Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСФЕРТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

На сегодняшний день для мировой экономики характерна активизация процессов глобализации, в том числе её финансовой составляющей. Экономическая взаимозависимость стран ведет к расширению сферы международных финансовых отношений, увеличению валютных потоков и т.п. Данный процесс получил название финансовая глобализация. Таким образом, финансовые отношения не ограничиваются пределами границ национальных государств, а формируются на межгосударственно уровне.

Таким образом, появление транснациональных компаний (ТНК) и глобализация финансовых потоков потребовало развития новых инструментов внутрифирменного управления, одним из которых стало трансфертное ценообразование. На сегодняшний день трансфертное ценообразование одна из наиболее актуальных задач для транснациональных и, в частности, российских компаний. Применение трансфертного ценообразования стало наиболее распространённым методом для перевода капитала в страны дочерних компаний.

Таким образом, мы подходим к определению трансфертной цены, которое гласит, что внутрифирменная трансфертная цена – это цена, устанавливаемая на товары и услуги для продажи между самостоятельными подразделениями одного предприятия [5].

Для более детального изучения механизма формирования трансфертной цены, рассмотрим схему распределения затрат в ТНК (Рисунок 1).
Основными целями трансфертного ценообразования в корпоративных структурах является эффективное управление ресурсами компании для достижения устойчивого конкурентного преимущества (Рисунок 1).

Исходя из механизма распределения прибыли и налогов в ТНК с помощью трансфертного ценообразования (Рисунок 2), можно сделать вывод, что это мощный инструмент снижения налогового бремени.

В связи с этим существует большой риск того, что государственные структуры сочтут данную систему схемой минимизации налогов. При этом необходимо подчеркнуть, что трансфертная цена отличается от объективно сформированной рыночной цены и так как главная цель любого государства — это увеличение поступлений в бюджет, в том числе и за счёт выплат налогов предприятий с рыночной стоимости своей продукции, вопрос налогового контроля за трансфертные ценообразования является одним из основных на сегодняшний день [4].

Далее рассмотрим, каким образом осуществляется регулирование трансфертного ценообразования. На международном уровне данным вопросом занимается организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одной из сфер деятельности данной организации, в частности, является разработка мер по контролю над трансфертными ценами. Цель ОЭСР заключается в раскрытии общих для всех правил трансфертного ценообразования. Именно соблюдение мер и рекомендаций, разработанных данной организацией позволяет избежать двойного налогообложения в организации, что, в свою очередь, может послужить причиной возникновения споров между налоговыми органами разных стран. Одним из важнейших принципов ОЭСР относительно трансфертного ценообразования является принцип так называемой «вытянутой руки», суть которого заключается в том, что взаимозависимые компании работают «рука об руку» и, регулируя свои отношения, применяют трансфертные цены, отличные от рыночных. Независимые же компания, в свою очередь, находятся на расстоянии «вытянутой руки», а это означает, что цены здесь уже будут рыночные. Таким образом, государство должно корректировать эти  так называемые нерыночные цены, как если  бы компании были независимыми.

Преимущество ОЭСР относительно трансфертного ценообразования заключается в том, что ОЭСР устанавливает равные условия для обеих сторон, а именно для компании-налогоплательщика и для налоговых органов тех стран, чьё законодательство базируется на принципах ОЭСР. Именно общие единые правила игры позволяют расширять компании свою деятельность за пределы своей страны, и это даёт возможность снизить риск двойного налогообложения прибыли, которая была получена в результате транснациональных сделок. Для осуществления противодействий размыванию налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения странами-членами ОЭСР в 2013 году были разработаны специальные рекомендации. Данные рекомендации часто затрагивались на многих дискуссиях, которые были организованы налоговыми органами Российской Федерации для того, чтобы наладить обмен опытом в рамках применения законодательства, связанного с трансфертным образованием [3].

Анализируя российскую практику регулирования трансфертного ценообразования, отметим, что, несмотря на то, что установленные нормы в отношении трансфертного ценообразования в Российской Федерации очень схожи с нормами ОЭСР, российское законодательство имеет определенную специфику в



данном вопросе. В связи с этим, налогоплательщикам международных компаний необходимо тщательно изучить российские условия трансфертного ценообразования и налоговое законодательство в России, для того, чтобы понять какие изменения необходимо внести в документацию по трансфертам, чтобы она отвечала не только международным требованиям, а ещё и действующим нормам НК РФ.

В настоящее время с 2012 года в России действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию, регулируемое Разделом V.I Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Применение новых правил трансфертного ценообразования повлекло за собой определенные трудности, такие как: нечёткая трактовка некоторых законодательных норм, трудность в заполнении форм налогового уведомления и т.д. Все эти факты вынудили законодательство принять некоторые поправки в отношении налогоплательщиков: отсрочка подачи уведомления о контролируемых сделках за 2012 год до 20 ноября 2013, вместо подачи к 20 мая (как установлено НК РФ), отсрочка по предоставлению документации по трансфертному ценообразованию за 2012 год до 1 декабря 2013 года, вместо 1 июня 2013 года (как установлено НК РФ), разъяснения относительно возможности группировки определенных видов сделок и т.д.

Как отмечают Гребенникова В.А. и Вылегжанина Е.В.: «При введении новых правил особое внимание уделялось необходимости снижения избыточных административных процедур и издержек налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля. В указанных целях разделом V 1 Кодекса предусмотрена возможность заключения соглашения о  ценообразовании для целей налогообложения между налогоплательщиком и ФНС России. Заключение соглашений позволяет налогоплательщику снизить риск потенциального доначисления налогов и планировать свои налоговые обязательства, а также предполагает прозрачность заключаемых сделок и высокую степень открытости налогоплательщика для налогового органа»

[1].

В пункте 1 ст. 105.7 НК РФ представлены три основных метода определения рыночной цены в целях осуществления налогового контроля:

1)     метод сопоставимой неконтролируемой цены: данный метод применяется, если сделки между независимыми и зависимыми организациями признаются сопоставимыми, это значит, что различия между сделками и организациями не влияют на рыночную цену, а для устранения некоторых различий могут быть применены соответствующие коррективы;

2)     затратный метод: используется для определения трансфертных цен по контролируемым сделкам при производстве полуфабрикатов и оказания услуг, а также данный метод используется, когда рыночная цена складывается из затрат на производство продукции или оказание услуг контролируемой стороной и надбавки валовой прибыли;

3)     метод цены последующей реализации: данный метод направлен на установление рыночного уровня валовой рентабельности при перепродаже продукции независимым дистрибьюторам какому-либо клиенту. Данный метод применяется в случае, если перепродавец не добавляет существенной стоимости к продукции [6].

Важным вопросом налогового контроля в процессе трансфертного ценообразования является выбор налоговыми органами наиболее оптимального метода определения цены товаров для целей налогообложения. Авторами были рассмотрены основные методы налогового контроля, а также эффективность их применения основываясь на изучении налоговых споров, возникших в течение 2010–2015 гг.

На сегодняшний день, наиболее используемым методов при налоговом контроле является метод сопоставимых рыночных цен, несмотря на относительную сложность применения метода по сравнению с методом цены последующей реализации и затратным методом. К тому же, применение метода сопоставимых рыночных цен требует использовать официальные источники информации. Зачастую для налоговых органов данное требование касательно официальных источников информации является непреодолимым препятствием в случаях, когда необходимо представить доказательства относительно несоответствия применяемых налогоплательщиками цен текущему рыночному уровню.

Далее идёт метод затратный метод, который является вторым по использованию при налоговом контроле за трансфертным ценообразованием. И, наконец, метод последующей реализации применяется налоговыми органами наименее всего. Помимо всего прочего, практика показывает, что в целях налогового контроля трансфертного ценообразования налоговые органы могут применять и собственные методы, которые, в свою очередь, не предусмотрены налоговым законодательством. Таким образом, на практике очень часто возникают ситуации, когда налоговым органам не удаётся доказать применение компаниями нерыночных цен.

На Рисунке 3 представлены основные те или иные причины, по которым налоговым органам не удалось доказать несоответствие применяемых компаниями трансфертных  цен текущему рыночному уровню. Как видно на рисунке, количество дел, которые были выиграны налоговыми органами, составляет около 8% от суммарного количества налоговых споров относительно применения трансфертного ценообразования. Каждому методу присущи свои особенности, ввиду которых налоговые органы не в состоянии доказать факт применения компаниями трансфертных цен, которые, в свою очередь, не соответствуют рыночным. Главной причиной, по которой налоговые органы проигрывают большинство налоговых споров, является неспособность определения рыночной цены, которая нужна для сопоставления с трансфертными ценами.


Другой причиной низкой эффективности налогового контроля в 19% налоговых споров происходят вследствие того, что налоговые органы не способны установить сопоставимые сделки с целью проведения проверки для установления соответствия применяемых налогоплательщиком цен реальному рыночному уровню. Это, в свою очередь, может быть обусловлено либо уникальностью сделки, либо её единичным характером.

При осуществлении налогового контроля многие действия налоговых органов противоречат налоговому законодательству. В законодательстве указаны определенные случаи, в которых налоговые органы могут вести контроль правильности применяемых цен, но данные критерии в 18% рассмотренных дел налоговыми органами не учитываются. В свою очередь, это указывает на противоречия в налоговом законодательстве в области налогового контроля над трансфертным ценообразованием и некорректном использовании этих норм налоговыми органами.

Практика показывает, что в 12% случаях осуществления налогового контроля налоговыми органами применяется неверный метод налогового контроля над трансфертным ценообразованием. Данная проблема существует из-за имеющихся недоработок в налоговом законодательстве в целях практического применения данных методов. В свою очередь, к снижению эффективности налогового контроля, отражающегося на уровне налоговых доходов бюджета, ведет отсутствие законодательно закрепленной и четко выстроенной методики применения на практике данных методов. Одной из существующих проблем, которые имеются в налоговом контроле над трансфертным ценообразованием, является разная трактовка НК РФ относительно возможных источников информации с целью определения рыночной цены. На практике мы можем заметить, что использование налоговыми органами неверных источников информации для того, чтобы определить рыночную цену, в 6% случаях приводит к тому, что налоговые органы проигрывают при осуществлении налоговых споров по вопросам трансфертного ценообразования.

Таким образом, проведенный анализ практики налогового контроля над трансфертным ценообразованием, позволяет сделать вывод, что сложившийся на сегодня комплекс законодательных мер, регулирующий как механизмы трансфертного ценообразования на мировой арене, так и в России несовершенен и не может в полной мере контролировать уклонение от налогообложения с помощью механизма трансфертного ценообразования. В связи с этим, необходимо ужесточение мер налогового контроля со стороны государства по трансфертному ценообразованию путем конкретизации и проработке основных методов налогового регулирования по данному вопросу.

 

Список литературы

1.     Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Векторы и методы развития института администрирования доходов бюджета в Российской Федерации // Міжнародний науковий журнал. 2015. № 3. С. 16-22.

2.     Зеленюк      А.Н.       «Сущность      и      особенности      трансфертного      ценообразования»,      Российский внешнеэкономический вестник, 2013, № 7, с. 49-61

3.     Иванова Е.В. Щукина Е. С. «Экономическая природа трансфертной цены в механизме хозяйствования холдинговых компаний», Вестник Оренбургского университета 2011, № 3 (132), с. 191-196

4.     Марущак Д.В. «Анализ трансфертного ценообразования и его применение в международной практике», Проблемы современной экономики, №3 (51), 2014, с. 192-196

5.     Самарина Э.С. «Актуальные вопросы применения различных методов трансфертного ценообразования», Вестник финансового университета. 2014. № 5, с. 84-92

6.     НК РФ, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/