Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОБЪЕКТАХ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

     В последнее десятилетие руководство некоторых промышленных холдингов и предприятий России делает попытки разработки и создания надежных организационно-технических структур (систем) по управлению эффективным использованием энергетических ресурсов, так называемых систем энергоменеджмента. Эти попытки были затруднены отсутствием в нашей стране законодательной базы по проведению такой работы. Хотя в некоторых странах уже давно приняты и функционируют национальные стандарты по системам энергоменеджмента, а также стандарт Европейского Союза. В настоящее время разработан и принят международный стандарт ISO 50001 «Система энергоменеджмента – Требования с руководством по использованию», он начинает активно применяться на предприятиях России. 

   Ещё до принятия ISO 50001 некоторые крупные и энергоемкие компании цветной и черной металлургии, нефтехимии, нефте-газодобычи и по транспорту нефти и газа, нефте-газопереработки приступили к разработке и внедрению систем энергетического менеджмента. Первый опыт наших компаний по разработке и внедрению такой системы на предприятиях показал, что существует ряд объективных и субъективных трудностей и барьеров, которые приходится преодолевать. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть некоторые из них:

   Неоднозначное видение участниками работы важности разработки и введения энергетической политики предприятия, границ (сферы) действия системы энергетического менеджмента (далее – СэнМ);

   Отсутствие достоверных данных о потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и эффективности их использования из-за недостаточной оснащенности систем технического (управленческого) учета ТЭР.

   Энергетическая политика – это официальная письменная декларация о заинтересованности в рациональном расходовании и экономии ТЭР, защите окружающей среды, сопровождающаяся перечнем сформулированных целей, планом действий для их достижения, обеспечением необходимыми ресурсами и четким распределением делегированных прав, обязанностей и ответственностей. В соответствии с требованиями национальных стандартов развитых стран и международных стандартов энергетическая политика является одним из первых и существенных элементов СЭнМ предприятия.

   Необходимость наличия энергетической политики на предприятии не всегда осознается как работниками нижнего и среднего звена иерархии структуры управления, так и высшим руководством. Обычно считается достаточным существование общего понимания ответственности и подотчетности за расходованием ТЭР и энергоносителей. Но если заинтересованность в рациональном расходовании ТЭР и энергосбережении будет действовать только на неофициальной основе, то она может пропасть совсем или ее влияние значительно уменьшится при смене кадров, будь, то высшее руководство, старшие менеджеры или сотрудники, осуществляющие энергоменеджмент. Таким образом: пока заинтересованность и ответственность не будет зафиксирована на официальном уровне формально, существует также опасность того, что другие, временно более довлеющие (актуальные), приоритеты оттеснят внимание, направленное на постоянный контроль энергопотребления и его рационализацию; пока обязанности и ответственность за энергопотребление не будут письменно зафиксированы и распространены между всеми звеньями работников, занятых в этом процессе, они не могут быть легко включены в систему оценки результатов деятельности этих сотрудников.

   Границы (сферы) действия СЭнМ. При разработке СЭнМ некоторые специалисты считают, что в сферу (область) ее действия должны быть включены все объекты и весь персонал предприятия. Конечно, ISO 50001 предлагает организации самой «определить и документально подтвердить масштабы и границы своей системы энергоменеджмента». Однако в практике создания СЭнМ в развитых странах обычно вводятся определенные ограничения: в сферу СЭнМ включаются только те объекты (системы) и те субъекты (лица), которые существенно влияют на энергопотребление и, соответственно, на энергоэффективность организации.

   Такой подход значительно упрощает структуру СЭнМ, удешевляет процессы ее создания и функционирования без особого ущерба для ее эффективности. Из системы управления просто удаляются несущественные элементы, так называемые «шумы» (уменьшается число необходимых узлов учета и каналов передачи информации, снижается число документов и соответствующих потоков документооборота, в т.ч. отчетов, и др.). Конечно, никто не исключает того, что какое-либо лицо, не включенное в структуру СЭнМ предприятия, может давать какие-либо предложения по повышению энергоэффективности. И это положение, так же, как и энергополитика, доводится до сведения всего персонала предприятия без исключения. Но для объектов и субъектов, включенных в сферу СЭнМ, это является предметом каждодневной работы, обязанностей и ответственности. Тогда как для остальных – это дело добровольное, носящее, как правило, разовый характер.

    Дискуссии по вопросу границ (сферы) действия СЭнМ обычно возникают в начале работы, но затем, по мере создания остальных элементов СЭнМ большинство специалистов предприятия принимают предложение о необходимости выделения такой области (сферы) в общей структуре предприятия, и даже многие из тех, кто на первоначальном этапе имел другое мнение.

    Технический (управленческий) учет ТЭР. Для правильной организации процесса планирования работпо энергосбережению и повышению энергоэффективности очень важно правильно определить энергетический базис предприятия, т.е. тот рубеж, с которого начинается работа по внедрению СЭнМ, и относительно которого в будущем будут делаться оценки об ее эффективности и успешности. Обычно возникают трудности по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности и их фактических значений в начальный (базисный) период, а также факторов, существенно влияющих на их значение.

  Наиболее распространенным показателем энергоэффективности является удельная норма расхода ТЭР на единицу вырабатываемого продукта(выполняемой работы, оказываемой услуги), если она применима для рассматриваемого объекта. И здесь основной проблемой является лишь решение вопроса ее измерения, что для российских предприятий не всегда возможно из-за отсутствия соответствующих систем контроля и измерений (технического, управленческого учета). Для ряда объектов такой показатель невозможен в принципе. Например, эффективность работы цехов энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения) в части потерь ТЭР в основных питающих и распределительных энергетических сетях. В этом случае приходится вводить иные показатели, например, по аналогии с сетевыми организациями «большой энергетики» - технологический расход ТЭР на транспорт ТЭРв распределительных сетях предприятия, находящихся на их балансе и в границах их эксплуатационной ответственности. И здесь опять все упирается в вопрос его измерения. Иногда для установления приемлемых и измеримых показателей энергоэффективности приходится разбивать объект на отдельные подсистемы и применять другие приемы и методы.

    В большинстве случаев показатели энергоэффективности зависят от ряда факторов, существенно влияющих на их значение, например, производительность объекта, температуры окружающей природной среды и др. Как правило, набор таких факторов энергоаудиторы совместно со специалистами предприятия определяют без особых трудностей. А вот проверка их правильности и значимости методами математической статистики упирается либо в отсутствие достаточного объема информации об энергопотреблении за прошлый период (хотя бы за 2-3 последних года), либо в недостоверность такой информации, т.к. она не основана на результатах приборных измерений. Таким образом, большинство вопросов по разработке и внедрению нормальной СЭнМ зависит от наличия на предприятии системы технического (управленческого) учета.

    Поэтому практически всем организациям России разработку и внедрение СЭнМ в идеальном случае необходимо начинать после разработки и внедрения системы технического (управленческого) учета или хотя бы одновременно. Без такой системы эффективное функционирование энергетического менеджмента будет практически невозможно, т.к. он должен базироваться на необходимом и достаточном объеме и достоверности информации о процессах потребления топливно-энергетических ресурсов и эффективности их использования.

    Нам представляется, что по мере разработки национальных нормативных документов и введения в действие в России международных стандартов по энергетическому менеджменту, их применительной практики и накопления опыта российскими предприятиями с учетом опыта развитых стран мира, трудностей и барьеров по внедрению СЭнМ станет значительно меньше.

 

Список литературы

1.     Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2011. № 1. С. 48-53.

2.     Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт- Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

3.     Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями  //  Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2. С. 74–80.

4.     Незамайкин В.Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации // Финансы и кредит. 2005. № 17 (185). С. 31-35.



5.     Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. 2015. № 3. С.53– 59.