Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Как уже не раз отмечалось, весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против нашей страны стали использовать идеологические, экономические и другие невоенные методы борьбы, среди которых особыми свойствами обладает информационно-психологическое оружие.

Примеров этому достаточно, волна протестов, охватившая страны арабского мира в 2010–2011 годах, известная как «арабская весна», для целого ряда исследователей стала наглядным свидетельством того взрывоопасного потенциала политико-технологической манипуляции, в том числе из-за рубежа, посредством которой в считанные дни, а то и часы можно поднять массовые волнения и дестабилизировать ситуацию не только в масштабе страны, но и целого региона. Поэтому разжигание социальной розни и ненависти возведено Военной доктриной РФ в ранг одной из основных угроз национальной безопасности страны.

Современные информационные войны имеют множество отличий от обыкновенной классической войны:

1.        Обычная война предсказуема и допускает применение оборонных мероприятий. В случае информационной войны возможны определенные операции по защите, «вакцинация» мышления против введения альтернативной точки зрения. Получив и обсудив ее заранее, человек по-иному ведет себя в случае реального получения контраргументации. Однако в большинстве случаев возможность предугадать направление и инструментарий возможной атаки в информационной войне отсутствует.

2.     В ходе обыкновенной войны территория захватывается полностью, при информационной возможен поэтапный захват, когда аудитория завоевывается частями. В отличие от бомбы, которая разрушает всех, информационная война действует избирательно, охватывая по-разному различные слои населения. Обычное оружие действует на любую часть населения одинаково.

3.   При информационной войне существует возможность многократного захвата одних и тех же людей, что выражается в захвате различных тематических зон сознания.

4.    Человек не в состоянии реагировать на невидимое действие, подобное радиации. Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. В результате, общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы. Информационная война выглядит как «мирная», поскольку может идти на фоне всеобщего мира и благополучия.

5.   В информационной войне изменяется роль воздействия: от чисто физической – разрушение объекта – к коммуникативной, сохраняющей объект. Задачей теперь становится изменение коммуникативной среды объекта. Войны, направленные на завоевание пространства сменились войнами, направленными на завоевание знаний.

«Информационные технологии позволяют обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела» [6].

Информационная война опровергает существовавшую поныне военную логику. В этой войне есть что-то фундаментально другое, чем во всех прошлых войнах. Информационная война идёт преимущественно в головах у людей. А значит, особенности духовного мира в таком противостоянии являются более определяющими, нежели физическая реальность.

Одно из самых бросающихся в глаза различий между физической и духовной действительностью – это их разное отношение к качествам. Качества, на которых базируется естественнонаучная картина мира – это во всех случаях логика, непротиворечивость, последовательность, функциональность и как можно более гармоничное сочетание простоты и сложности. Последнее многие учёные также называют «красотой теории» [5, с. 76].

Особую роль в духовной действительности играют моральные понятия, которые основываются на принятии того факта, что человек является носителем ответственности и его действия отвечают моральным критериям. Никакая естественнонаучная методика не может измерить ценность сдержанного обещания и не в состоянии понять, что значит оказанное или обманутое доверие. Такие качества чрезвычайно трудно определить какими-то чёткими понятиями, фактически их нельзя ни посчитать, ни доказать [5, с. 87].

На Украине при поддержке США и ряда западных стран, произошел государственный переворот, который привел к власти прозападных политиков и националистов. «Майдан» стал «моментом истины» в отношениях между Россией и Западом. В Вашингтоне рассудили, что Россию нужно поставить на место. Так появилось политико-дипломатическое давление, были объявлены так называемые санкции и, конечно, информационная война как традиционный и проверенный временем метод принуждения.

По замыслу США и их союзников, главная цель в этой войне – это смена руководства России посредством так называемой «цветной революции», ее замена на более лояльное Западу. Кроме того, ставятся задачи дискредитации России на международной арене с целью отрыва от нее традиционных союзников и партнеров, недопущения создания конкурентоспособных центров силы на постсоветском пространстве и в целом в Евразии.

В информационном противостоянии с Россией используется целая серия приемов и методов:

1.     Подбор фактов – типичный прием, когда аудитории предлагается якобы самой сделать вывод из материала СМИ. Однако дается так называемый ложный выбор, когда часть невыгодных фактов просто умалчивается.

2.     Навязывание стереотипов. Россия – агрессор, который стремится к воссозданию времен СССР и возвращению к временам «холодной войны». «Диктаторский режим Путина», «Империя зла».

Вирусные мемы, повторы – использование специальных слов и словосочетаний, которые могут меняться в зависимости от стоящих задач [2]. На пропагандистском украинском сайте «Информационное сопротивление» используется словосочетание «российско-террористические войска» для того, чтобы, во-первых, обвинить Россию в агрессии, а, во-вторых, для  придания законного характера так  называемой антитеррористической операции.

30 сентября 2015 г. Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента по вопросу  об использовании Вооруженных сил РФ за рубежом. За первые сутки в дневное и ночное время российской авиацией были нанесены точечные удары по 12 объектам ИГИЛ. И сразу официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что полноценная информационная война против России только началась и что в ближайшее время можно ждать ее нового витка. Дипломат также отметила, что все действия западных СМИ были изначально направлены на подрыв доверия к действиям и словам российского правительства.

С первых минут, как только решение Совета Федерации об одобрении военной операции за рубежом было опубликовано, Интернет запестрил вбросами фотографий и репортажей о растерзанных детях, якобы погибших при налетах российской авиации. Потом на всех каналах США транслировали фотографии с подписью «А точно ли Россия бьет по террористам?» И пусть потом все это опровергли, но, создав первое впечатление, западные СМИ заставили людей сомневаться в правдивости слов России, – подытожила представитель МИД РФ.

Таким образом, информационное противоборство в третьем тысячелетии – неотъемлемая часть любой военной операции. И та сторона, которая это локальное противоборство выигрывает, в итоге зачастую выходит победителем из всей глобальной игры. Именно поэтому огромную роль в международном успехе нашей страны сыграла российская международная информационная компания «RT», поскольку у нее имеется возможность вещания более чем в 100 странах мира на русском, английском, арабском и испанском языках, при этом максимально широко представлять иностранным гражданам альтернативную точку зрения на происходящие события.

 

Список литературы

1.      Воронцова Л.В. История и современность информационного противоборства. М.: Горячая линия – Телеком, 2006. 192 с.

2.      Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник.Москва, 2011. 495 с.

3.      Панарин И. Н. Информационная война за будущее России. М.: Горячая линия – телеком, 2008. 256 с.

4.      Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 560 с.

5.      Расторгуева Л.В. Лингвопсихотехнологии в политическом дискурсе. Воронеж: ВГТУ, 2010. 112 с.

6.      Ткаченко С.В. Информационная война против России. СПб: Питер, 2011. 218 с.

7.      Хроники информационной войны / Максим Жаров, Тимофей Шевяков. М.: Европа, 2009. 47 с.

8.      Военная доктрина Российской Федерации // www.rg.ru / № 6570 от 30 декабря 2014 года