеторговых грузов с использованием новых таможенных технологий;

-            оптимизация организационной структуры таможенных органов при реализации новых таможенных технологий;

-    разработка проектных решений для создания информационной системы таможенных органов нового поколения и ряд других.

Список литературы

 

1.Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2016);

2.    Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза  (Проект)[Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2016);

3.    Приказ ФТС России  от 21.03.  2013  № 324 «Об утверждении  методик  расчета определения

значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»[Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru (дата обращения 01.11.2016);