Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рязань
06 января 2016г.
В современных рыночных условиях деятельность предприятий направлена не только на качественное формирование информации внутренней отчетности, но и достоверное составления информации для внешних пользователей в форме бухгалтерской финансовой отчетности. Составление данной информации позволяет внешним пользователям получать качественную оценку, непосредственно характеризующую деятельность предприятия.
Одним из способов оценки финансово – хозяйственной деятельности организации во взаимосвязи с показателями других хозяйствующих субъектов является метод рейтинговой оценки.
Рейтинговая оценка, как один из методов экономического анализа, позволяет различным пользователям информации, например, банкам, инвесторам, оценить деятельность того или иного предприятия с целью, например, инвестиционной привлекательности.
Таким образом, рейтинговая оценка позволяет ранжировать предприятия от наилучших показателей к наихудшим.
Следует отметить, что метод рейтинговой оценки можно применять по отношению к любым предприятиям, независимо от того какую отраслевую направленность они имеют. В этом заключается преимущество данного метода экономического анализа.
Данный метод позволяет всесторонне оценить деятельность нескольких предприятий, используя систему баллов, составляемую на основе четырех групп основных показателей, которые представлены в схеме 1.
Схема 1. Группы
показателей метода рейтинговой оценки хозяйствующих субъектов
Рейтинговую оценку можно также использовать для определения уровня развития
какой – либо отрасли, либо региона в целом. Поэтому
для большей наглядности в эффективности данного
метода проведем анализ основных производственных предприятий Рязанской области, что позволит
определить, какой уровень занимает производство в исследуемом регионе, а также проследить сопоставимость анализируемых показателей данных предприятий.
Для примера мы взяли пять предприятий, которые
занимаются производством, и показатели которых представлены в Табл.1.
Таблица 1 Расчет показателей рейтинговой оценки
Показатели
|
ОАО
«Теплоприбор»
|
ОАО
«Завод
«Красное знамя»
|
ОАО
«Рязанский Радиозавод»
|
ЗАО
«Русская кожа»
|
Государственный Рязанский Приборный завод
|
1.Общая рентабельность
|
0,01
|
0,15
|
1,00
|
-0,65
|
0,35 |
2.Чистая рентабельность
|
0,13
|
0,17
|
1,00
|
-0,37
|
0,32
|
3.Рентабельность собственного капитала
|
0,09
|
0,02
|
1,00
|
-0,21
|
0,36
|
4.Общая рентабельность производственных активов
|
0,99
|
1,22
|
1,00
|
-1,80
|
0,50
|
5.Чистая прибыль на 1 руб. объема
реализации
|
1,00
|
0,89
|
0,63
|
-0,01
|
0,88
|
6.Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации
|
0,08
|
0,27
|
1,00
|
1,00
|
0,08
|
7.Прибыль от фин-хоз деятельности на 1 руб. объема реализации
|
0,26
|
0,08
|
0,14
|
1,00
|
0,21
|
8.Балансовая прибыль на 1 руб. объема реализации
|
0,04
|
0,28
|
0,04
|
-0,01
|
1,00
|
9.Отдача от всех активов
|
0,25
|
0,34
|
0,51
|
0,49
|
0,14
|
10.Отдача
основных средств
|
0,43
|
0,37
|
0,18
|
1,00
|
0,08
|
11.Оборачиваемость оборотных
средств
|
0,31
|
0,60
|
0,52
|
0,60
|
0,15
|
12.Оборачиваемость запасов
|
0,34
|
0,52
|
0,48
|
0,78
|
0,84
|
13.Оборачиваемость ДЗ
|
0,68
|
0,21
|
0,56
|
0,33
|
0,68
|
14.Отдача
собственного капитала
|
0,24
|
0,15
|
0,23
|
0,39
|
0,18
|
15.Коэффициент покрытия
|
0,80
|
0,60
|
0,52
|
0,92
|
0,35
|
16.Коэффициент текущей ликвидности
|
0,82
|
0,67
|
0,73
|
0,93
|
0,87
|
17.Индекс
постоянного актива
|
1,00
|
0,90
|
0,74
|
0,85
|
0,83
|
18.Коэффициент
автономии
|
0,88
|
1,11
|
0,92
|
1,00
|
0,84
|
19.Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами
|
1,00
|
0,80
|
0,74
|
0,27
|
0,21
|
Произведя расчет показателей, приведенных в методике рейтинговой
оценки,
необходимо выбрать оптимальный либо максимальный показатель по каждой строке, который
показывает наилучшее
значение по каждому конкретному показателю. Далее
необходимо определить отношение значения каждого полученного показателя
к оптимальному и исходя из этого рассчитать рейтинг
каждого предприятия. Произведя все необходимые расчеты,
мы получили следующие данные,
представленные в Табл.2.
Таблица 2 Рейтинговая оценка предприятий Рязанской области
Наименование предприятия
|
Рейтинговая оценка
|
ОАО «Теплоприбор»
|
2,51
|
ОАО «Завод «Красное знамя»
|
2,46
|
ОАО «Рязанский Радиозавод»
|
1,82
|
ЗАО «Русская кожа»
|
3,88
|
Государственный Рязанский Приборный завод
|
2,54
|
Исходя из исследуемой методики, предприятия должны ранжироваться в зависимости от полученной оценки – от низшей к высшей. Ранжирование предприятий в зависимости от их рейтинговой оценки приведено в Табл.3.
Таблица 3 Ранжирование предприятий по рейтинговой оценке.
Место
|
Предприятие
|
1
|
ОАО «Рязанский Радиозавод»
|
2
|
ОАО «Завод «Красное знамя»
|
3
|
ОАО «Теплоприбор»
|
4
|
Государственный Рязанский Приборный завод
|
5
|
ЗАО «Русская кожа»
|
В итоге, можно сделать вывод, что после проведения рейтинговой оценки предприятий по четырем основным группам показателей, первое место заняло ОАО «Рязанский Радиозавод», а последнее
ЗАО «Русская кожа», так как данные предприятия имели наименьшее и наибольшее значения рейтинговой оценки соответственно.
ЗАО
«Русская кожа» следует улучшить значения
по 4 группам
показателей, использовавшихся в данном исследовании, путем изменения
финансовой политики. Основываясь на данных результатах, можно сказать,
что организация, занявшая первое место, наиболее привлекательна с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности.
Таким
образом, в основной
своей массе производственные предприятия Рязанской области достаточно хорошо развиты,
за исключением ЗАО «Русская кожа», так как данное
предприятия имело отрицательные показатели
рентабельности. Однако в целом можно отметить достаточно высокий
уровень производственной деятельности
в Рязанской области, но для получения
более точных данных с помощью
данной методики необходимо использовать гораздо большее
количество предприятий.
Список литературы
1.
Рейтинговая оценка
финансового состояния организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/rejtingovaja_ocenka_finansovogo_sostojanija_predprijatija/16-1-0- 213). Проверено: 30.03.2015;
2. Шеремет АД., Сайфулин Р.С., Негашев
Е.В. Методика финансового анализа. - М.; ИНФРА-М, 2012. - 208 с..
|
|