Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Российский опыт управления качеством положил свое начало в середине 50-х годов. Выпуск эффективной и высококачественной продукции позволяющий предприятию получить дополнительную прибыль, обеспечить самофинансирование производственного и социального развития, предопределил переход к системному подходу в управлении качеством продукции. В соответствии с этим, в отечественной практике управления качеством можно выделить 4 основных этапа.

   1 -й этап. В 1955 году машиностроители г.Саратова разработали и внедрили ряд мероприятий по обеспечению качества продукции, получившей название «Система бездефектного изготовления продукции и сдачи с первого предъявления» (БИП). Многолетний опыт применения системы показал, что она далеко не универсальна. Управление качеством продукции только с помощью одного показателя неэффективно.

   2 -й этап. В развитии работ по обеспечению качества продукции основным направлением стало усиление внимания к допроизводственным стадиям ее формирования – научные исследования, проектирование, создание опытных и серийных образцов продукции, технологическая подготовка производства. Такую задачу решила система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), созданная на предприятиях Горьковской области в 1958 г. В отличие от системы БИП в ней определяющими были показатели качества продукции [2].

   3 -й этап. Широкую  известность  среди  систем  управления  качеством  продукции  получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе. Эта система должна обеспечить комплексный подход к управлению качеством продукции на стадиях ее проектирования, изготовления и эксплуатации. В ее основе лежало планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов. Внедрение НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей.

   4 -й этап. Для более эффективного решения проблемы повышения качества стал необходим комплексный, системный подход, а его можно было осуществить лишь на основе усиления роли стандартизации и повышения качества технических устройств. Взаимодействие рассмотренных выше систем, их взаимообогащение и дополнение создали основу для разработки на предприятиях г.Львова комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) на базе стандартов предприятий. Главная цель КС УКП - совершенствование организации производства для достижения высоких темпов улучшения качества выпускаемой продукции в интересах повышения эффективности общественного производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения, народного хозяйства, экспорта. КС УКП органически входит в систему управления производством и имеет многоуровневую организацию управления: объединение - предприятие - отдел - цех - участок - бригада. Координирующим подразделением может быть технический отдел или специализированный отдел управления качеством.

   На предприятиях в рамках действующих комплексных систем управления качеством продукции создаются группы качества (кружки качества, группы прогресса, группы инициативы, группы действия и т.п.).

   Одним из важнейших направлений совершенствования КС УКП, способным повысить ее эффективность, является автоматизация ее функций на основе применения новейших достижений в области создания автоматизированных систем управления, информации, полученной на стадиях создания продукта, а также всех имеющихся на предприятии автоматизированных систем управления, которые в случае необходимости должны выполнять новые задачи [4].

   Процессы управления качеством на отдельных объектах предприятия следует объединить в комплексную автоматизированную систему управления качеством продукции (КАС УКП), охватывающую весь цикл существования продукции от разработки до эксплуатации (потребления).

   КСУКП была рекомендована Советом Министров СССР к внедрению на промышленных предприятиях Союза. Одновременно 1976-1980 годы были объявлены в СССР пятилеткой качества.

   Сегодня можно сказать, что именно в этот период были сделаны значительные успехи в расширении производства гражданской продукции высшего качества и выпуске высоконадежной военной техники. На многих предприятиях Союза получили развитие многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали повсеместно разрабатываться программы обеспечения качества и надежности,  вводилась  аттестация  продукции,  была  создана  сеть  учебных  заведений  по  повышению квалификации специалистов в области качества. По уровню системной разработки документов в области качества к 1980 году СССР можно было поставить на уровень передовых промышленных держав.

   И все же массовой  гражданской продукции, способной  конкурировать на мировом рынке, создать в советский период не удалось, что вызвано рядом факторов. Из них важнейший: при наличии товарного дефицита в СССР не было стимулов создания конкурентоспособной продукции, да и мнение потребителей продукции, то есть населения, никогда не влияло, в решающей степени, на повышение качества товара.

   В Европе и США управление качеством как научное понятие возникло на рубеже 19 и 20 столетий, когда развитие промышленной революции положило конец ремесленничеству и потребовало новых подходов к организации и качеству труда в результате перехода к крупносерийному и массовому производству. В 70-х годах 19 века на заводе Кольта в США родилась идея стандартного качества: оружие собиралось не из подогнанных частей, а из партии взаимозаменяемых деталей. Впервые появились должности контролеров, которые не пропускали негодные к сборке детали. Идея стандартного качества (работа по калибрам) была использована на производстве автомобилей в начале 20 века Г.Фордом. Он же первым применил конвейер на сборочных операциях. Научное обоснование системе поточного производства дал Ф. Тэйлор, а научную систему управления качеством, в основу которой были положены принципы отбраковки продукции, сформулировали А. Файоль и Ф. Тэйлор. Несмотря на многочисленные новации в управлении качеством в последующем, принцип отбраковки продукции до сегодняшнего дня является неотъемлемым элементом любой системы управления качеством.

   Современная теория системы менеджмента качества базируется на исследованиях В. Шухарта (Walter Shewhart), А. Фейгенбаума (Armand V. Feigenbaum), У. Деминга (W. Edwards Deming) [3] , Дж. Джурана (Joseph M.    Juran), К. Ишикавы (Kaoru Ishikawa), чьи работы отражают эволюцию подходов к управлению качеством. В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений, основанного на статистическом контроле качества, так называемый «цикл PDCA»: «Plan - Do - Check - Act» («планировать - выполнять - контролировать - действовать»). А. Фейгенбаум определил понятия стоимости качества и всеобщего контроля качества, который включает этапы разработки, поддержки и улучшения качества. У. Деминг обосновал целесообразность использования «цикла PDCA» в сферах торговли и оказания услуг, сформулировал знаменитые «четырнадцать принципов» управления качеством. Дж. Джуран предложил идею «трилогии качества»: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. К. Ишикава создал концепцию «цикла качества»; в его теории качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь [1].

    Совершенствование систем управления качеством, основанное на экономических методах управления, приводит не только к повышению производительности, но и к качественному улучшению конкурентной среды через создание новой продукции с более высокими потребительскими свойствами. Таким образом, в условиях возрастающих требований потребителя к качеству и глобальной конкуренции внедрение системы менеджмента качества становится одним из важнейших условий обеспечения высокой результативности бизнес-процессов компании.

 

Список литературы

1.     Винарик В.А. Мотивирующие факторы и эффекты внедрения системы менеджмента качества (на примере предприятий России и стран с переходной экономикой): дисс. … канд. экономических наук. – Москва, 2014. – 186 с.

2.     Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. – 2007. - № 04(40). - С. 214-222.

3.     Деминг В.Э. Выход из кризиса. - Тверь: Альба. 1994.

4.     Коноплев С.П. Управление качеством: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 252 с.

5.     Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. 2011.№ 1. С. 96–100.

6.     Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями  //  Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2. С. 74–80.

7.     Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно- индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 123–126.

8.     Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. 2015. № 3. С. 53– 59.