В современных условиях бизнеса конкурентоспособность организации обеспечивается на основе эффективной системы управления, ориентированной не только на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, но и на поддержание конкурентных преимуществ. Независимо от сферы деятельности оценка эффективности функций менеджмента позволяет выявить проблемы, связанные с управлением и своевременно внести необходимые корректировки.
Оценка эффективности управления организацией является актуальной темой научных исследований в России и за рубежом. Значительный вклад в разработку процедуры и показателей оценки эффективности функций менеджмента внесли П. Друкер, Д. Парментер, Т. Питерс, Р. Уотермен, и др. Однако их предложения носят статический характер и не учитывают организационную динамику [2]. Для устранения данного недостатка предлагается система оценки эффективности функций менеджмента, учитывающая стадии жизненного цикла организации (Табл.1), определяемые в соответствии с методикой, описанной в статье [1].
Таблица 1 Критерии определения стадии развития организации
|
Стадия развития |
Критерии |
|
Зарождение |
Возраст организации младше 10 лет, неформальная структура, во главе - основатель организации |
|
Рост |
Продажи увеличиваются более чем на 15% в год, функционально организованная структура, политика формализована |
|
Зрелость |
Продажи растут менее чем на 15% в год, бюрократическая организация |
|
Спад |
Сокращение выпуска продукции, падение прибыли |
В основе предлагаемой системы оценивания эффективности лежат четыре группы оценочных критериев основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) (Табл.2).
Таблица 2
Критерии оценки эффективности функций менеджмента
|
Функции менеджмента |
Критерии оценки по стадиям жизненного цикла организации |
|||
|
Зарождение |
Рост |
Зрелость |
Спад |
|
|
Планирование |
Определение целей Обеспечение развития бизнес- идеи |
Определение стандартов текущей деятельности |
Формирование стратегии развития |
Минимизация потерь и нерациональных действий |
|
Организация |
Текущее распределение |
Формирование организационной |
Определение формального |
Оптимизация штата сотрудников |
|
|
задач |
структуры Распределение полномочий и установление зон ответственности |
порядка подчинения |
|
|
Мотивация |
Создание атмосферы заинтересованности сотрудников в результатах своего труда |
Формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения его труда для развития организации |
Нацеливание персонала на поддержание заданного уровня производительности и качества |
Формирование чувства сопричастности ко всему происходящему |
|
Контроль |
Текущий контроль |
Контроль с обратной связью |
Разработка стандартной системы отчетности, ее проверка и анализ |
Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации для принятия радикальных решений |
Анализ каждой категории предполагает три варианта оценки эффективности функций менеджмента (Табл.3).
Таблица 3
Состояние категории оценки
|
Оценка |
Состояние категории |
|
0 |
Функция не осуществляется |
|
1 |
Функция осуществляется частично |
|
2 |
Функция осуществялется максимально эффективно |
В рамках разработанной системы оценки эффективности функций менеджмента выделены три уровня их развития (Табл.4), которые определяются по сумме баллов, полученных при оценке критериев эффективности основных функций менеджмента.
Уровни развития функций менеджмента организации
|
Уровень |
Оценка в баллах |
Характеристика состояния |
|
I |
(0-4) |
Управление ведется бессистемно, цели не определены. Требуется пересмотр принципов менеджмента |
|
II |
(5-9) |
Система менеджмента сформировалась. Необходима оптимизация функций менеджмента. |
|
III |
(10-12) |
Достигнуты максимальные результаты по всем функциям менеджмента. |
Особенностью применения предлагаемой системы оценивания является оценка эффективности функций менеджмента не только руководителями (самооценка), но и их подчиненными. Для получения объективных данных необходимым условием является участие в опросе не менее 80% руководителей и 50% работников. Полученная взвешенная оценка позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности руководителей, приоритетные направления для улучшений и, таким образом, реализовать принцип непрерывного совершенствования. Балльная система оценки дает возможность сравнить достигнутые результаты с показателями других организаций, а также проследить изменение эффективности выполнения функций менеджмента при проведении повторной самооценки.
Таким образом, предлагаемая система оценки обеспечивает динамический подход к оценке эффективности функций менеджмента, позволяет прогнозировать проблемы, связанные с их выполнением и разрабатывать решения по их своевременному преодолению.
Список литературы
1. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. 2012. № 10. С. 63-71.
2. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей . М.: Вершина, 2011. 288 с.