Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Управление развитием территории осуществляется в целях повышения качества жизни населения, его благосостояния. В свою очередь, качество жизни человека неразрывно связано с конкурентоспособностью территории, на которой он проживает. Рыночная конкуренция  — это  объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Хотя термину «конкуренция» нередко придается отрицательное значение как  «противостояние», расходование средств на эту борьбу, без конкуренции рынок как экономическая система невозможен. В настоящее время большой научный и практический интерес представляет понятие «конкурентоспособность территории/региона».

   Однако не менее важен и анализ негативных явлений на территориях и в муниципальных образованиях. Вопрос оценки кризисного процесса территории относится к числу не в полной мере исследованных в отечественной теории и пра ктике.К примеру , в современном российском за конодательстве не за креплено са мо понятие «кризисной территории».

   В своей диссертации А.Г. Волкова [1] выдвинула гипотезу, что кризисную ситуа цию развития территории следует устанавливать, опираясь на две принципиально различающиеся группы показателей:

-   группа показателей, определяющих качество жизни населения территории;

-   группа показателей, определяющих уровень экономического развития территории.

   Предлагается степень кризиса устанавливать для субъекта федерации и для муниципального образования, при этом сопоставлять конкретный уровень с медианным значением критериев , так ка к медиана обладает преимуществами перед средними в связи с отражением структуры исследуемой совокупности.

   Проведенные расчеты позволили оценить степень кризисности муниципальных образований Воронежской области.

   Привлекательность территории является синонимом ее конкурентоспособности как места размещения различных видов деятельности. Причем территория должна быть привлекательной не только для предприятий, но, в условиях глобализации, повышения роли квалифицированных кадров и инноваций, и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, которые территория может предложить предприятиям. Многие ученые подчеркивают, что территория не может быть конкурентоспособной во всех секторах экономики. Богатство ее зависит от способности привлечь или создать достаточно прибыльные виды экономической деятельности, т.е. определяется конкурентными преимуществами. Это говорит о необходимости определенной специализации территории на некоторых экономических функциях и их взаимодополняемости [2].

   По структуре хозяйства Воронежская область индустриально-аграрная, причем в промышленной сфере отраслью специализации является пищевая промышленность (27 % выпускаемой продукции), напрямую зависимая от сельского хозяйства. Также в области значительна доля сельского населения: на него приходится свыше 33 % общей численности населения области, тогда как средний показатель по России – менее 27 %.

   Отсюда можно предположить, что сельское хозяйство должно играть важную роль в формировании общей картины социально-экономического  благополучия, а также привлекательности и конкурентоспособности различных территорий нашей области, особенно если не принимать в расчет саму столицу – город с миллионным населением и средоточие развития большинства отраслей промышленности, представленных в регионе в целом.

   Что подтвердить такую гипотезу, следует сопоставить параметры благополучия/кризисности районов рассматриваемой области, рассчитанные в упомянутом ранее источнике на основании комплекса самых различных показателей, с параметрами развития сельского хозяйства на этих же территориях.


Таблица 1 Расчет показателя кризисности для муниципальных образований Воронежской области [1]


№ п/п

Муниципальное образование

Общий показатель, определяющий степень кризисности муниципального образования

1

Россошанский район

1,42

2

Лискинский район

1,42

3

Рамонский район

1,4

4

Павловский район

1,4

5

Бобровский район

1,38

6

Ольховатский район

1,36

7

Подгоренский район

1,35

8

Калачеевский район

1,35

9

Верхнехавский район

1,33

10

Острогожский район

1,33

11

Верхнемамонский район

1,31

12

Аннинский район

1,3

13

Богучарский район

1,28

медиана ряда

1,275

14

Грибановский район

1,26

15

Каменский район

1,26

16

Новохоперский район

1,22

17

Хохольский район

1,22

18

Кантемировский район

1,18

19

Поворинский район

1,16

20

Таловский район

1,16

21

Каширский район

1,12

22

Семилукский район

1,12

23

Эртильский район

1,1

24

Репьевский район

1,1

25

Новоусманский район

1,08

26

Воробьевский район

1,08

27

Бутурлиновский район

1,06

28

Терновский район

1,06

29

Петропавловский район

1,05

30

Панинский район

1,04

 

     Однако, сопоставляя места отобранных муниципальных районов области в распределении по общему показателю кризисности с наиболее общими параметрами развития сельского хозяйства (Табл.2), мы выявляем отсутствие прямой корреляции.

Таблица 2 Показатели размера сельскохозяйственных предприятий в районах Воронежской области (без КФХ), 2013 год [3, 4, 5]

Район

Число с/х предприятий ед.

Численность работников, чел.

Площадь пашни, га

Поголовье КРС, гол.

Поголовье свиней, гол.

Россошанский район

23

2073

77991

14583

18761

Лискинский район

12

5596

107030

56568

25898

Рамонский район

13

1083

56817

9875

-

Павловский район

21

2468

86930

12546

321

Бобровский район

24

1771

88231

9188

23202

Ольховатский район

5

764

36745

9086

-

Подгоренский район

11

484

49392

-

-

Калачеевский район

28

1730

71814

13961

2936

Верхнехавский район

12

855

20744

974

75142

Острогожский район

17

627

33579

1800

100

Верхнемамонский район

11

952

45570

8543

-

Аннинский район

23

2521

67766

12457

37900

Богучарский район

25

906

66787

1916

631

Грибановский район

11

829

66635

427

4430

Каменский район

10

336

16583

2740

1107

Новохоперский район

12

561

74390

1010

-

Хохольский район

18

800

37817

6290

-

Кантемировский район

13

702

44975

3390

383

Поворинский район

15

544

48509

272

-

Таловский район

18

1132

50619

10198

-

Каширский район

11

1006

40231

4934

1057

Семилукский район

20

750

64230

3005

267

Эртильский район

28

1409

58551

8463

165

Репьевский район

9

223

24996

716

825

Новоусманский район

16

1026

34197

2510

1852

Воробьевский район

8

449

31711

2070

505

Бутурлиновский район

14

1348

67723

8789

12145

Терновский район

11

809

34640

4204

324

Петропавловский район

18

530

46550

559

466

Панинский район

11

731

56271

619

-

 

    По данным Табл.2, в которой цветом выделен район с обобщенным показателем кризисности, наиболее близким к медиане ряда, выделенные пятерки передовых районов по каждому из показателей размера аграрных предприятий оказались выше медианы. Более того, многие районы с относительно более высокими показателями размерности и масштаба аграрного производства оказались близкими к вершине таблицы, что в существенной степени доказывает корреляцию между объемом сельскогохозяйственного производства и общим благосостоянием административного района.

    Однако связь между благосостоянием района и общими объемами его экономической активности, в том числе в аграрной сфере, представляется нам аксиоматичной, не требующей особых доказательств. Гораздо более интересно проанализировать степень влияния развития сельскохозяйственного производства и его эффективности на степень благополучия или кризисности района (Табл.3 и 4).

Таблица 3 Показатели развития сельского хозяйства районов Воронежской области (без КФХ), 2013 год [3, 4, 5]

Район

Среднеме сячная ОТ работнико в, руб.

Прирост (убыль) стоимости ОС за год, тыс.руб.

Коэф-т распаханн ости, %

Число групп товарной продукции (кроме переработк и), шт.

Число тракторов на 1000 га пашни, шт.

Объем оказанной государстве нной помощи, тыс. руб.

Россошанский район

14378

1205760

76,73

23

5,1

332502

Лискинский район

22626

3048961

79,57

21

3,8

424347

Рамонский район

19154

2504748

82,29

21

3,5

395845

Павловский район

15059

246445

80,63

27

5,8

125831

Бобровский район

16278

1079249

80,36

21

4,0

155078

Ольховатский район

18003

157973

79,68

12

2,1

41611

Подгоренский район

13440

27565

74,64

15

3,2

40582

Калачеевский район

12818

130099

77,68

25

5,1

72827

Верхнехавский район

19945

1858758

94,27

15

8,9

339872

Острогожский район

13161

354092

68,60

20

3,9

25292

Верхнемамонский район

13990

123201

80,82

18

5,4

40420

Аннинский район

15800

681791

83,15

21

7,1

203546

Богучарский район

12261

79358

77,95

22

5,0

27284

Грибановский район

16882

52248

93,42

21

4,3

50218

Каменский район

12981

122780

75,36

13

3,7

25604

Новохоперский район

12224

154552

85,74

21

2,8

32415

Хохольский район

15315

280908

91,58

17

5,1

117636

Кантемировский район

11822

175434

78,80

18

4,7

50632

Поворинский район

11132

(15692)

97,12

15

3,6

18974

Таловский район

13425

93965

91,21

20

6,2

68916

Каширский район

15530

33950

94,39

18

30,0

55844

Семилукский район

13780

258288

96,00

17

4,5

28210

Эртильский район

13512

262328

85,53

24

6,0

82371

Репьевский район

13861

63313

76,43

18

4,0

21200

Новоусманский район

15327

336153

80,81

25

6,3

110450

Воробьевский район

14981

84707

87,44

17

3,7

17282

Бутурлиновский район

16093

155283

83,77

22

3,5

95828

Терновский район

15185

102214

85,68

21

5,7

35164

Петропавловский район

11884

739348

83,69

19

6,9

46250

Панинский район

13502

142014

89,02

17

3,6

33303

 

    Как видим в Табл.3, разброс показателей развития сельскохозяйственного производства оказался несколько шире относительно медианы ряда. Так, пятерка районов лидеров по показателю распаханности земель практически вся оказалась ниже медианы, а лидеры по числу тракторов на 100 га пашни распределились поровну относительно медианного района.

   С другой стороны, лидеры по показателям прироста стоимости основных средств и объему оказанной государственной помощи все оказались выше медианы, и даже в основном близкими к верхней части таблицы. Это можно считать существенным аргументом в пользу того, что именно эти параметры в значительной степени определяют не только  уровень развития сельского хозяйства,  но  и благосостояние территорий в целом, по крайней мере, для условий нашего, индустриально-аграрного региона.

   На наш взгляд, крайне важно обратить внимание на степень корреляции между общим состоянием социально-экономической сферы административных районов и показателями эффективностисельского хозяйства (Табл.4).

Таблица 4 Показатели интенсивности развития сельского хозяйства районов Воронежской области (без КФХ), 2013 год [3, 4, 5]

Район

Средняя урожайно сть зерновых, ц/га

Среднегодово й надой молока, кг на 1 молочную корову

Фондовоо руженност ь труда, руб./чел.

Фондоот дача

Прирост (убыль) денежной выручки за год, тыс.руб.

Средневзве шенный уровень рентабельн ости, %

Россошанский район

19,1

5594,8

1180,9

0,69

16541

0,42

Лискинский район

35,7

5433,7

2092,0

0,79

526355

6,85

Рамонский район

28,4

4422,2

3230,4

0,17

94686

убыток

Павловский район

21,7

5696,8

912,9

0,83

28806

14,24

Бобровский район

27,6

5002,5

2330,8

0,60

(1054)

10,14

Ольховатский район

22,7

3107,7

691,6

1,55

393705

убыток

Подгоренский район

26,0

-

1721,4

1,01

(117347)

32,52

Калачеевский район

16,4

4054,6

731,8

1,09

(111023)

8,75

Верхнехавский район

33,5

4235,3

2436,6

0,98

112353

2,43

Острогожский район

23,6

5061,3

1004,7

0,89

96396

17,11

Верхнемамонский район

17,7

3275,5

1074,6

0,74

86373

8,62

Аннинский район

34,7

4655,3

1037,3

0,93

17643

14,29

Богучарский район

17,7

3411,0

925,5

0,89

168532

20,61

Грибановский район

22,9

4760,7

1795,0

1,00

88872

39,62

Каменский район

26,7

4301,1

1274,7

0,81

64302

18,41

Новохоперский район

23,9

2838,1

1940,6

1,03

106980

19,11

Хохольский район

34,0

6762,4

2255,9

0,64

145324

11,59

Кантемировский район

15,8

3677,3

784,0

0,99

(67320)

1,61

Поворинский район

22,5

-

1598,6

0,67

96179

9,90

Таловский район

24,1

5500,8

1086,0

0,79

(87595)

9,40

Каширский район

28,4

5290,2

1948,9

0,43

(24639)

9,07

Семилукский район

28,1

3479,9

1356,6

0,75

(161378)

убыток

Эртильский район

30,3

4445,5

1515,1

0,89

207231

23,24

Репьевский район

29,4

2368,3

1909,2

0,98

1751

24,84

Новоусманский район

27,8

6280,3

1994,7

0,69

(74020)

23,40

Воробьевский район

21,2

3858,8

1257,5

0,76

9344

15,26

Бутурлиновский район

21,0

4639,3

1892,5

0,49

130307

убыток

Терновский район

25,5

4007,5

1271,1

0,69

71006

9,96

Петропавловский район

13,6

2819,6

1717,8

0,43

(19837)

20,47

Панинский район

34,8

5000,0

2084,2

0,53

(506327)

4,62

 

   Из Табл.4 становится очевидным, что такая корреляция практически отсутствует, по крайней мере, по приведенным нами показателям. Так, лишь по показателю «фондовооруженность труда» большинство районов- лидеров оказались выше медианы ряда. По всем остальным показателям распределение пятерок лидеров выглядит спорадическим, никак не коррелирующим с общим показателем благополучия территории. А по средневзвешенному уровню рентабельности 4 из 5 лидеров вообще оказались ниже медианы, а выше медианы обнаружилось 2 из 4 районов с преобладанием убыточных хозяйств.

Тот факт, что показатели эффективности  сельского хозяйства практически не коррелируют с общим индикатором благополучия территории в случае с Воронежской областью, настораживает и позволяет предположить две причины такого положения:

1.      Такая ситуация может быть вызвана в целом низкой эффективностью сельскохозяйственного производства в регионе [6]. Даже при условии большого разброса показателей в каждом ряду нельзя утверждать, что хотя бы лучшие из значений находятся на достаточном уровне и свидетельствуют иб интенсивном и высоко эффективном ведении производственной деятельности. То есть сельское хозяйство до сих пор по преимуществу развивается экстенсивно, а роль усилий по повышению его эффективности пока не стала определяющей.

2.   Другой причиной может являться неверный подбор направлений повышения эффективности. Так, мы выбрали показатели, характеризующие все аспекты работы аграрных предприятий, кроме переработки и коммерческой деятельности, а видимую корреляцию получили только по показателю фондовооруженности. Следовательно, возможно, что при другом наборе показателей можно выявить другие зависимости. В этом случае именно те направления, где подобная зависимость будет выявлена, одновременно становятся предпочтительными для приложения дополнительных усилий, так как являются точками  формирования экономического и социального эффекта.

   В результате проведенного нами сравнения районов Воронежской области можно отметить следующее:

1.    Даже в аграрно-ориентированных регионах в настоящее время нельзя однозначно утверждать, что сельское хозяйство может выступать драйвером существенного повышения конкурентоспособности территории.

2.    Напротив, само сельское хозяйство находится в существенной зависимости от привлекательности и экономического благополучия территории, и процветает там, где уже созданы условия для интенсивного социально-экономического развития.

3.   Однако, для преимущественно аграрных территорий роль и значение развития сельского хозяйства для формирования общих параметров привлекательности районов весьма велика.

    Таким образом, сельское хозяйство само по себе не в состоянии полностью сформировать привлекательность территории или преодолеть ее кризисность. При этом степень развития сельского хозяйства все же является важным фактором такой привлекательности и благополучия. Если с привлечением внешних сил способствовать устойчивому  развитию этой отрасли, аграрные и аграрно-промышленные территории могут много выиграть от этого в плане повышения их общей привлекательности и устойчивости к кризисам и экономическим спадам.

 

Список литературы

1.     Волкова А.Г. Организация антикризисного упра вления на региональном уровне публичной вла сти / А.Г.Волкова // Дисс. на соискание ученого звания канд.эк.наук. – Воронеж, 2014. – 176 с.

2.     Закшевская Е.В. Концептуальный подход к стратегическому управлению сельскохозяйственным производством на региональном уровне / Е.В.Закшевская, М.В.Загвозкин // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 52. - С. 43-49.

3.     Закшевская Е.В. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий на основе стратегического управления их развитием / Е.В.Закшевская, М.В.Загвозкин, Закшевская Т.В., Федулова И.Ю. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 8. - С. 25-27.

4.     Попкова Е.В. Роль производственной инфраструктуры в развитии интегрированных агропромышленных формирований / Е.В.Попкова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2010. - №6. – С. 39-43.

5.     Тютюников А.А. Кластеризация сельхозпредприятий для разработки типизированных антикризисных стратегий / А.А.Тютюников, Т.В.Закшевская // АПК: Экономика, управление. – 2013. - №1. – С.37-42.

6.     Коновалова С.Н. Развитие инновационной деятельности в АПК / С.Н.Коновалова, Н.М.Шевцова // Стратегия устройчивого развития регионов России. – 2015. - №25. – С. 47-51.