Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗРАСТАНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

     В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации в качестве одной из наиболее вероятных угроз экономической безопасности страны, на локализацию которой должна быть направлена деятельность федеральных органов власти, указывается возрастание неравномерности социально- экономического развития регионов. Отмечается, что важнейшими факторами этой угрозы являются: а) объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов; б) нарушение производственно- технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; в) увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации [1].

    С 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в Российской Федерации стало 85 субъектов, из которых: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Субъекты Российской Федерации существенно отличаются по социальным, экономическим, политическим характеристикам, темпам социально-экономического развития и уровню жизни населения.

    Неравенство российских регионов по уровню социально-экономического развития и темпам роста экономики определяется целым рядом факторов - уровнем регионального развития в начальный период рыночных реформ и уровнем развития инфраструктуры, географическими особенностями, обеспеченностью природными ресурсами, природно-климатическими условиями, инвестиционной привлекательностью, менталитетом населения и другими факторами. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса.

   Проведение сравнительного анализа социально-экономического развития регионов требует исследования совокупности количественных и качественных показателей, отражающих текущее состояние экономики региона и динамику ее изменения. Наиболее распространенным подходом для сравнительного анализа уровня развития российских регионов является исследование основных экономических показателей: валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения; промышленное производство на душу населения; уровень дохода населения. Анализ динамики ВРП, как наиболее «обобщенного» показателя, позволяет сравнивать уровень развития экономики в различных субъектах федерации между собой, а также сопоставлять их с различными странами мира. Масштабы различий в экономическом развитии регионов прослеживаются при сопоставлении ВРП субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения.

     Согласно данным Росстата по итогам социально-экономического развития регионов за 2012 год предсказуемым лидером по экономическому потенциалу на душу населения оказалась Тюменская область, в состав которой включены богатейшие нефтегазодобывающие регионы - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (ХМАО – первый из российских регионов по добыче нефти и второй – по добыче газа; ЯНАО - крупный нефтегазовый центр, на долю которого приходится 7,1 % от всей добытой в стране нефти). Далее наиболее высокие показатели ВРП на душу населения наблюдаются в Сахалинской области, Чукотском АО, г.Москве, Республике Саха (Якутия) и др. Также в первую десятку регионов входят Республика Коми, Магаданская область, Санкт-Петербург, Красноярский и Камчатский края (см. таблицу).Следует отметить, что для этих регионов характерны: высокий уровень природно-ресурсного потенциала, данные регионы являются поставщиками топлива и другого сырья на экспорт (нефть, алмазы, рыба). Наличие в списке столицы (г.Москвы) объясняется развитой инфраструктурой, диверсифицированной экономикой, большим объемом бюджетных доходов, сравнительно низкой долговой нагрузкой. Что касается Санкт-Петербурга, мегаполис располагает хорошо развитой промышленностью, является одним из крупнейших транспортных узлов России, сюда были перенесены штаб-квартиры ряда крупных отечественных компаний и некоторые федеральные структуры, вырос объем инвестиций в городскую экономику [2].

 

Таблица 1 Список наиболее развитых субъектов РФ по ВРП на душу населения (за 2012 год) [4].

 

Ранг

Регион

ВРП на душу населения (тыс. рублей)

1

Тюменская область,(включая -ХМАОиЯНАО)

1325,3

2

Сахалинская область

1297,9

3

Чукотский автономный округ

960,1

4

Москва

887,5

5

Республика Саха (Якутия)

565,5

6

Республика Коми

543,1

7

Магаданская область

501,1

8

Санкт-Петербург

459,3

9

Красноярский край

419,6

10

Камчатский край

396,4

 

    В сравнении с подушевым ВВП разных стран мира лидеры рейтинга - Тюменская и Сахалинская области, Чукотский АО, г.Москва, соответственно имеют такие же показатели как Норвегия, Гонконг, Нидерланды и Австралия.

    Последние десять мест в списке регионов по ВРП на душу населения занимают Ингушетия (78,9 тыс. руб.), Чечня (84,5 тыс. руб), Республика Калмыкия (119,2 тыс. руб.), Республика Тыва (121,5 тыс. руб.), Республика Кабардино-Балкария (123,4 тыс. руб.), Республика Карачаево-Черкессия (125,8 тыс. руб.), Республика Дагестан (128,6 тыс. руб.), Ивановская область (129,8 тыс. руб.), Республика Северная Осетия-Алания(140,9 тыс. руб.),Республика Алтай (141,4тыс. руб.). Как видим, большинство отсталых регионов расположено в Северо- Кавказском федеральном округе. Эти регионы не обеспечены минеральными ресурсами и не обладают достаточным уровнем собственных доходов. Для них характерны незначительный производственный потенциал, низкая доля промышленности в ВРП, малодиверсифицированная структура экономики. Ряд указанных регионов характеризуется социально-политической нестабильностью.

   Таким образом, факторы, обеспечивавшие в последние годы экономический рост, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса– были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно, контрасты в развитии регионов остались. В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня: ВРП самого богатого российского региона – Тюменской области, почти в 18 раза превышает ВРП самого бедного - Ингушетии. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий,  что значительно затрудняет проведение  единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение  принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму, представляя угрозу экономической и национальной безопасности Российской Федерации.

   В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», утвержденных правительством 31 января 2013 года, обеспечение сбалансированного регионального развития указываются в качестве приоритетной задачи. Выделяются регионы для ускоренного развития, это - Юг России, Дальний Восток и Калининградская область.

    Отмечается, что на Северном Кавказе будут созданы условия для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, модернизации и развития социальной инфраструктуры. Будет обеспечено развитие туристско-рекреационных кластеров, дополнительный импульс которому придаст проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе планируется создание новых рабочих мест, закрепление и привлечение населения, развитие современной транспортной и энергетической инфраструктуры, интеграция в систему экономических связей стран Азиатско- Тихоокеанского региона, реализация крупнейших инвестиционных проектов, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, водных биологических ресурсов и марикультуры. В целях развития Калининградской области планируется интеграция области в формирующиеся рынки Балтийского региона и Европейского союза, диверсификация экономики на основе развития автомобилестроительного кластера, туристско-рекреационного комплекса и янтарной промышленности [3].

   Главным механизмом достижения поставленных задач являются федеральные целевые программы: «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016  годы»,«Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020г.»,«Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»,«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и др. [5].

 

Список литературы

1.     Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

2.     Долговой  рынок.  Справочник  по  регионам  России.  [Электронный  ресурс]  /  Режим  доступа: http://www.rcb.ru/data/analytics/27_11_13.

3.     Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Официальный сайт правительства.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://http://government.ru/info.

4.     Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.gks.ru.

5.     Федеральные  целевые  программы.  Развитие  регионов.  [Электронный  ресурс]  /  Режим  доступа: http://www.programs-gov.ru.