В агропромышленном комплексе страны в условиях социализма, который господствовал до 90-х гг. прошлого века, не был реализован такой важнейший фактор эффективности и стабильности производства, как многообразие форм предпринимательства и форм собственности. В стране полвека монопольно господствовали колхозы и совхозы, где нельзя было и думать о личной выгоде, предпринимательстве. Обе эти формы, по сути, были схожи, так как функционировали в условиях государственной собственности на землю. Их социально- экономическое развитие осуществлялось на основе доведенных государством планов, госзаказов, социалистических обязательств на реализацию продукции, лимитов на поставляемые продукты.
Гражданский кодекс РФ в настоящее время выделяет следующие организационно-правовые формы в АПК: сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК), индивидуальные предприниматели (ИП), крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), хозяйственные товарищества, полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества (ОАО, ЗАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), дочерние и зависимые общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП), ассоциации, союзы.
Основными тенденциями институциональных преобразований, характеризующими текущий этап социально-экономических реформ на селе, являются: развитие крупных предприятий с частной формой собственности на основе кооперации и интеграции, оптимизации и специализации производства; формирование государственной научно-производственной сферы; развитие крупных вертикально интегрированных структур холдингового типа; разукрупнение убыточных сельскохозяйственных предприятий с последующим образованием крестьянских (фермерских) и семейных хозяйств с дальнейшей их кооперацией; формирование на этой основе логистической системы в мелкотоварном секторе АПК; взаимодействие малых форм хозяйствования и крупно товарных сельскохозяйственных организаций.
В итоге этих тенденций в Волгоградской области сложилось четыре относительно самостоятельных, обладающих внутренней целостностью институциональные формы организации сельскохозяйственного производства, каждой из которых соответствуют определѐнные формы организации и размеры производства. Это сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства (Табл.1), а также крупные интегрированные формирования, не образующие самостоятельной правовой формы, но обладающие спецификой как внутрихозяйственной организации производства и управления, так и отношений собственности.
Таблица 1 Удельный вес производства продукции сельского хозяйства по категориям товаропроизводителей в Волгоградской области
|
|
2000 г. % |
2005 г. % |
2010 г. % |
2011 г. % |
2012 г. % |
2013 г. % |
Темп роста (разы) |
Относител ьное отклонени е 2013 г.- 2000 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Хозяйства всех категорий |
||||||||
|
Сельское хозяйство |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
5,46 |
- |
|
Растениеводство |
51,8 |
59,4 |
60,0 |
66,4 |
63,6 |
67,9 |
7,15 |
+16,1 |
|
Животноводство |
48,2 |
40,6 |
40,0 |
33,6 |
36,4 |
32,1 |
3,64 |
-16,1 |
|
Сельскохозяйственные организации |
||||||||
|
Сельское хозяйство |
36,9 |
39,5 |
27,7 |
37,4 |
34,8 |
35,2 |
5,22 |
-1,7 |
|
Растениеводство |
23,7 |
28,6 |
18,5 |
28,9 |
25,5 |
26,4 |
6,10 |
+2,7 |
|
Животноводство |
13,2 |
10,9 |
9,2 |
8,5 |
9,3 |
8,8 |
3,63 |
-4,4 |
|
Хозяйства населения |
||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Сельское хозяйство |
57,7 |
48,5 |
63,4 |
48,5 |
52,7 |
51,0 |
4,83 |
-6,7 |
|
Растениеводство |
24,2 |
20,2 |
33,7 |
24,7 |
27,2 |
29,3 |
6,60 |
+5,1 |
|
Животноводство |
33,5 |
28,3 |
29,7 |
23,8 |
25,5 |
21,7 |
3,62 |
-11,8 |
|
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
|
|
||||||
|
Сельское хозяйство |
5,4 |
11,9 |
8,9 |
14,0 |
12,5 |
13,7 |
13,84 |
+8,3 |
|
Растениеводство |
3,9 |
10,6 |
7,7 |
12,7 |
10,8 |
12,1 |
16,95 |
+8,2 |
|
Животноводство |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,7 |
1,6 |
5,80 |
+0,1 |
Объем производства продукции сельского хозяйства за предыдущие 13 лет (2000 г. – 2013 г.) значительно увеличился (5,46 раз), в основном за счет роста производства продукции растениеводства на 16,1 % при сокращении животноводческой продукции. Во всех категориях кроме КФХ и ИП наблюдается уменьшение удельного веса продукции животноводства. Нельзя не отметить, что самые высокие показатели темпа роста присутствуют именно в категории КФХ и ИП, но не нужно забывать, что фактор растущей инфляции имеет место быть. По структуре эта категория тоже показывает наибольшее положительное отклонение по растениеводству в частности.
Меры господдержки осуществляемые как Министерством сельского хозяйства Российской Федерации так и региональным бюджетом, в основном используются крупными агроформами, что, связано со значительными трансакционными издержками на оформление субсидий. Актуальной задачей является более справедливое (в т.ч. с точки зрения конкуренции) распределение средств господдержки и больший акцент на поддержке малых форм хозяйствования, который способен обеспечить больший социальный эффект и менее концентрированное антропогенное воздействие. Одной из форм такого смещения акцентов может стать стимулирование кооперативного движения, другой – формализация инструментария предоставления субсидий.
В странах-членах Европейского Союза в сельскохозяйственном секторе в основном доминируют кооперативы, особенно в сфере организации сбыта сельскохозяйственной продукции. Во Франции, Германии и Голландии сельскохозяйственные кооперативы берут свое начало от сельских кредитносберегательных групп, которые дали толчок развитию крупномасштабных банковских операций и претендуют на достойное место среди крупнейших банков мира. Потребительские кооперативы представляют самые крупные фермерские хозяйства Великобритании и владеют одной из ведущих страховых компаний и солидным банком.
В Германии существуют фермерские кооперативы трех уровней: местного, регионального и федерального. На местном уровне действуют 4675 кооперативов. Из общего числа первичных кооперативов примерно 15% занимаются кредитованием,13% - закупочно-сбытовой деятельностью, 14% - переработкой животноводческой и другой сельскохозяйственной продукции,19% - оказывают технологические услуги и т.д. Местные кооперативы объединены в 17 региональных союзов, их обслуживает 47 функциональных центров, 3 банка и 25 специальных учреждений. Кроме того, на федеральном уровне функционируют 3 центральных союза. Таким образом, все сельское хозяйство Германии охвачено кооперативным движением.
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что различия сельскохозяйственных предприятий в организационно-правовых формах, а также в формах собственности оказывают существенное влияние на формирование системы управления в отраслях АПК, а также и на взаимоотношения вышестоящих органов управления с другими отраслями и организациями
Список литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Волгоградской области: статистическое обозрение/Терр. орган Фед. Службы гос. Статистики по Волгоград. обл. – Волгоград, Волгоградстат, 2014.-196 с.