Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В современных условиях нестабильности и экономического кризиса существенно возрастает роль и значение эффективной организации бухгалтерского учета и аудита субъектов малого предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации - юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, внесенные в Единый государственный реестр, соответствующие следующим условиям:

1)      в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля  участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2)    в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

3)      средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно; малых предприятий - до 100 человек включительно; микропредприятий - до 15 человек (выделяются в составе малых) [3];

4)     выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше: средних предприятий – 2 млрд руб.; малых предприятий - 800 млн руб.; микропредприятий - 120 млн руб. [4].

Ведение бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства осуществляется в соответствии с правилами и методологическими основами, прописанными в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (от 06.12.2011); Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н); Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ); Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н).

Приказом Минфина РФ от 17.08.2012 №113н для субъектов малого предпринимательства были введены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Кроме того, следует учитывать положения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [3];

Порядок проведения аудиторских проверок регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ, который определяет основные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации [1].

Обязательный аудит проводится в случаях:

1)   если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2)   если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3)      если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4)    если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;

5)    если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательный аудит проводится ежегодно [1]. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», предусматривающие прямое применение в аудиторской деятельности международных стандартов аудита (МСА).

Так, в настоящее время согласно ст. 7 Закона аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [6].

Следовательно, стандарты, разрабатываемые саморегулируемыми организациями  аудиторов и внутрифирменные аудиторские стандарты не должны противоречить международным стандартам аудита.

При осуществлении аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделять следующим потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

в) вследствие меньшего, чем  в иных экономических  субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

г) в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

д) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

е) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности [5].

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307 ФЗ.

2.     Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

3.     Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4.     Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 13.07.2015 № 702.

5.     Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 г.

6.     Массарыгина  В.Ф.  О  переходе  к  прямому  применению  международных  стандартов  аудита  в отечественной практике // Аудиторские ведомости. – №1. – 2015.