Россия является одним из самых перспективных туристических рынков в мире, т.к. обладает высоким потенциалом по увеличению объемов въездного, выездного и внутреннего туризма. Понимание своих возможностей для роста, наличие четкой стратегии и инвестиционных приоритетов обеспечит российским регионам значительное усиление своих позиций на внутреннем и мировом туристическом рынке [1].
Считается, что туризм – один из развивающихся секторов экономики. Во многих странах туризм стал важной отраслью международной специализации, а для некоторых стран туризм может стать ведущей отраслью. В ЕС туристический сектор составляет 30% внешней торговли в области оказания услуг, 6% занятости и формирует 7% ВВП (и 12% с учетом косвенных эффектов) [2].
Доля туризма в валовом внутреннем продукте России составляет 1,5% и такова же доля населения (1,5%) занятого в туристическом бизнесе [3]. Российский рынок поступательно увеличивается на протяжении последних 10 лет. В 2012 году объем российского рынка туризма превысил 1 млрд. руб. (около 1,7% от ВВП), а по сравнению с 2011 годом, данный показатель вырос на 14%.
В среднем за период 2008-2012 гг. рынок туристических услуг рос на 32% в год. В период экономического кризиса падение, обусловленное снижением платежеспособности населения, составило порядка 17%.
Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна (Табл.1.).
Таблица 1 Динамика международных туристских прибытий за 2008-2012 гг.
|
Регион |
Международные туристские прибытия, млн. |
Изменения, % |
|||||
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2011 /2010 |
2012 / 2011 |
|
Всего в мире |
455,9 |
550,4 |
687,3 |
803 |
846 |
5,5 |
5,4 |
|
Африканский регион |
15,0 |
20,0 |
27,4 |
37,3 |
40,7 |
8,8 |
9,2 |
|
Страны Северной Африки |
8,4 |
7,3 |
10,1 |
13,9 |
14,9 |
8,9 |
7,4 |
|
Прочие страны Африки |
6,6 |
12,8 |
17,4 |
23,3 |
25,8 |
8,8 |
10,4 |
|
Американский регион |
93,0 |
108,8 |
128,0 |
133,2 |
135,9 |
5,9 |
2,0 |
|
Северная Америка |
71,7 |
80,5 |
91,2 |
89,9 |
90,7 |
4,7 |
0,9 |
|
Карибский регион |
11,4 |
14,0 |
17,2 |
18,8 |
19,4 |
3,7 |
3,5 |
|
Центральная Америка |
1,9 |
2,6 |
4,3 |
6,3 |
7,0 |
13,2 |
10,8 |
|
Южная Америка |
7,9 |
11,7 |
15,2 |
18,2 |
18,8 |
11,9 |
3,0 |
|
Азиатско-Тихоокеанский регион |
57,7 |
85,6 |
115,3 |
155,3 |
167,2 |
7,8 |
7,7 |
|
Северо-Восточная Азия |
28,0 |
44,1 |
62,5 |
87,5 |
94,0 |
10,3 |
7,4 |
|
Юго-Восточная Азия |
21,5 |
29,2 |
37,0 |
49,3 |
53,9 |
4,9 |
9,3 |
|
Океания |
5,2 |
8,1 |
9,6 |
10,5 |
10,5 |
3,7 |
0,4 |
|
Южная Азия |
3,2 |
4,2 |
6,1 |
8,0 |
8,8 |
4,7 |
11,0 |
|
Европейский регион |
280,6 |
322,3 |
392,7 |
438,7 |
460,8 |
4,3 |
5,0 |
|
Северная Европа |
32,3 |
41,4 |
46,8 |
51,0 |
54,9 |
7,8 |
7,6 |
|
Западная Европа |
113,8 |
116,7 |
142,8 |
142,6 |
149,8 |
2,6 |
5,0 |
|
Центральная (Восточная) Европа |
39,0 |
61,4 |
62,3 |
87,8 |
91,2 |
2,2 |
3,9 |
|
Южная Европа |
88,1 |
91,3 |
126,1 |
157,3 |
164,9 |
5,9 |
4,8 |
|
Ближний Восток |
9,7 |
13,6 |
24,0 |
38,3 |
41,8 |
5,9 |
8,9 |
Из Табл.1 видно, что международные туристские прибытия с каждым годом увеличиваются. А неравномерность объясняется разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов мира [5].
Мировые поступления от туризма в 2012 году составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл. США (Табл.2).
Таблица 2 Поступления от международного туризма, млрд.долларов США
|
|
Поступления, млрд. долл. США в 2011 году |
Изменения, % |
Доля рынка, % |
Средние поступления в расчете на одну туристскую поездку, долл.США |
|
|
2011/2010 |
2012/2011 |
||||
|
Всего в мире |
733 |
4,0 |
5,0 |
100 |
870 |
|
Африканский регион |
24,3 |
10,5 |
10,2 |
3,3 |
600 |
|
Американский регион |
154,0 |
4,3 |
1,8 |
21,0 |
1130 |
|
Азиатско- Тихоокеанский регион |
152,6 |
4,0 |
8,9 |
20,8 |
910 |
|
Европейский регион |
374,5 |
2,5 |
3,7 |
51,1 |
810 |
|
Ближний Восток |
27,3 |
-1,8 |
-1,4 |
3,7 |
650 |
По данным таблицы видно, что высокие темпы роста поступлений были зафиксированы в Африканском регионе (+10,2%), Азиатско-Тихоокеанском регионе (+8,9%). Отрицательные темпы роста сохраняются на Ближнем Востоке [5].
По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3% (Рисунок 1).
По данным Ростуризма, за 9 месяцев 2014 рынок туристских услуг сократился на 5%. Количество туристов, посетивших Россию за девять месяцев, составило 2,2 млн. человек. Наибольший прирост продемонстрировала Южная Корея – 57%. Причина - взаимная отмена виз между нашими странами. А наибольшее снижение продемонстрировали страны - Польша и Соединенные Штаты Америки. По количеству туристов традиционно лидирует Китай. С целью туризма Россию посетило 356 тыс. человек.
За 9 месяцев 2014 г. выезд из России уменьшился на 2%. За 9 месяцев 2013 г. за рубеж выехало 14,8 млн. российских туристов, за 9 месяцев 2014 г.- 14,6 миллионов туристов.
В целом, российский турпоток по большинству направлений, особенно европейских, продемонстрировал снижение. По данным Росстата снижение российского турпотока в Норвегию составило 76%, в Финляндию – 62%. Однако есть страны, которые демонстрируют рост российского турпотока. Это Румыния, Литва и Венгрия.
Процентный прирост турпотока в страны-лидеры относительно невелик. Увеличение турпотока в Египет составило 32%, в Турцию - 10%. Однако в целом по количеству туристов они лидируют с большим отрывом. Так, количество российских туристов в Турции составило 3 млн. человек, в Египте- 1,9 млн. человек.
Туристические компании нацелены в основном на выездной туризм: открываются новые маршруты, страны. Многие из них продают туры по России, но не заинтересованы в их рекламе (по данным РБК емкость российского рынка выездного туризма составляет $1-2,5 млрд. в год) [5].
В 2014 году в результате банкротств крупных российских туроператоров, россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам. Так, с недавнего времени все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России.
В 2014 году, по данным Росстата, 54% россиян интересовались внутренними направлениями. Наблюдается перераспределение долей внешнего и внутреннего туризма за период с июня по сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году - 54%.
Тем не менее, такие направления, как Турция, Греция, Египет остаются востребованными. Пакетные туры по системе «все включено» выбирают 44% российских туристов, отправившихся отдыхать в эти курортные страны [4].
Вместе с этим россияне стали более требовательны при выборе места отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.Негативно сказалось на числе купленных поездок и повышение курса евро к рублю, что привело к подорожанию путевок.
На территории Якутии туристской деятельностью занимаются 51 предприятие, в том числе 24 туроᴨератора, вошедших в Единый федеральный реестр туроᴨераторов. Из них 8 предприятий работают в сфере въездного туризма.
К 2015 году в сфере туризма будет занято 420 человек, к 2025 году число работающих в туристических компаниях превысит 1500 человек. Для успешной работы туристического комплекса республики необходимы профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды-ᴨереводчики, инструкторы-проводники, владеющие иностранными языками, всем разнообразием материала, представляющего интерес для туристов и способные квалифицировано вести туристов по маршруту.
Важнейшим принципом подготовки кадров для туристской индустрии в силу ее межотраслевого характера является создание индустрии гостеприимства. Подготовка кадров предполагает также формирование сᴨециальных учебных программ, использования имеющихся возможностей подготовки кадров в системе образовательных заведений республики, а также обучения студентов и послевузовских стажировок в ведущих учебных центрах России и за рубежом.
За последние годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран. Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма.
Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики. За последние годы в рамках государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности. Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма.
Современное состояние и уровень развития туристической отрасли в республике обусловлено рядом проблем, которые предстоит преодолеть в предстоящей перспективе:
1. Удаленность и транспортная труднодоступность якутского туристического рынка для туристов из регионов и стран, генерирующих туристические потоки.
2. Слабая материально-техническая база туристской индустрии: гостиничное хозяйство, ресторанное хозяйство и система общественного питания на маршрутах.
3. Неразвитость инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях.
4. Отсутствие широкого выбора туристских продуктов, привлекательных для российских и зарубежных туристов.
5. Недостаток профессионально подготовленных кадров, как непосредственно для туристской деятельности, так и в сфере обесᴨечивающих отраслей.
6. Неразвитость сопутствующих туризма сфер производства и услуг, производства сувениров и прочей туристической продукции, низкое качество предоставляемых услуг.
Стратегия развития туризма республики нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и понятиям - индустриальный туризм. Однако имеющийся задел в формировании материальной базы недостаточен для осуществления массового туризма [6,7, 8].
Список литературы
1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме//Маркетинг в России и за рубежом.- 2012. - №6 (92)