В настоящее время на фоне различных процессов в российском обществе возрождается религиозная идентичность граждан, что в том числе наблюдается в среде мусульманского населения России. Так, с 2010 г. проводится ежегодная московская международная выставка «MoscowHalalExpo» (г. Москва), с 2010 г. – ежегодная международная выставка ярмарка «Kazanhalal» (Казань), с 2013 г. –ежегодная международная выставка «Каспий Халяль Экспо» (Махачкала).
К рынку мусульманских товаров можно отнести следующие категории:
1. Продовольственные товары: мясо дозволенных животных, забитых по нормам Ислама; полуфабрикаты из халяльного мяса; кондитерские изделия с использованием элементов, имеющих дозволенное с точки зрения шариата происхождение (желатин, молочная сыворотка и пр.); детское питание-халяль и пр.
2. Непродовольственные товары: парфюмерия и косметика, выпускаемая исключительно по нормам исламского права; конфессиональная исламская одежда и пр.
3. Нефинансовые услуги: общественное питание, содержащее исключительно халяльную продукцию; фитнес-центры, спа-салоны, парикмахерские с соблюдением норм Ислама; издательство исламских журналов, книг; халяльный туризм; медицина и пр.
Более подробно одозволенных с точки зрения Ислама видов деятельности можно найти в монографии «Теория и практика ведения коммерческой деятельности по Шариату» [6, 4].
Несмотря на данное обстоятельство, вопросы, связанные с развитием рынка мусульманских товаров мало изучены в академической среде. Одним из важных направлений в этой области является вопрос повышения эффективности предприятий исследуемого сегмента рынка на основе оценки ключевых показателей.
Несмотря на то, что терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «эффективность», менялись в процессе развития общества, большинство исследователей рассматривают эффективность именно с экономической стороны. Однако даже в таком ракурсе важно понимать, что достижение эффективности деятельности коммерческой организации, в т. ч. использования финансовых ресурсов, имеет своей конечной целью не только получение и максимизацию прибыли, но и непрерывность хозяйственного процесса, удовлетворение изменяющихся потребностей населения и др. Американский социолог Т. Парсонс выделил ряд функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнить, чтобы выжить и добиться успеха: адаптация; достижение целей; интеграция; легитимность. Для выживания и успешной деятельности организация должна обладать способностью к адаптации к условиям внешней среды, достигать поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми и другими организациями [1]. В нашем случае идеи этого ученого можно понять следующим образом. Любая коммерческая организация имеет влияние как на внутренних субъектов, так и на внешних. Безусловно, что оно должны быть позитивным. Под адаптацией внешней среде можно понимать учет специфики рынка, региона, страны. Для предприятий, функционирующих в России, это немаловажно, так как зачастую внешние условия крайне существенны. Достижение целей предполагает ориентацию на экономическую составляющую. К интеграции скорее лучше отнести хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, взаимоотношения с конкурентами, отношение к населению региона в целом и т. д. Легитимность же соотносится с законодательством страны, в которой осуществляется деятельность. В результате позитивное влияние должно быть в отношении социального, законодательного и природоохранного аспектов. Например, говоря о коммерческих организациях, социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости и пр., дают гарантии занятости, снижения бедности и др. Природоохранный аспект нацеливает предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.
Известно также, что любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому культурные факторы этой среды, в числе которых установки, жизненные ценности, национальные традиции населения и др. непосредственно влияют на организацию. Влияние же религиозного аспекта зачастую велико. В контексте исламского ведения бизнеса такой пункт первичен. На этой основе предлагается включать в понятие эффективности использования финансовых ресурсов коммерческой организации четыре компоненты (Рисунок 1).
В итоге крайне актуально проводить оценку состояния и развития предприятий рынка мусульманских товаров на основе финансовых коэффициентов в первую очередь с экономического и религиозного аспектов. В одном из хадисов сказано (смысл): «Поистине, Аллах предписал всѐ делать наилучшим образом…» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима). Данное изречение Пророка Мухаммада является фундаментальной основой жизни человека. В первую очередь, слово «правильно» относится к вопросу соблюдения исламского права. В том числе и по данной причине автор труда поставил религиозный аспект на первое место. С точки зрения исламского права и экономической составляющей, на взгляд автора, важно, чтобы предприятие рынка мусульманских товаров имело высокую деловую активность [2], платежеспособность [3] и финансовое состояние [8], на фоне эффективно используемых активов [5] и привеченных финансовых ресурсов [7]. При этом автор умышленно перечислил их в определенной последовательности. В первую очередь, затронута деловая активность, так как она связана с экономической отдачей, что, как было установлено выше, является важнейшей чертой исламского ведения бизнеса. Вопрос взаимоотношений с кредиторами – это принципиальный момент в исламском праве. Отдавать долги и делать это вовремя, неразрывно связано с темой платежеспособности. Для успешного функционирования коммерческой организации важно, чтобы благоприятная ситуация наблюдалась в долгосрочной перспективе, что актуализирует изучение и оценку финансовой устойчивости предприятия рынка мусульманских товаров.
Указанные направления анализа более подробно раскрыты в опубликованных работах автора, что позволяет не затрагивать их в данной статье.
Список литературы
1. Глушаков, В. Сильная корпоративная культура — основа инновационного развития предприятий. Наука и инновации [Текст]: монография/ В. Глушаков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 150 с.
2. Шовхалов Ш.А. Анализ деловой активности коммерческой организации: шариатский взгляд /Экономический анализ: теория и практика. № 27 (378). М.: Финансы и кредит, 2014 г. С. 35-43.
3. Шовхалов Ш.А. Анализ платежеспособности коммерческой организации: шариатский взгляд.Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №3, 2014 г.
4. Шовхалов Ш.А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама / Актуальные проблемы социально-экономического развития России. № 4. М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2012 г. С. 106-110
5. Шовхалов Ш.А. Принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд. Финансы и кредит. № 37 (565). М.: Финансы и кредит, 2013 г. С. 24-29
6. Шовхалов Ш.А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография / Ш.А. Шовхалов. - Красноярск, 2013. - 125 с.
7. Шовхалов Ш.А.Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд. Финансы и кредит.№ 8 (536). М.: Финансы и кредит, 2013 г. С. 58-61
8. Шовхалов Ш.А. Финансовое состояние коммерческой организации: шариатский взгляд. Экономический анализ: теория и практика. № 9 (360). М.: Финансы и кредит, 2014 г. С. 49-53.