Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Оборонно-промышленный комплекс (далее ОПК) обладает высоким инновационным потенциалом и играет ведущую роль в экономическом развитии страны и региона на инновационной основе.

Эффективное использование инновационного потенциала предприятий ОПК требует решения задачи его коммерциализации.

Выполнение предприятиями ОПК не свойственных до настоящего времени функций коммерциализации инновационного потенциала осложняется отсутствием опыта практической работы, механизмов коммерциализации, соответствующей региональной инновационной инфраструктуры.

В этой  связи, в  решении  задачи коммерциализации возрастает  роль объектов инновационной инфраструктуры.

В  Красноярском  крае,  обладающем  высоким  инновационным  потенциалом  предприятий  ОПК, функционирует более 40 объектов инновационной инфраструктуры [1], которые позволяют решать узконаправленные задачи региона, не учитывающие возможности коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

В связи с чем, в регионе необходимо сформировать такую инновационную инфраструктуру, которая позволяла бы комплексно решать задачу коммерциализации с учетом возможностей развития региона на основе инновационного потенциала предприятий ОПК.

Совокупность необходимых региону объектов инновационной инфраструктуры определяется типами реализуемых в нем инновационных проектов.

Инновационные проекты в процессе своей реализации делятся на стадии инновационного процесса, в свою очередь, стадии - на бизнес-процессы.

Особенностью инновационной деятельности предприятий ОПК является реализация полного набора стадий инновационного процесса, что определяет необходимость их обслуживания объектами инновационной инфраструктуры.

Часть бизнес-процессов инновационных проектов предприятия ОПК могут выполнять самостоятельно при условии минимальных затрат на их реализацию. Другую часть бизнес-процессов необходимо передать на принципах аутсорсинга объектам инновационной инфраструктуры для их дальнейшей реализации.

Для определения совокупности бизнес - процессов, подлежащих выполнению объектами инновационной инфраструктуры, разработана матрица «РБПИ», позволяющая сформировать портфель заказов конкретного объекта инновационной инфраструктуры, который состоит из совокупности бизнес-процессов различных инновационных проектов.

Критерием передачи бизнес-процессов объектам инновационной инфраструктуры является минимальный уровень затрат по реализации бизнес-процессов.

Таким образом, потребность в выполнении объектами инновационной инфраструктуры функций по реализации бизнес-процессов инновационных проектов и формирование портфелей заказов на основе матрицы «РБПИ» позволяет осуществлять проектирование инновационной инфраструктуры в регионе с учетом возможностей его развития на основе инновационного потенциала предприятий ОПК.

Функционирование региональной инновационной инфраструктуры характеризуется разрозненностью ее объектов и слабо развитыми связями между ними, что снижает эффективность их деятельности.

Для решения задачи  коммерциализации инновационного потенциала предприятий  ОПК усилия участников процесса коммерциализации должны быть объединены и согласованы.

Объединить усилия объектов инновационной инфраструктуры и предприятий ОПК предлагается на основе построения организационного механизма их взаимодействия, используя различные организационные формы: АО, ООО, простое товарищество, инновационный кластер, инновационный консорциум, хозяйственное партнерство, синдикат и др.

Объекты инновационной инфраструктуры вступают во взаимодействие между собой в процессе последовательного выполнения цепочки бизнес-процессов инновационных проектов, что определяет их взаимозависимость друг от друга и направляет усилия на получение общего конечного результата реализации инновационных проектов.

Эффективность взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры зависит от их заинтересованности в реализации инновационных проектов.

Реализуя портфели заказов, объекты инновационной инфраструктуры получают коммерческий результат, который определяется прямой или отложенной формами расчетов с объектами за выполнение совокупности бизнес-процессов, тем самым, заинтересовывая их в получении конечного результата реализации инновационных проектов и повышая эффективность их функционирования.

Оценку коммерческой целесообразности реализации объектами инновационной инфраструктуры портфелей заказов предлагается осуществлять на основе расчета точки безубыточности.

Кроме дохода, получаемого от реализации портфелей заказов, объекты инновационной инфраструктуры получают дополнительный доход, приносимый организационными формами взаимодействия.

Для повышения заинтересованности участников коммерциализации в реализации инновационных проектов предлагается осуществлять стимулирование инновационной деятельности как предприятий ОПК, так и объектов инновационной инфраструктуры.

Осуществлять стимулирование инновационной деятельности участников процесса коммерциализации могут органы государственного управления, банковские учреждения, фонды поддержки инновационной деятельности, которые, принимая участие в финансировании, сами становятся объектами, выполняющими функции инновационной инфраструктуры. Они формируют механизм взаимодействия с предприятиями ОПК и другими объектами инновационной инфраструктуры через организационные формы взаимодействия, определяющие формы стимулирования участников в процессе реализации инновационных проектов.

Таким образом, построение эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры в регионе предлагается осуществлять на основе объединения усилий и увязывании в единую цепочку всех участников процесса коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК путем построения организационного механизма их взаимодействия на основе устойчивых связей в процессе реализации инновационных проектов.

Выполнение бизнес-процессов инновационных проектов сопровождается рисками предприятий ОПК и объектов инновационной инфраструктуры по их реализации.

Снижение рисков реализации инновационных проектов обеспечивается за счет повышения заинтересованности участников посредством стимулирования. При этом, объекты инновационной инфраструктуры, получая финансирование, кроме рисков реализации инновационных проектов принимают на себя риски исполнения финансовых обязательств по их осуществлению.

В связи с чем, необходимо предложить меры по снижению рисков и методы обеспечения финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры.

Предлагаются два способа снижения рисков реализации инновационных проектов:

-    повышение эффективности взаимодействия участников процесса коммерциализации через создание организационных форм, увязывая их в единую цепочку выполнения бизнес-процессов, одновременно декомпозируя финансирование между ними;

-    формирование портфеля заказов объектов инновационной инфраструктуры, диверсифицируя риски реализации инновационных проектов.

Повышение эффективности взаимодействия участников процесса коммерциализации на основе предложенных организационных форм будет способствовать снижению рисков реализации инновационных проектов, а также обеспечивать финансовую устойчивость объектов инновационной инфраструктуры и всей системы взаимодействия участников процесса коммерциализации, повышая их заинтересованность в реализации инновационных проектов на основе форм стимулирования.

Таким образом, для реализации предложенной концепции формирования инновационной инфраструктуры в регионе необходимо:

1.     Определить типы инновационных проектов региона, подлежащих реализации предприятиями ОПК;

2.     Сформировать совокупность бизнес - процессов инновационных проектов, предназначенных  для передачи объектам инновационной инфраструктуры (матрица «РБПИ») на принципах аутсорсинга для их дальнейшей реализации;

3.     Сформировать портфели заказов, состоящих из совокупности бизнес-процессов, для каждого объекта инновационной инфраструктуры, участвующих в реализации инновационных проектов предприятий ОПК;

4.     Организовать взаимодействие объектов инновационной инфраструктуры на основе предлагаемого механизма организационного взаимодействия участников реализации инновационных проектов;

5.     Оценить риски реализации портфелей заказов объектами инновационной инфраструктуры;

6.       Разработать меры по снижению рисков реализации инновационных проектов;

7.     Обеспечить финансовую устойчивость объектов инновационной инфраструктуры, реализующих портфели заказов.

Предложенная концепция формирования инновационной инфраструктуры определяет следующие принципы ее построения в регионе:

1.     Архитектура инновационной инфраструктуры зависит от типа инновационных проектов, реализуемых в регионе;

2.     Комплексность и многоуровневость инновационной инфраструктуры региона;

3.     Взаимозависимость объектов инновационной инфраструктуры друг от друга в процессе реализации бизнес-процессов инновационных проектов;

4.     Организация взаимодействия  участников реализации инновационных проектов на принципах партнерства;

5.     Интеграция инновационной инфраструктуры в рыночную инфраструктуру региона;

6.     Предприятия ОПК и их подразделения становятся объектами инновационной инфраструктуры  в процессе реализации бизнес-процессов инновационных проектов;

7.     Органы государственного управления, банки и инновационные фонды становятся   объектами инновационной  инфраструктуры  в   процессе  государственного  стимулирования  участников   реализации инновационных проектов;

8.     Частно-государственное партнерство в стимулировании инновационной деятельности участников реализации инновационных проектов;

9.     Оценка бюджетной эффективности государственных средств, направляемых на поддержку объектов инновационной инфраструктуры;

10.    Диверсификация рисков портфелей инновационных проектов, реализуемых объектами инновационной инфраструктуры;

11.    Окупаемость портфелей инновационных проектов.

Учет вышеназванных принципов при формировании инновационной инфраструктуры в регионе значительно отличает авторскую концепцию от ранее предложенных и позволяет сформировать адекватную существующим региональным условиям эффективно функционирующую инновационную инфраструктуру, способствующую реализации инновационных проектов предприятий ОПК и обеспечивающую экономическое развитие региона на основе коммерциализации их инновационного потенциала.

 

Список литературы

1.     Инновации в России. [Электронный ресурс].URL:http://innovation.gov.ru/page/383?title=&field_orgtype_tid=All&field_region_tid=781&page=1       (дата обращения 25.03.2016).