Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Управление качеством является молодой наукой, ее становление относят к середине XX века, и в настоящее время она продолжает бурно развиваться.

Довольно часто в последние годы стали появляться работы, так или иначе связанные с историей управления качеством. Возможно, это связано с тем, что пройденный этап требует дополнительного осмысления.

В настоящее время, несмотря на попытки создания единой теории и модели управления качеством, которые могли бы способствовать развитию единого мирового рынка, существующие общие модели адаптируются с учетом национальных особенностей с целью получения конкурентных преимуществ хотя бы на национальных рынках.

Одним из первых определение категории «качество» дал Аристотель. Аристотель рассматривал качество в трех видах.

По Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий – это состояния, свойства, которые способны изменяться и переходить друг в друга. Можно сказать, что Аристотель практически определил понимание качества как философской категории.

Считается, что идея системного понимания качества принадлежит Гегелю и Марксу. Гегель выявил взаимосвязь качества и количества, определив меру «как качественно определенное количество».

Такое понимание соотношения качества и количества открыло возможности выражения качества через количественные показатели. Такой подход предоставил большие возможности при разработке методов управления качеством.

К.Маркс, рассматривая потребительную стоимость товара, говорил о «качестве содержащегося в нем (товаре) труда». Товар также обладает определенным качеством, причем отличным от качества труда. При этом потребительная стоимость товара и его качество связаны между собой, следовательно, качество труда влияет на качество товара.

Таким образом, мы подходим к системному пониманию качества через системное понимание объекта. Таким образом, если рассматривать формирование объекта как результат действия некой системы, то его качество будет зависеть от качества элементов этой системы и процессов, происходивших в этой системе.

Философское развитие категории качество продолжается и в наше время.

В рамках философии качества выделяют несколько направлений: социальное качество, качество жизни, качество хозяйства, философию управления качеством и качество человека.

По мере увеличения знаний об этой категории, определении новых связей, усложняется и процесс управления качеством, в первую очередь за счёт использования информационно-коммуникационных технологий[2,5].

К настоящему времени существует много вариантов определения качества, разработанных в рамках управления качеством. Различия связаны в основном с акцентами на те, или иные, характеристики продукта или особенностями управления качеством. Обобщенная характеристика качества может выглядеть следующим образом.

Качество объекта (продукции, услуги) – «совокупность его характеристик, обеспечивающих необходимую степень удовлетворения предполагаемых потребностей пользователя этого объекта.

Учитывая системный подход к определению качества, изложенный выше, можно сказать, что управление качеством возможно через управление характеристиками объекта, или точнее их состоянием, выраженным определенными показателями. Управлять же характеристиками объекта можно только через управление характеристиками системы, в рамках которой этот объект формируется или создается. В нашем случае необходимо управление всеми элементами производства, что возможно только с внедрением СМК[1,4].

Начиная «с 50-х гг. XX в. можно утверждать, что качество становится самостоятельной научной дисциплиной и тем ценнее знание истории развития качества». Первый этап формирования современной теории управления качеством относят к концу 40-х - конец 50-х годов ХХ в.

Однако нельзя сказать, что  толчком к развитию данной дисциплины стало случайное научное открытие. К этому времени уже были накоплены бесценные эмпирические знания, разработаны основные теоретические положения управления качеством, которые были в дальнейшем развиты и сформировались основы научных дисциплин (например, теория управления), которые стали базой для развития теории управления качеством.

Изучение первых попыток управления качеством, разработки методов управления качеством, а также обстоятельств, побудивших к подобным действиям, позволяет выявить движущие силы данного процесса и дает необходимые знания для совершенствования существующей теории.

Можно выделить, по крайней мере, два этапа, предшествующих развитию современной теории управления качеством:

докапиталистический этап развития управления качеством;

развитие управления качеством в период становления массового производства.

Важнейшей проблемой, которую необходимо было решить – это проблема изменчивости (или вариаций). Суть проблемы заключается в том, что используемые нестандартные средства труда, отличия в квалификации работников, а также изменчивость окружающей среды (влажность, температура) способствовали появлению продуктов с нестабильными характеристиками. В этой ситуации невозможно обеспечить хорошие потребительские качества.

Одним из первых к практическому решению данной проблемы подошел изобретатель прядильной машины Эли Уитней. В 1798 году он изобрел способ производства, основанный на использовании калибров, которые позволили ему с первого же дня использовать неквалифицированных рабочих для производства взаимозаменяемых деталей.

Указанный способ производства был разработан при выпуске мушкетов. Результатом стало безукоризненно работающее оружие, которое можно было собрать из стандартных деталей и не требовало индивидуальной подгонки. Рассмотренный случай стандартизации производства значительно повысил конкурентоспособность товара и управляемость производства, что и было подтверждено на практике. Осознание изменчивости как источника низкого качества и потерь прогрессировало. Однако собственники и предприниматели редко придавали этому значение. Все интересы были сконцентрированы на прибыли. Такая ситуация сохранялась до начала XX века.

Существенный вклад в развитие теории управления качеством сделал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор, ставший основоположником научной организации труда. В ходе своих исследований Ф.Тейлор проанализировал параметры промышленного производства, пути увеличения производительности, трудовой процесс, расход энергии и времени, усиление мотивации и эффективности труда[6].

Сегодня качество - это политическая, экономическая и социальная категория. Именно качество становится основным условием эффективного развития экономики страны. В качестве сегодня заинтересованы и руководители предприятий, поставщики продукции, торговые предприятия, сервисные организации и в первую очередь потребители товаров и услуг.

К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции - значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано. В настоящее  время установлены международные стандарты  серии ИСО  9000, определяющие управление качеством как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

В основу стандартов серии ИСО 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью управления инновационными изменениями в организациях для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований и желаний[3].

 

Список литературы

 

1.Макаров     В.В.      Методологические     подходы     к      созданию     интегрированной     СМК      в инфокоммуникациях // Век качества. 2011. №6. С.30-32.

2. Макаров В.В., Блатова Т.А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т.3. № 4. С.275-281. 3.Макаров       В.В.,       Долгов                         Д.В.      Проектно-ориентированное                                    управление         инновационными изменениями в организациях / В.В. Макаров, Д.В. Долгов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов". СПб., 2004.- 28 с.

4.    Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. СПбГУТ. 2013. №3 (3). С. 72-78.

5.   Мальцева У.В., Макаров В.В. Информационные технологии в практике управления качеством // Инновации.2011. №12 (158). С. 116-119.

6. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. 1911.