Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Душанбе
ВУЗ:
Дата:
30 марта 2016г.

В статье рассматриваются цели и задачи концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан, принятой в 2011 году, а также опыт Российской Федерации.

Ключевые слова: концепция, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, цели и задачи, электронный документооборот.

 

THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF E-GOVERNMENT IN TAJIKISTAN: THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE FORMATION CONCEPT

The article discusses the goals and objectives of the concept of forming  e-government in  the Republic of Tajikistan, adopted in 2011 and the experience of the Russian Federation.

Keywords: concept, e-government, information and communication technologies, goals and tasks e-Doc- metaborate.

Правительство Республики Таджикистан уже на протяжении нескольких лет внедряет электронное

правительство в практику и данный проект разрабатывается в рамках реализации государственной стратегии

«Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента РТ 5 ноября 2003 года.

Следующим шагом в этом направлении стало принятие Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г., №643 (далее — Концепция), которая разработана в целях реализации Государственной стратегии «Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан»,  утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003 года, №  1174,  Государственной программы развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года, № 468, Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451, Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, № 1713 и Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451 [1]. В данной статье остановимся на этой Концепции, как документе, который принят последним в этом ряду и включает в себя наиболее полную информацию по этапам внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан.

Под электронным правительством в настоящей Концепции понимается новая форма организации деятельности исполнительных органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями общественных услуг, и информации о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти.

Обращаясь к опыту современной России следует отметить, что концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством РФ [2]. Согласно этой концепции электронное правительство будет создаваться в два этапа:

1.      2008 год — разработка и утверждение необходимых документов;

2.      2009—2010 годы — практическое внедрение.

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“». В новой редакции данной Программы были отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р). Согласно положениям программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно- аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально- экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Согласно же принятой в Республике Таджикистан Концепции, формирование электронного правительства включает взаимосвязанные задачи по улучшению взаимодействия внутри исполнительных органов государственной власти, управление на основе безбумажного документооборота, а также обеспечение реализации большинства функций государственного управления, ориентированного на взаимодействие государственного аппарата с остальными субъектами гражданского общества на базе ИКТ.

В документе указывается, что внедрение электронного правительства приведет к положительным изменениям в отношениях правительства со всеми пользователями: гражданами, исполнительными органами государственной власти, государственными организациями, государственными служащими и представителями бизнеса. Результатом реализации Концепции будет улучшение качества и сокращение сроков предоставления исполнительными органами государственной власти услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности исполнительных органов государственной власти, в перспективе же, с учетом совершенствования административной системы – создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

Создание электронного правительства должно модернизировать и развивать все уровни государственного управления от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан [3].

В  настоящей  Концепции  определены  цели  и  задачи  формирования  электронного  правительства, дальнейшие стратегии выполнения планов и программ в Республике Таджикистан.

Согласно данной Концепции, основными целями формирования электронного правительства в Республике Таджикистан являются:

—        повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и управления за счет широкого использования ИКТ;

—    повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям общественных услуг;

—        упрощение процедур и сокращение сроков оказания общественных услуг, а также снижение административных издержек, связанных с предоставлением этих услуг;

—    повышение доступности информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;

—     формирование единой системы информационного обмена, используя электронные информационные ресурсы и постоянную связь с системой и ограниченной сетью учета всех пользователей.

—           экономическое стимулирование     использования      Интернета и      современных      информационных технологий.

Также в Концепции указано исполнение следующих задач:

—          разработка и внедрение функциональных информационно-аналитических систем (ИАС), поддерживающих процесс принятия правленческих решений в пределах отдельных исполнительных органов государственной власти;

—    автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;

—    автоматизация процедур предоставления государственных услуг;

—    повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

—    повышение качества административно-управленческих процессов;

—          обеспечение оперативности и     контроля     результатов     деятельности     исполнительных     органов государственной власти;

—     обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании;

—       развитие и широкое применение в деятельности исполнительных органов  государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;

—    устранение «цифрового неравенства» (неравенство среди граждан в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями и географическим местоположением), которое является одной из центральных задач обеспечения эффективности электронного правительства и реализуется посредством развития ИКТ инфраструктуры (территориальное развитие сетей связи, повышение качества связи, компьютеризация населения, развитие Интернета на территории страны).

Решение     поставленных    задач  будет    осуществляться  соответственно     по  следующим  основным направлениям и механизмам реализации Концепции:

—       создание необходимой нормативной правовой базы формирования электронного  правительства, включая создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия;

—    формирование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства;

—    формирование и развитие электронных услуг исполнительных органов государственной власти;

—    создание и развитие межведомственных и типовых ведомственных информационных систем;

—       создание  и  развитие  информационных  ресурсов  и  систем  исполнительных  органов  местной государственной власти;

—    развитие систем обеспечения доступа граждан к информации;

—    развитие портала и шлюзов электронного правительства;

—    создание государственной автоматизированной системы управления ресурсами;

—    обеспечение защиты информационной инфраструктуры.

—    совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства;

—    разработка архитектуры, формирование и развитие базы стандартов в сфере ИКТ.

В целом, необходимо отметить, что процесс внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан сегодня идет полным ходом, и обусловлен рядом объективных причин [4]. Таджикистан как субъект мировой экономики, не может отставать от современных процессов и с пониманием этого осуществляет политику использования и развития информационно-коммуникационных технологий.

 

Список литературы

1.      Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г., №643.

2.      Белый дом и Смольный: подключения электроников // Деловой Петербург, ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство РФ, 16 августа 2007 года.

3.      Хасанов Ю.Х., Амонов Д.Р. Современное состояние и перспективы развития электронного правительства// Труды республиканской научно-практической конференции «Вопросы ресурсного обеспечения информационно-коммуникационных технологий в образовании». – Душанбе, 2007. С. 16-22.

4.      Амонов Д.Р. Электронное правительство-необходимость и предпосылки. Мировой опыт// Материалы республиканской научно-практической конференции «IТ-технологии. Современное состояние и перспективы развития». – Душанбе, 2014. С. 17-21.