В последние годы список приоритетных социальных проблем пополнился ещѐ одной значимой позицией, а именно, проблемой рациональной организации процессов потребления. В первую очередь под «рациональной организацией» потребления понимается устранение региональных диспропорций и выработка системы разумных ограничений темпов его роста. Население планеты стремится потреблять все больше и больше, и данная тенденция не имеет предпосылок к снижению. Однако если население всего мира будет потреблять материальные блага в объѐмах, равных величинам ныне установившихся в США и странах Западной Европы, то это в обозримом будущем приведѐт к истощению важнейших невозобновляемых ресурсов в масштабе планеты, т.е. к последствиям катастрофических масштабов.36 Серьезность, сложность и необходимость скорейшего разрешения данной проблемы практически никем не ставится под сомнение. Одним из возможных направлений еѐ решения является формирование таких общепризнанных гуманитарных принципов, которые сдерживают безудержное потребление моральными и этическими нормами. Другими словами, в общественное сознание необходимо последовательно внедрять рациональные стандарты и ограничительные принципы, регулирующие темпы роста потребления. На данный момент существует немало форм воздействия на социум. Однако наиболее перспективными являются те формы, которые благоприятно воспринимаются обществом и приобретают эталонный характер на уровне поведения индивидуумов. Так же отметим, что подобные воздействия наиболее полно и эффективно воспринимаются в раннем возрасте, когда происходит социализация и воспитание новых поколений.37 Описанные меры воздействия компетентно осуществить государство, в рамках проведения им целенаправленной политики. С его стороны необходимо привить обществу воспитательные меры, которые будут являться рациональными стратегиями потребления, однако, особенно важным является тот факт, что способ данного воздействия должен носить не карательный, а самовоспитательный характер. Перечисленные цели и особенности поставленных задач сужают спектр возможных каналов, используемых для осуществления целенаправленного воздействия. Одним из таких каналов может быть медиа-сфера, а именно воздействие на сферу массовой информации, производства и тиражирования кинематографической, телевизионной и иной медиа-продукции. В соответствии с выбранным способом воздействия, предлагается осуществление проекта при помощи построения модели частно-государственного партнерства, субъектами-участниками в которой будут являться производители и распространители медиа продукции, финансовый участник, в виде некоторого инвестиционного фонда и внешний орган воздействия – Государство. Перед выбранными субъектами ставится задача по созданию художественного или анимационного проекта, ориентированного на детей и юношество.
Данный проект, с одной стороны, должен реализовывать социально значимые воспитательные задачи. Одновременно он должен быть привлекательным и для целевой аудитории.
Существует немало успешных примеров применения методов теории игр для исследования процессов, протекающих на стыке социальной и экономической сфер жизни современного общества. В частности можно привести пример с т.н. играми «сотрудничества», которые позволяют моделировать ситуации взаимодействия субъектов, полезности которых непосредственно зависят не от их выбора, а от действий оппонента38,39.
Достаточно интересным и конструктивным инструментом математического моделирования отношений частного и государственного партнерства могут быть использованы кооперативные игры. Заметим, что методы современной теории кооперативных игр за последние годы существенно расширили сферу своей применимости. Они, в частности, достаточно широко и активно используются при моделировании и анализе проблем социально- экономического плана, см., например, работу (Ольховик, 2014).40
Введём в рассмотрение теоретико-игровую кооперативную модель частно-государственного партнёрства:
𝑖 ∈ 𝐼 - потенциальные участники партнерства;
𝑣(𝑖) – индивидуальные полезности от возможных объединений;
, 𝑆 ⊂ 𝐼 - полезности неполных коалиций;
𝑣( I) - полезность полной коалиции.
Государство в рамках данной модели рассматривается не в качестве игрока, а как некоторая «внешняя сила», которая заинтересована в возникновении полной (большой) коалиции и, соответственно, обладающая возможностями влиять на величину полезности данной коалиции.
Значения характеристической функции данной игры, представляют собой доходы (полезности) отдельных игроков и коалиций (в том числе полной).
Понятие дележа в данной кооперативной игре может быть определено выполнением условий (1) и (2), являющимися условиями индивидуальной и групповой рациональности соответственно.41
Следующим вопросом, возникающим при рассмотрении моделей данного вида, является вопрос выбора актуальных дележей из множества, получающегося в результате выполнения условий (1) и (2). Одним из возможных подходов к решению данной задачи является концепция С-ядра. Суть данной концепции заключается в добавлении к условиям индивидуальной и групповой рациональности, условий коалиционной рациональности. В результате получается множество недоминируемых дележей (С-ядро), см. формулу (3):
В результате, дележи, которые будут найдены в соответствии с данными условиями, представляют собой распределение дохода «большой» коалиции, с учетом доплаты µ. Однако правомерность использования полученных нами характеристик возможностей отдельных участников и их потенциальных коалиций представляется весьма сомнительной. По той причине, что значения полезностей являются неопределенными величинами. Данная проблема может быть отчасти разрешена за счет перехода к моделям, основанным на стохастических играх, являющихся модификацией кооперативных игр.
Под стохастическими кооперативными играми мы будем понимать кооперативные игры с трансферабельной полезностью, в которых значения полезностей (выигрышей, платежей) коалиций являются случайными величинами с известными функциями распределения
. Аналогичный подход к исследованию был предложен в работе (Конюховский, 2012), посвящённой применению стохастических кооперативных игр в моделировании процессов обоснования
крупных инвестиционных проектов.42
40 Ольховик А.О. Теоретико-игровые модели кооперативного взаимодействия высших образовательных учреждений в современных условиях/ А.О. Ольховик // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 115-120.
41 Конюховский, П.В. Теория игр: учебник для бакалавров / П.В. Конюховский, А.С. Малова. – М. : Изд-во Юрайт, 2014. – С.204-206.
Один из возможных подходов к определению понятия дележа в стохастической кооперативной игре может быть построен на принципе, предполагающем выполнение «аналогов» условий, которым должен удовлетворять делёж с некоторой вероятностью . При подобном подходе, делёжом (распределением) в стохастической кооперативной игре принято называть вектор
удовлетворяющий условиям:
· аналог индивидуальной рациональности
· аналог групповой рациональности
Рассмотрев открытую статистику по ряду аналогичных проектов, можно построить характеристическую функцию игры, которая в данном случае будет представлена в виде Табл.4.
Таблица 4 Характеристическая функция игры
|
{S} |
|
Описание коалиции |
Доход коалиции,
|
|
{1} |
Киностудия |
|
3,71 |
|
{2} |
Телеканал |
|
0,82 |
|
{3} |
Банк |
|
0,81 |
|
{1,2} |
Киностудия+Телеканал |
7,34 |
|
|
{1,3} |
Киностудия+Банк |
2,09 |
|
|
{2,3} |
Телеканал+Банк |
1,45 |
|
|
{1,2,3} |
Телеканал+Банк+Киностудия |
8 |
|
Источник: расчетные данные
В соответствии с рассмотренными концепциями проведены решения и получены значения μ соответствующие различным уровням вероятности α, при которых участники партнерства объединятся в полную коалицию. Полученные результаты представлены на Рисунке 1.
Рис.1. Зависимость надбавки μ от уровня вероятности α
Как видно из Рисунка 1, зависимость является прямой, то есть при росте вероятности α, растет необходимая гарантированная надбавка к полезности полной коалиции со стороны государства. Данный вывод является логичным, поскольку при желании обеспечения большей вероятности возникновения партнерства, при котором целесообразно объединение в полную коалицию, государству требуется обеспечить большую гарантированную надбавку. Эти расчеты позволяют сделать вывод о том, что применение теории кооперативных игр, а в частности стохастических кооперативных игр, актуально для реализации рассматриваемых проектов, однако необходимо государственное участие в качестве внешней силы, стимулирующей участников к созданию требуемого партнерства. Так же, стоит отметить, что это не первая попытка применения методов теории кооперативных игр для моделирования различных социальных процессов в реализации, которых заинтересовано государство.
Список литературы
1. Aumann, R.J. Lectures on Game Theory / R.J. Aumann. ― San Francisco :Vestview Press, 2004.
2. Gillies, D.B. Solutions to general non-zero-sum games / D.B. Gilles // In: Contributions to the Theory of Games IV / Ed. By H.W. Kuhn and A.W. Tucker. – Princeton: Princeton University Press, 1959 (Ser. AnnalsofMath. Studies, 40). ― P. 47-85.
3. Konyukhovskiy P.V. Game-theoretic models of collaboration among economic agents / P.V. Konyukhovskiy , A.S. Malova - Contributions to Game Theory and Management. 2013. Т. 6. С. 211-221.
4. Neyman, A. Stochastic Games and Applications / A. Neyman, S. Sorin. — Kluwer Academic Press, 2003.4
5. Бачинин, В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте / В.А. Бачинин // Социологические исследования. ― 2009. ― № 10. - С. 119―125.
6. Канзиг, Р. Семь миллиардов землян. URL: http://www.nat-geo.ru/article/53-sem-milliardov-zemlyan/ (дата обращения: 27.11.2014).
7. Конюховский П.В. Применение методов теории игр в анализе отношений сотрудничества между экономическими субъектами / П.В. Конюховский, А.С. Малова // Вестник Орловского государственного университета. Серия новые гуманитарные исследования. 2012. №3 (23). С. 192-197.
8. Конюховский П.В. Применение стохастических кооперативных игр при обосновании инвестиционных проектов / П.В. Конюховский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4. С. 134-143.
9. Конюховский, П.В. Теория игр : учебник для бакалавров / П.В. Конюховский, А.С. Малова. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – С. 204-206.
10. Ольховик А.О. Теоретико-игровые модели кооперативного взаимодействия высших образовательных учреждений в современных условиях / А.О. Ольховик // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 115-120.