В статье рассматривается финансовый контроллинг в рамках налогового контроля и налогового регулирования, процесс законодательного регулирования налогового мониторинга как формы налогового контроля, внедрение новой формы налогового контроля в практическую деятельность налоговых органов и налогоплательщиков и перспективы развития данного института.
Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, налоговый контроль, финансовый контроллинг в рамках налогового контроля, взаимосогласительные процедуры, налоговый мониторинг, Налоговый кодекс РФ.
В обеспечении высокой налоговой нагрузки и обеспечении финансового контроллинга, главной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации является модернизация деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах. В связи с этим необходимо пересмотреть систему мер налогового контроля, которая выступает в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, обнаружение и выявление налогового правонарушения.
Анализ юридической литературы и Налогового кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие формы налогового контроля:
- учет организаций и физических лиц;
- налоговые проверки – выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка;
- контроль налоговых поступлений (оперативный налоговый контроль.
К методам налогового контроля следует отнести, в частности, следующие:
- истребование документов;
- осмотр территорий и помещений;
- выемку документов и предметов;
- инвентаризацию;
- проведение экспертизы;
- опрос свидетелей;
- получение объяснений налогоплательщиков и пр.[1.]
Для выполнения всех задач финансового контроллинга, в рамках налогового контроля и налогового регулирования, с учетом указанных форм налогового контроля и улучшения качеств применения методов налогового контроля необходимо применение формы налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета.
Указанное информационное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов в режиме реального времени. При этом необходимые для осуществления налогового контроля документы и пояснения налоговый орган должен иметь возможность потребовать от организации в любое время.
Необходимо учитывать, что налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки при осуществлении налогового мониторинга в отдельных случаях, таких как:
- проведение выездных налоговых проверок вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
- досрочное прекращение налогового мониторинга;
- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. В указанном случае предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
- представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Необходимо отметить, что важной составляющей в обеспечении финансового контроллинга в рамках налогового контроля и налогового регулирования является контроль и аудит налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации.[3.]
При проверке всех направлений деятельности налоговых органов необходимо:
- проверить исполнение решений коллегий ФНС России, рекомендаций, обзорных писем и других распорядительных документов, а также специальных приказов и распоряжений ФНС России и Управления ФНС России, касающихся организации работы по проверяемому направлению деятельности;
- при необходимости (отрицательной динамике показателей деятельности по проверяемому направлению) проанализировать соответствие работы отдела функциональному принципу согласно типовой структуре и инструкциям на рабочие места; а также проанализировать укомплектованность штата отдела, качественный состав кадров, организацию их переподготовки и повышения квалификации;
- проверить достоверность показателей отчётов, предусмотренных приказами ФНС России, обратив особое внимание на показатели, используемые при расчете показателей оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в целях материального стимулирования, и представить оценку влияния искажения отчетности (в баллах) на набранный балл по показателям оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в разрезе отчетных периодов;
- сопоставить выявленные нарушения с результатами ранее проведенных аудиторских проверок (рассмотреть их на предмет повторяемости, полного (частичного) устранения или, напротив, усугубления);
- проанализировать состояние работы налоговых органов по проверяемому направлению в динамике (за весь проверенный период и в сравнении с результатами предыдущей аудиторской проверки) и кратко охарактеризовать эту работу (улучшение или ухудшение);
- проверить и оценить надежность и эффективность функционирования системы внутреннего контроля налоговых органов, действенность применяемых на практике контрольных процедур, их адекватность существующим рискам и соответствие целям и задачам налоговых органов;
- включить (при наличии) в материалы проверки информацию о наличии положительного опыта в деятельности проверяемого налогового органа (применение новых форм и методов работы) для рассмотрения вопроса о необходимости его распространения по системе налоговых органов.
Налоговым органам ФНС России в свою очередь необходимо проводить анализ показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и динамики поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Для этого на должном уровне должна проводиться организация работы по анализу текущей ситуации в экономике субъекта Российской Федерации, в том числе по основным доходообразующим отраслям экономики и налогоплательщикам:
- по оценке адекватности уровня поступлений налогов экономическому состоянию региона, развитию ключевых отраслей экономики и финансово-хозяйственным результатам деятельности крупнейших налогоплательщиков региона, в том числе в разбивке по основным налогам и в разрезе наиболее значимых для Управления налогоплательщиков;
- по анализу динамики поступлений по отдельным видам налогов в увязке с экономическими показателями (например, налог на прибыль организаций – в увязке с прибылью прибыльных организаций; НДС – с объемом инвестиций в основной капитал, оборотом розничной торговли, НДФЛ – с динамикой ФЗП, среднемесячной заработной платы, численности занятых/безработных; акцизы – с динамикой объемов реализации соответствующих видов продукции, НДПИ – с объемами добываемых полезных ископаемых, динамикой цены на нефть и курса доллара; страховых взносов – с динамикой ФЗП и среднемесячной номинальной заработной платой т.п.);
- по оценке адекватности уровня поступлений налогов экономическому состоянию отрасли и финансово-хозяйственным результатам деятельности крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разбивке по основным налогам.
Таким образом, осуществление полномочий налоговых органов по реализации функций налогового контроля невозможно без участия финансового контроллинга.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.06.2019);
3. Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ (ред. от 10.05.2017) "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы"
4. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.12.2018) "О налоговых органах Российской Федерации"