30 марта 2016г.
В статье рассматриваются цели и задачи концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан, принятой в 2011 году, а также опыт Российской Федерации.
Ключевые слова: концепция, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, цели и задачи, электронный документооборот.
THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF E-GOVERNMENT IN TAJIKISTAN: THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE FORMATION CONCEPT
The article discusses the goals and objectives of the concept of forming e-government in the Republic of Tajikistan, adopted in 2011 and the experience of the Russian Federation.
Keywords: concept, e-government, information and communication technologies, goals and tasks e-Doc- metaborate.
Правительство Республики Таджикистан уже на протяжении нескольких лет внедряет электронное
правительство в практику и данный проект разрабатывается в рамках реализации государственной стратегии
«Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента РТ 5 ноября 2003 года.
Следующим шагом в этом направлении стало принятие Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г., №643 (далее — Концепция), которая разработана в целях реализации Государственной стратегии «Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003 года, № 1174, Государственной программы развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года, № 468, Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451, Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, № 1713 и Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451 [1]. В данной статье остановимся на этой Концепции, как документе, который принят последним в этом ряду и включает в себя наиболее полную информацию по этапам внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан.
Под электронным правительством в настоящей Концепции понимается новая форма организации деятельности исполнительных органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями общественных услуг, и информации о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти.
Обращаясь к опыту современной России следует отметить, что концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством РФ [2]. Согласно этой концепции электронное правительство будет создаваться в два этапа:
1. 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов;
2. 2009—2010 годы — практическое внедрение.
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“». В новой редакции данной Программы были отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р). Согласно положениям программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно- аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально- экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
Согласно же принятой в Республике Таджикистан Концепции, формирование электронного правительства включает взаимосвязанные задачи по улучшению взаимодействия внутри исполнительных органов государственной власти, управление на основе безбумажного документооборота, а также обеспечение реализации большинства функций государственного управления, ориентированного на взаимодействие государственного аппарата с остальными субъектами гражданского общества на базе ИКТ.
В документе указывается, что внедрение электронного правительства приведет к положительным изменениям в отношениях правительства со всеми пользователями: гражданами, исполнительными органами государственной власти, государственными организациями, государственными служащими и представителями бизнеса. Результатом реализации Концепции будет улучшение качества и сокращение сроков предоставления исполнительными органами государственной власти услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности исполнительных органов государственной власти, в перспективе же, с учетом совершенствования административной системы – создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.
Создание электронного правительства должно модернизировать и развивать все уровни государственного управления от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан [3].
В настоящей Концепции определены цели и задачи формирования электронного правительства, дальнейшие стратегии выполнения планов и программ в Республике Таджикистан.
Согласно данной Концепции, основными целями формирования электронного правительства в Республике Таджикистан являются:
— повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и управления за счет широкого использования ИКТ;
— повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям общественных услуг;
— упрощение процедур и сокращение сроков оказания общественных услуг, а также снижение административных издержек, связанных с предоставлением этих услуг;
— повышение доступности информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;
— формирование единой системы информационного обмена, используя электронные информационные ресурсы и постоянную связь с системой и ограниченной сетью учета всех пользователей.
— экономическое стимулирование использования Интернета и современных информационных технологий.
Также в Концепции указано исполнение следующих задач:
— разработка и внедрение функциональных информационно-аналитических систем (ИАС), поддерживающих процесс принятия правленческих решений в пределах отдельных исполнительных органов государственной власти;
— автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;
— автоматизация процедур предоставления государственных услуг;
— повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
— повышение качества административно-управленческих процессов;
— обеспечение оперативности и контроля результатов деятельности исполнительных органов государственной власти;
— обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании;
— развитие и широкое применение в деятельности исполнительных органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;
— устранение «цифрового неравенства» (неравенство среди граждан в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями и географическим местоположением), которое является одной из центральных задач обеспечения эффективности электронного правительства и реализуется посредством развития ИКТ инфраструктуры (территориальное развитие сетей связи, повышение качества связи, компьютеризация населения, развитие Интернета на территории страны).
Решение поставленных задач будет осуществляться соответственно по следующим основным направлениям и механизмам реализации Концепции:
— создание необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства, включая создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия;
— формирование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства;
— формирование и развитие электронных услуг исполнительных органов государственной власти;
— создание и развитие межведомственных и типовых ведомственных информационных систем;
— создание и развитие информационных ресурсов и систем исполнительных органов местной государственной власти;
— развитие систем обеспечения доступа граждан к информации;
— развитие портала и шлюзов электронного правительства;
— создание государственной автоматизированной системы управления ресурсами;
— обеспечение защиты информационной инфраструктуры.
— совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства;
— разработка архитектуры, формирование и развитие базы стандартов в сфере ИКТ.
В целом, необходимо отметить, что процесс внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан сегодня идет полным ходом, и обусловлен рядом объективных причин [4]. Таджикистан как субъект мировой экономики, не может отставать от современных процессов и с пониманием этого осуществляет политику использования и развития информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы
1. Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г., №643.
2. Белый дом и Смольный: подключения электроников // Деловой Петербург, ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство РФ, 16 августа 2007 года.
3. Хасанов Ю.Х., Амонов Д.Р. Современное состояние и перспективы развития электронного правительства// Труды республиканской научно-практической конференции «Вопросы ресурсного обеспечения информационно-коммуникационных технологий в образовании». – Душанбе, 2007. С. 16-22.
4. Амонов Д.Р. Электронное правительство-необходимость и предпосылки. Мировой опыт// Материалы республиканской научно-практической конференции «IТ-технологии. Современное состояние и перспективы развития». – Душанбе, 2014. С. 17-21.