Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФРАНЧАЙЗИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   В современный период развития экономики особое значение приобретает развитие среднего и малого бизнеса.

   Малый бизнес повышает уровень занятости населения, насыщает рынок всевозможными товарами и услугами, создает конкурентную среду и поддерживает экономику. Именно малый бизнес способен быстро и эффективно решать проблемы, которые возникают в связи с постоянными изменениями рынка. При этом естественно, что малые предприятия имеют специфическую организацию финансовой работы, которая обусловлена особенностями деятельности малых предприятий.

    Грамотное и рациональное управление финансами позволяет предприятию эффективно функционировать и развиваться, а развитие малого бизнеса в свою очередь благотворно влияет на экономику страны в целом.

   У малых предприятий достаточно преимуществ, но есть недостатки и уязвимые места. Одним из главных недостатков является малая величина индивидуального капитала, однако, для большинства малых предприятий основным источником начального капитала или пополнения собственных средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование.

   Собственных денежных средств чаше всего не хватает и лишь в случае достаточно успешного функционирования предприятия и ведения деловых операций может появиться возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки неохотно предоставляют свои услуги малым предприятиям, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском, так как статистически доказано, что большинство предприятий подвержены банкротству в течение первых двух лет работы.

   Соответственно появляется риск не возврата кредита, что и приводит к высоким ставкам, к ограниченным ссудам и срокам предоставления займа.

   Как свидетельствует опыт, трудности доступа к заемный денежным средствам, вызывают у многих малых организаций хроническую нехватку оборотного капитала. Это и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

   Из-за недостатка собственных денежных средств, у малого предприятия низкая устойчивость к кризисным ситуациям, отсутствует или слишком слабая маркетинговая компания, ограниченные перспективы роста и повышенная зависимость от заѐмных денежных средств. Так же из-за недостатка финансовых ресурсов предприятие не обладает возможностью постоянно обновлять свое оборудование, которое позволило бы увеличить эффективность работы сотрудников.

   Поскольку процветание экономики напрямую зависит от развития предпринимательства, государство оказывает посильную помощь, предоставляет всевозможные льготы и отсрочки по уплате налогов для предприятий, в том числе и предприятий малого бизнеса. Существует программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, где предоставляются льготные ставки на 50% от общей суммы займа, но при условии, что оставшиеся 50 % будут взяты под коммерческую ставку.

    Финансово-политические изменения в стране приводят к изменениям в сфере инвестиций и кредитования. Все больше банков разрабатывает и предоставляет различные программы кредитования для малых предприятий. Например «Транскапиталбанк» специально разработал 2 проекта «Коммерческая ипотека» и «Ипотека без границ». Оба проекта предполагают выдачу займа под залог уже имеющегося имущества или покупаемого. Более того «Ипотека без границ» представляет собой кредит с условиями как у кредитных карт. Банк предоставляет кредит с лимитом до 20 миллионов рублей, который можно использовать для любых целей, погашать так же можно различными способами, либо сначала выплачивать только проценты, либо равными платежами, так же можно погасить досрочно.61

  На данный момент банки уменьшают пакет  документов, необходимый предприятиям, для  получения займа. Сроки принятия решения так же сокращаются, да и процентные ставки постепенно становятся приемлемей для предпринимателей  Комбанки разрабатывают не только новые программы кредитования малого бизнеса, но и различные проекты развития их бизнеса.

  

59 Чука Л. Новые возможности финансирования малого бизнеса / Л. Чука, Ж.Ю. Панина // Деньги и кредит. - 2014.-№5. - С. 31-33.




   Интересным представляется опыт коммерческого банка. В помощь малому бизнесу, «Пробизнесбанк» создал специальный проект «Лайф Франчайзинг», а точнее инвестиционный фонд, который предлагает получить инвестиции по программе франчайзинга. По концепции данного проекта комбанк выступает не как заѐмщик, а как соинвестор и разделяет все риски, связанные с открытием нового бизнеса с инициатором проекта. Фонд не принимает участия в операционной деятельности предприятия, а только консультирует и помогает финансово.

    Любой предприниматель, или просто частное лицо, может предоставить свой бизнес-план в инвестиционный фонд и заключить договор франшизы с одним из партнеров банка, а также получить финансовую и консалтинговую помощь. Банк может инвестировать 90 % от необходимой суммы для развития предприятия и при заключении договора не требует залога и поручительства. Банк в течение 1-7 лет участвует в развитии предприятия, и по истечении этого срока, уже развитая организация, переходит полностью в собственность руководителя, если он выкупит все акции у банка по заранее согласованному графику.

   Франчайзинг – это система взаимовыгодных договорных отношений между предприятиями малого и крупного бизнеса, имеющих статус юридического лица, которая объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом, остающихся самостоятельными организациями. Основа франчайзинга заключается в том, что крупное предприятие заключает договор с малым бизнесом о предоставлении  ему исключительного права реализации ее продукции или услуг под соответствующей торговой маркой.

    В России первой франчайзинговой фирмой, по мнению экономиста В.А.Рубе, стала компания Кодак в 1988 году. Другая наиболее известная франчайзинговая система - 1С. Непосредственно сама фирма продает всего лишь 5 % своей продукции, остальную его часть распространяют 800 фирм по всей России.

    По данным «Бизнес-журнала» в 1997 году в России существовало всего 42 франчайзинговые системы, а к 2013 году их уже насчитывалось более 730. За двадцать лет количество франчайзинговых компаний возросло более чем в 15 раз. Причинами такого бурного развития франчайзинга в стране являются:

-   рост благосостояния и потребительской активности населения;

-   активное строительство торговых центров;

-   растущая притягательность российского рынка для зарубежных компаний.

   Широкое развитие франчайзинговых форм малого бизнеса говорит не о развитии самого сектора малого бизнеса, а об успешной деятельности в этой сфере крупного бизнеса, т.к. франчайзинговые организации сами по себе не являются самостоятельными  и полностью зависят (зачастую и  создаются) крупным бизнесом. При неблагоприятной рыночной среде разоряется, в первую очередь, независимый малый бизнес, затем малый бизнес, кооперированный с крупным. Малый бизнес в данном случае является своеобразным амортизатором, способным сглаживать рыночные колебания, в первую очередь для крупного бизнеса.

    Однако, преимущества франчайзинга для малого бизнеса (франчайзи) существуют, и заключаются в том, что предприятие приобретает гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; получает советы и поддержку от своего партнера - крупной фирмы (франчайзер), франчайзер инвестирует в это предприятие часть своего капитала.

   В свою очередь франчайзи, обязуется вести деловые отношения только с компанией – франчайзером и вести бизнес в соответствии с его предписаниями и выплачивать взносы, установленные франчайзером за правом пользоваться именем и торговой маркой франчайзера, за рекламу торговой марки, и своевременно производить отчисления из прибыли от продаж.

    Крупные организации заинтересованы во франчайзинговой системе, так как она позволяет расширить территории сбыта продукции, а, проникая на небольшие рынки, компании приобретают информацию для реагирования на изменения спроса. Крупные фирмы меньше рискуют своим капиталом. К тому же активно используется человеческий фактор, назначение которого в сфере услуг особенно велико.

    Договор франшизы для уже действующих малых предприятий, позволит увеличить клиентскую базу, расширить перечень предоставляемых услуг, увеличить прибыль компании, улучшить территориальное расположение (предоставит более выгодное помещение для расположения фирмы), а внесенные инвестиции позволят расширить персонал и улучшить оборудование.

   Узнаваемость торговой марки позволит сильно сэкономить на маркетинговой компании и атрибутики. Многие владельцы товарного знака заинтересованы в развитии бизнеса их франчайзи и могут разместить рекламу на федеральных каналах.

   Для людей, которые только хотят открыть свой бизнес, договор франшизы позволит открыть и развить свой бизнес в максимально короткие сроки, благодаря поддержке и советам старшего партнера. Малое предприятие, при этом, моментально приобретѐт репутацию среди потребителей, за счет ведения бизнеса под узнаваемым товарным знаком или фирменным наименованием. Так же оно будет работать по уже проверенной бизнес-системе, и руководитель малого предприятия сможет избежать множества ошибок и уменьшить риски за счет грамотного обучения в фирме франчайзера.

    Таким образом, в условиях кризиса и неустойчивости экономики франчайзинг может стать одним из самых эффективных инструментов выживания малого бизнеса. Использование франшизы позволит улучшить благосостояние населения, откроет новые перспективы и возможности для малого бизнеса и окажет заметное влияние на развитие экономики страны в целом.

 

Список литературы

1.     Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2013

2.     Власова Н.В. Инновационные технологии взаимодействия субъектов лизингового финансирования / Монография «Кредитно-лизинговые отношения: теория и практика реализации»: монография / коллектив авторов; под ред. канд. экон. наун, доц. Д.В.Кузнецова; Владим. гос. ун-т им А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир. Изд-во ВлГУ, 2014. – 216 с.

3.     Любушкин Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных  условиях // Экономический анализ: теория и практика. - 2013.-№32. - С.2-13.

4.     Чука Л. Новые возможности финансирования малого бизнеса / Л. Чука, Ж.Ю. Панина // Деньги и кредит. - 2014.-№5. - С. 31-33.

5.     Санта_Малиновская       http://franchisinginfo.ru/statya/263/programma-layf-franchayzing-protiv/