Малое предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта. Присущие малым предприятиям гибкость и высокая приспособляемость к изменению рыночной конъюнктуры, способствуют стабилизации экономических процессов как в регионах в целом, так и отдельно взятых областях [4]. В последние годы развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста производственных и финансовых показателей, относительно постоянной численностью занятых в малом бизнесе, а также колебаниями в количестве предприятий, обусловленными изменениями в Российском законодательстве, процессом ликвидации бездействующих предприятий и переходом части предприятий в категорию средних и крупных.
Обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года. Поэтому, для создания комплекса условий эффективного развития субъектов малого предпринимательства, администрацией Костромской области была разработана областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 гг. Общий объем финансирования Программы составляет 323 509,9 тыс. руб. [5].
Создание современных информационных ресурсов, которые позволяют быстро и точно оценивать развитие экономики субъектов малого предпринимательства, предусматривают нововведения в различных сферах мониторинга для оценки их деятельности [3]. Одним из вариантов оценки развития субъектов малого предпринимательства является проведение интегральной оценки на основе совокупности частных интегральных показателей. Авторами впервые проведена диагностика развития субъектов малого предпринимательства по основным признакам, представленных в Табл.1, в разрезе выделенных блоков.
Таблица 1 Основные критерии для анализа субъектов малого предпринимательства при расчете интегрального показателя
|
Показатель |
Условные обозначения |
|
Анализ развития малого предпринимательства |
|
|
Количество работников, чел. |
ЧР |
|
Количество предприятий, ед. |
МП |
|
Количество работников на 1 предприятие, чел./ед. |
ЧРМП |
|
Средняя заработная плата, руб. |
ЗП |
|
Анализ финансового состояния |
|
|
Оборот малых предприятий на 1 работника, млн.руб./чел |
ОбЧР |
|
Оборот малых предприятий на 1 малое предприятие, млн.руб./ед. |
ОбМП |
|
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 работника млн.руб./чел. |
ИнЧР |
|
Удельный вес прибыльных предприятий и организаций, % |
dn |
Для определения интегрального показателя по распределению субсидий на развитие малого предпринимательства, расчет проводился с помощью четырех уровневой иерархии статистических показателей на основании аддитивной модели по следующей формуле [1,2]:
Руководствуясь методикой распределения субсидий, определенной в Программе развития малого и среднего предпринимательства, нами установлены баллы по выделенным критериям отбора за период времени с 2012 года по 2013 год. На основании установленных баллов по критериям и рассчитанного интегрального показателя, для сравнительной характеристики распределения субсидий, авторами проведено ранжирование средств, выделенные из областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в 2013 году на сумму 24 120 тыс. руб. Исходя из полученных результатов, отметим, что рассчитанные суммы распределения субсидий имеют значительные расхождения по бальной и интегральной оценке развития субъектов малого предпринимательства Костромской области (Рисунок 1).
Рис.1. Распределение субсидий на развитие малого предпринимательства в 2013 году по различным методикам, тыс. руб.
Особенно это наблюдается по группе «малоэффективных» видов экономической деятельности малого предпринимательства, распределяемая сумма по которым отличается в несколько десятков раз на основе бальной оценки по сравнению с интегральной оценкой развития субъектов малого бизнеса (исключение составляют такие виды деятельности, как гостиницы и рестораны; транспорт и связь, отклонение сумм распределения субсидий по которым равна соответственно 2,7 раза и 3,5 раза). По «среднеэффективным» и «высокоэффективным» видам деятельности малого предпринимательства прослеживается обратная ситуация – сумма субсидий, рассчитанная по интегральной оценке больше суммы выделенных субсидий, рассчитанной по бальной оценке развития малого предпринимательства. Диссонанс распределяемых сумм четко выделяется по таким видам экономической деятельности, как – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в 8,5 раза), обрабатывающие производства (в 13,3 раза), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 8,9 раза).
Таким образом, каждый из представленных аспектов оценки развития субъектов малого предпринимательства имеет самостоятельное значение. Различные направления и методики дополняют друг друга, позволяя провести глубокое и разностороннее исследование изучаемого социально-экономического явления.
Список литературы
1. Иванова О.Е. Концепция построения интегральной оценки финансового состояния промышленного сектора экономики // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 5 (24).
2. Иванова О.Е. Оценка управления затратами промышленного сектора экономики на основе интегрального показателя // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 3. – С.146-151
3. Иванова О.Е. Оценка деятельности организаций на основе статистических методов анализа // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 6. – С. 282-286
4. Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Экономические организации, как сфера формирования затратного механизма // EuropeanSocialScienceJournal. –2012. – № 12-1 (28). – С. 278-285.
5. Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 гг., Постановление администрации Костромской области от 31.03.2009 г. № 144-а (с изм. и доп.)