Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ТЕРМИНА «ИННОВАЦИИ»

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

    В статье автором рассмотрены современные трактовками термина «инновации». Актуальность данного термина на современном этапе развития экономики России обусловлена тем, что лишь правильная трактовка понятия «инновации» бизнес-структурами и общественными институтами способна привести к достижению цели, сформулированной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а именно переход Российской Федерации к инновационному социально- ориентированному типу экономического развития.

    Когда необходимо уточнить суть того или иного термина, его отличительные черты, ключевым источником информации служат нормативные документы. Поэтому начать изучение определения термина «инновации» необходимо с того, как он трактуется в нормативных документах Российской Федерации.

   В процессе изучения нормативных документов оказалось, что статья 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 22.12.2014) и статья 3 Закона Самарской области от 09 ноября 2005 г. №198-ГД «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» (ред. от 07.04.2014) содержат идентичные определения следующих терминов:

инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;

инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [1, 2].

   Можно предположить, что понятия идентичны в федеральном и региональном законодательстве, в целях минимизации расхождений в толковании данных терминов.

     Перейдем к изучению трактовки термина «инновации» в современной научной литературе.

    В.П. Баранчеев в своей работе делает упор на различия между новацией (новшеством) и инновацией (нововведением).

   Новация (новшество) - это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной и пр.), который предлагается потребителям в целях дальнейшего преобразования и использования [4, с. 17].

   К новшеству можно отнести новый продукт, изделие, материал, метод, услугу и пр. Новация же в свою очередь прежде всего несет новые знания и обладает новизной.

   Инновацию (нововведение) В.П. Баранчеев предлагает рассматривать с нескольких сторон:

1)     Законченный процесс, в ходе которого произошло получение, освоение, приспособление (адаптация) к новшеству, трансформация новшества, что привело к эффективному использованию новшества.

2)     Часть процесса, которая ограничена либо фирмой, либо потребителем, в ходе которого также происходит трансформация новшества и его эффективное использование в своих целях.

3)     Ряд результатов процесса получения и использования новации. Например, в результате состоялась адаптация к новшеству, в результате проведена «рутинизация» и пр. [4, с. 17-19].

   Таким образом, инновация – это такое новшество, потребность в котором была осознана, для которого была выбрана стратегия развития, поиска и приобретения новшества, а также которое в результате процесса адаптации было включено в привычную жизнь, т.е. произошла «рутинизация» новшества, и приносит выгоду.

   А.Н. Асаул в своем определении термина  «инновации» упор делает на то, что инновации должны в результате «открыть новые возможности в конкурентной борьбе» [3, с. 215].

   В.К. Проскурин отмечает, что в экономической литературе, а также в обыденной речи часто можно встретить весьма широкое понимание инноваций, выходящее далеко за рамки техники и технологии, вплоть до здравоохранения, образования, культуры, воспитания. С одной стороны, нельзя относить инновации только к сфере производства, с другой стороны, нельзя трактовать любое новшество как инновацию.

   Более правильно относить к инновациям принципиально новые достижения в области техники, технологии, естественных наук, организации производства и т.п., когда новое действительно способно стать мультипликатором эффективного развития других сторон жизнедеятельности отдельных людей, отраслей экономики, регионов и страны в целом [7, с. 6].

   А.Л. Гапоненко старается  в своей работе внести ясность в термин «инновации». Он отмечает, что к инновациям необходимо относить не только материально-вещественные нововведения в технической сфере, но и нововведения в управления и методах организации. Инновацией также можно назвать решение, которое уже известно, но является новым для конкретного предприятия, отрасли и др.

    Главный эффект экономики, основанной на инновациях, заключается в использовании высокотехнологичной продукции во всех отраслях и сферах (например, в рыболовстве применяются современные навигационные приборы и спутниковые системы) [6, с. 278].

   В.В. Быковский отмечает, что с термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Изобретение – это новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Открытие – это процесс получения ранее не известных данных или наблюдение ранее не известного явления природы. В отличие от инновации, открытие не преследует цели получить выгоду [5, с. 5].

    Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. Производителя на рынке постоянно пытаются сократить свои издержки и выйти на новые рынки сбыта, внедрение инноваций может способствовать повышению их конкурентоспособности перед конкурентами.

   Функции инновации:

1.     Воспроизводственная функция. Инновации - это важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Т.е. получая прибыль от инноваций, далее ее используют в качестве источника финансовых ресурсов.

2.    Инвестиционная функция. Прибыль от инновации может быть использована для инвестирования по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала для финансирования новых видов инноваций.

3.   Стимулирующая функция. Прибыль, получаемая от инноваций, служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами [5, с. 8-9].

    Таким образом, инновации – это не только материально-вещественные нововведения в технической сфере, но и нововведения в управления и методах организации. Также инновация – это новшество, введенное в употребление и приносящее доход, благодаря повышению конкурентоспособности субъекта, который ввел данное новшество на рынок.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 22.12.2014) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172547/.

2.     Закон Самарской области от 09 ноября 2005 г. №198-ГД «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» (ред. от 07.04.2014) [Электронный ресурс] / Официальный сайт "Техэксперт". – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/945012260.

3.     Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

4.     Баранчеев, В.П., Масленникова, Н.П. Управление инновациями: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 711 с.

5.     Быковский, В.В., Мищенко, Е.С. Управление инновационными проектами и программами: учебное пособие. – Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 104 с.

6.     Гапоненко, А.Л. Теория управления: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 342 с.

7.     Проскурин, В.К. Анализ и финансирование инновационных проектов: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 112 с.