Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМ РИСКАМИ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Необходимость создания комплексной системы управления банковскими рисками была вызвана возрастающей нестабильностью мировых финансовых рынков, появлением новых банковских технологий, расширением применения дистанционного банковского обслуживания и появлением новых финансовых инструментов. Банковский надзор является одним из ключевых элементов обеспечения финансовой стабильности, реализации государственной политики декриминализации финансовой сферы, противодействия незаконному вывозу капитала, повышению прозрачности банковского сектора и снижению рисков осуществления сомнительных операций.

   Проведенные в начале двадцать первого века исследования позволили выявить, что несмотря на существенные отличия в организации банковского надзора в европейских странах и США, основные принципы и направления работы надзорных органов в этих странах во многом совпадают [1]. Особенностью организации банковского надзора во всех странах является необходимость постоянно развивать и совершенствовать применяемые методы и инструменты, пересматривать принятые нормативные документы в связи с постоянным возникновением новых угроз и значимостью данного вида деятельности для экономики страны.

   За последние десятилетия произошли серьезные структурные изменения банковских систем развитых стран. Восьмидесятые и девяностые года двадцатого века характеризовались процессами слияния и поглощения в банковской сфере. Шел процесс консолидации банковского капитала. Образовывались сверхкрупные международные банковские объединения и холдинговые структуры. В результате череды банковских кризисов в конце семидесятых годов прошлого столетия мировым банковским сообществом была осознана необходимость создания наднационального консультативного органа, деятельность которого снизила бы системный риск. При Банке международных расчетов был создан Базельский комитет по банковскому надзору, основным направлением деятельности которого является анализ текущей ситуации и разработка рекомендаций, направленных на обеспечение устойчивости национальных банковских систем.

   В 1988 году Базельским комитетом были разработаны рекомендации по расчету адекватности банковского капитала, его соответствия принимаемым рискам и предложен новый индикатор – CAR (Capital Adequacy Ratio), ставший в настоящее время одним из важнейших финансовых показателей. В 1996 году Базельским комитетом была разработана усовершенствованная методика расчета адекватности банковского капитала, учитывающая не только кредитный риск, но также и рыночный риск.

    Череда финансовых кризисов, охвативших страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в 80-90-х годах прошлого века, наглядно продемонстрировала несоответствие реальных рисков значениям, рассчитанным в соответствии с рекомендациями Базельского комитета и необходимость учета страновых рисков. Стало очевидно, что назрела необходимость не только изменить методику, но и кардинально пересмотреть подход к расчету адекватности банковского капитала. В 1999 году на суд банковского сообщества был вынесен проект нового документа – так называемый Базель-II. В результате длительных дискуссий в 2004 году было принято Переработанное Рамочное соглашение Базельского комитета «Международная конвергенция расчетов собственного капитала и требований к собственному капиталу». Соглашение базировалось на трех основополагающих принципах: минимальной достаточности капитала, банковском надзоре и рыночной дисциплине. Данное соглашение было призвано способствовать внедрению более совершенных методов управления рисками в банковской сфере. Новой чертой являлось более пристальное внимание к внутренним банковским системам оценки рисков для определения достаточности капитала. Базельский комитет предложил ряд детально разработанных минимальных стандартов для создания комплексных систем управления и снижения рисков. Кроме кредитного и рыночного рисков, которые принимались во внимание при расчете адекватности банковского капитала в соответствии с Базель-I, было предложено учитывать новый вид риска – операционный, который становится все более существенным с развитием банковских технологий и появлением новых банковских продуктов.

   Казалось, новые рекомендации Базельского комитета учитывали все требования, отражали современные тенденции развития банковского сектора и должны надежно обеспечить устойчивость мировой банковской системы. Крупнейшие банки западных стран разработали и внедрили новые методики расчета рисков и адекватности банковского капитала с учетом всех рекомендаций Базель-II. Но в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, который затронул в первую очередь как раз крупнейшие банки. Несмотря на то, что большинство из них неукоснительно соблюдало рекомендации Базельского комитета, это не спасло их от краха или национализации, к которой прибегли правительства многих стран для спасения системных банков и избежания социального взрыва.

   Так как важнейшей задачей новых требований к банковскому капиталу было обеспечение устойчивости мировой банковской системы, то очевидно, что события 2008 года продемонстрировали необходимость создания принципиально нового подхода к определению адекватности банковского капитала, обеспечивающего устойчивость банков, как в стабильное время, так и в периоды банковских кризисов.

   В 2010 году был разработан новый документ Базельского комитета по банковскому надзору "Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора".

   Этот документ предполагает повышение требований в банковскому капиталу, формирование банками контр-циклических буферов капитала, выделение групп системно-значимых банков и формирование национальными надзорными органами повышенных требований к их устойчивости. Также дополнительно вводится контроль за риском ликвидности и показателем финансового левереджа.

   Кризис 2008 года, кроме необходимости пересмотра подходов к оценке адекватности банковского капитала, выявил еще и другую проблему. На основании изучения последствий кризиса 2008 года банковские эксперты пришли к выводу о том, что банковские информационные системы и технологии хранения и обработки данных оказались неадекватны, неспособны обеспечить управление финансовыми рисками на достаточно высоком уровне. Оказавшись в стрессовой ситуации многие банки были не в состоянии быстро аггрегировать риски и адекватно определять их концентрацию на уровне банковских групп и распределение между различными структурами и линиями бизнеса. Некоторые банки не смогли эффективно управлять своими рисками в связи со слабостью систем обработки и хранения информации и подготовки отчетов [5].

   Для решения этой задачи национальные надзорные органы применяют различные методики. Во многих западных странах созданы специальные аналитические системы, которые позволяют выявлять признаки надвигающихся кризисных явлений на ранних стадиях на основании анализа финансовых показателей, рассчитываемых регулярно, во многих случаях на ежедневной основе, например BAKIS в Германии, IBMS в США. Также в некоторых странах созданы системы раннего предупреждения (Early Warning Systems), так, например, SEER, GMS и SCOR в США, TRAM в Великобритании, SAABA во Франции [3].

     Также возникла небходимость пересмотра организации работы систем внутреннего контроля кредитных организаций c учетом новых рекомендаций ФАТФ по «надлежащей проверке клиента» и реализации риск- ориентированного подхода в сфере противодействия отмыванию денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения [4].

   Все эти новации предполагают активное участие большого числа высокопрофессиональных специалистов, владеющих современными технологиями. Этих специалистов нужно готовить на системной основе. Необходима разработка принципиально новых учебных программ. Вопрос о необходимости серьезных изменений в сфере финансового образования является предметом оживленных дискуссий в профессиональной среде [2]. Для разработки новых программ необходима совместная работа ведущих экономических вузов страны и специалистов-практиков, владеющих современными технологиями и навыками, позволяющими организовать подготовку большого числа специалистов в сжатые сроки.

 

Список литературы

1.     Лебедева Т.В. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитных организациях. СПб.: Изд-во МБИ, 2006.

2.     Современные проблемы  финансового  образования,  Белоглазова  Г.Н.,  Лебедева Т.В./ Финансы,  деньги, инвестиции, 2013, № 1 (45).

3.     Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики: монография/ под ред. Лаврушина О.И.− М., КНОРУС, 2014.

4.     Risk-Based Approach Guidance for the Banking Sector/ FATF, October 2014.

5.     Principles for Effective Risk Data Aggregation and Risk Reporting/Basel Committee on Banking Supervision: Bank for International Settlements, January 2013.