Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   На сегодняшний момент наше государство находиться в процессе глубоких перемен в интеграционной политике страны. И изменения эти касаются не только направления интеграционных процессов, но и в целом перестройки механизма и принципов внедрения Российской Федерации на мировой рынок.

    Инновационная составляющая экономики страны, как и соответствующий международным стандартам высокий уровень развития может стать существенным элементом инновационной активности России. Это, в свою очередь, станет гарантией получения стратегических конкурентных преимуществ, в том числе в трансграничном обмене и развитии сопутствующей ему инфраструктуры.

   С 1 января этого года начал действовать Евразийский экономический союз, включающий в себя 4 страны – Россию, Белоруссию, Казахстан и Армению. Вскоре к этой великолепной четверке присоединиться пятый участник – Кыргызстан, о чем мы узнали от первого заместителя премьер-министра Казахстана Бахытжана Сагинтаева в рамках очередного заседания Совета ЕЭК.

    Безусловно, на данном этапе ЕЭС представляет собой комок противоречий. С одной стороны, это интеграционное объединение в  своей  основе имеет все предпосылки для успешного становления:  развитие транспортно-логистического и транзитного потенциала, углубление промышленных и агропромышленных связей внутри Союза, увеличение экономического пространства и пр. Но с другой стороны, не первый раз доносятся голоса   скептиков,   утверждающих   о   нецелесообразности   этого   объединения   и   называющих   ЕЭС «мертворожденным политическим проектом», которое по сути не имеет под собой эффективной экономической основы. В любом случае, при правильном распределении экономических ресурсов ЕЭС, вкупе со вступлением России в ВТО, имеет огромный экономический потенциал.

    Главным преимуществом всегда было и есть остается выгодное географическое положение, но только оно в чистом виде не может обеспечить российского доминирования в мировой транзитной системе.

   Эффективная инновационная политика таможенного администрирования включает в себя несколько аспектов:

·   Технологическая составляющая;

· Управленческие реформы в таможенной сфере;

·   Правовые инновации в таможенно-логистическом и других секторах экономики, позволяющие эффективно использовать выгодное географическое положение.

   По состоянию развития логистической инфраструктуры на 2014 год Россия по оценке Всемирного банка занимает 90 место из 160 возможных. Сложные таможенные процедуры, отсутствие постоянно действующего партнерства между государственными органами, руководителями логистических компаний и заказчиками – все эти факторы тянут вниз транзитный потенциал страны и снижают ее конкурентоспособность на мировом рынке.

   Кластерный подход в промышленной и транспортной сфере может стать настоящей панацеей и усовершенствовать функционирование производственно-экономических и логистических систем в пределах отдельно взятых регионов в краткосрочной перспективе и страны в целом в долгосрочной.

   Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции Майкл Портер определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности  и взаимодополняющих  друг друга».В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы.

    Такой подход далеко не нов и уже отлично зарекомендовал себя в мировой практике. Например, в 2003 году на северо-западе Великобритании в графстве Мерсисайд был создан эффективный кластер, представляющий государственные и предпринимательские интересы в морской отрасли. На данный момент в него входит более 500 компаний этого региона различной направленности с оборотом 1,3 миллиона фунтов стерлингов: от портовых и складских операторов до страховых компаний и судовладельцев.

  В России подобная схема уже успела зарекомендовать себя. В Карелии действует совместный российско- финский лесопильный проект. В кластер инвестировано более 600 миллионов рублей, планируемый  объем перерабатываемой древесины – 120 тысяч кубометров.

   Но наиболее эффективно функционируют те кластеры, в основу которых положены новые технологии. Более 60 % компаний, участвующих в успешных европейских кластерах, так или иначе используют в своей практике инновационную деятельность.

    Инновационная и кластерная политика – взаимосвязаны. Многие современные страны используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании национальных инновационных систем.

    Также нельзя не отметить, что инновационные кластеры ориентированы на экспорт, что и дает им значимое преимущество на международной арене, в отличии от традиционных промышленных.

Немаловажную роль в формировании инновационных кластерных стратегий является государство. Первоначально кластеры образовывались сами по себе, основываясь на экономической выгоде предприятий- участников. Сейчас же правительства стран стали искусственно создавать кластеры, чаще всего используя  государственно-частное  партнерство.   В  этом  случае   кластеру оказывается  ощутимая  поддержка  –  как «моральная», так и материальная.

    Инициаторами проведения кластерной политики могут быть как центральные органы управления, например, принимая национальные стратегии, так и региональные власти или даже местные объединения предпринимателей, ведь участие в кластере повышает статус компаний-участниц и привлекает дополнительные ресурсы.

   На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что использование кластерной стратегии является логичным этапом в развитии современной эффективной и высокоразвитой экономики.

   Кластер характеризуется повышением конкурентоспособности и инновационной направленностью. При этом с точки зрения повышения конкурентоспособности важно принимать во внимание сетевой характер взаимодействия участников такого объединения. Именно интеграция по горизонтали, «от компании к компании» способствует распространению инновационных подходов, ведь согласно мировой статистике, чаще всего наиболее успешные кластеры формируются в новых областях промышленности – с последующим выходом на новые рынки и контролированием собственной «ниши» в мировой экономике.

    Стимулирование кластерной политики в своей основе имеет постоянно действующие связи между органами государственной власти и местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями и бизнесом. Эффективные конкурентоспособные кластеры практически всегда имеют устойчивые связи с кластерами других регионов и стран, что не может положительно не сказаться на экономике региона и страны в целом.

 

Список литературы

1.     Озолинг А.Е.  - Инновации в транспортно-логистической инфраструктуре в контексте взаимодействия государства и бизнеса, М.: Международный научный журнал, выпуск № 1, 2014;

2.     Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003;

3.     European Commission. Innovation Clusters in Europe — A Statistical Analysis and Overview of Current Policy Support,Luxembourg, 2006.