Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Предпринимательская сфера всегда являлась одним из ключевых индикаторов стабильности и зрелости общества. Одновременно нельзя забывать и о другой, не менее важной функции предпринимательства – формировании среднего класса, который является главной политически стабилизирующей частью общества. Бесспорным является и то, что государства с высоким уровнем вовлеченности граждан в предпринимательскую сферу, являются более устойчивыми, как экономически, так и политически. Кроме того, это еще и развитие конкуренции, повышение уровня и качества жизни населения, рост производительности труда [3].

Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей в Волгограде занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 52%), в то время как в сфере производства занято всего около 5,6% от всех предпринимателей [5]. Это может привести к определенным отрицательным последствиям для экономики региона. Как известно, развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей. В то время как сфера торговли не обладает таким мультиплицирующим эффектом.

Говоря о численности предпринимателей и ее градации нельзя не отметить, что по итогам 2014 г. количество индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, увеличилось на 0,6% по сравнению с 2013 годом и составило 25,7 тыс. единиц [4]. Однако такое количество предпринимателей все равно недостаточно для мегаполиса. Кроме того, рост численности занятых в малом предпринимательстве наблюдается главным образом не за счёт абсолютных показателей, а за счет стагнации аналогичных показателей прироста населения и занятых в крупном и среднем бизнесе, а также за счёт пересчёта показателя по результатам федеральных статистических наблюдений.

Для получения комплексной картины развития предпринимательства в Волгограде проведем SWOT- анализ, результаты которого представим в Табл.1.




Таблица 1  

SWOT-анализ развития предпринимательской сферы в Волгоградской области



 

 

 

 

Сильные стороны:

•                      возможность развития новых сегментов рынка в регионе вследствие множества неудовлетворенных потребностей местного населения.

• Сформированы достаточно благоприятные институциональные условия развития малого и среднего бизнеса.

Слабые стороны:

• Дефицит собственных финансовых ресурсов и снижение доступности кредитов.

• Крайний перекос развития предпринимательства в

сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности;

• Ограниченные возможности по продвижению продукции на региональный, инорегиональные и международный рынки;

• Недостаточное развитие транспортно- логистической инфраструктуры и коммуникаций;

• Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу.

Возможности:

•                   Активная популяризация и муниципальная поддержка предпринимательства как перспективного и престижного вида деятельности в молодежной среде;

•                      Усиление позиций Волгограда в Южном федеральном округе как центра промышленного предпринимательства

 

Угрозы:

• Рост тарифов на энергоносители.

•                      Рост монополизации и/или криминогенности отдельных отраслей экономики.

•                 Низкий уровень предпринимательской активности (на 01.01.2015 количество индивидуальных предпринимателей 25,7 тыс. ед.).

 

Для стимулирования роста малого предпринимательства в Волгоградской области необходимо использовать различные инструменты поддержки со стороны государства. Особое внимание стоит обратить на оказание имущественной поддержки малым предприятиям. На основании обращений арендаторов в уполномоченный орган, в перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда по состоянию на 1 января 2015 г. было включено: 1025 объектов общей площадью 89,9 тыс. кв. м., из которых 787 объектов переданы в долгосрочную аренду, 11 – в краткосрочную аренду, 70 – в безвозмездное пользование. Такая форма выгодна как для предпринимателей, так и для муниципальных органов власти, которые кроме создания большего количества субъектов предпринимательства, решают и иные задачи, такие как: повышение налоговых поступлений, освоение земель и передача ее в аренду, безвозмездное пользование или  собственность, что, несомненно, важно для региона, где есть большое количество неосвоенных и пустующих земель.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют ряд причин, тормозящих развитие предпринимательства в Волгограде:

1)     Количество предпринимателей Волгограда на единицу населения явно недостаточны для города- миллионника.

2)    Существует крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и недостаток других видов деятельности.

3)   Отсутствует стабильный приток предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу.

4)   Высокая стоимость кредитных ресурсов, их недоступность, особенно микрокредитов.

Для решения указанных проблем необходимо активно привлекать органы государственной и муниципальной власти, устанавливать партнерские отношения между властью и бизнесом. Поддержка может осуществляться в следующих формах: налоговые каникулы, снижение налоговых платежей, взимаемых с предпринимателей, активное развитие института государственно-частного партнерства, развитие коворкинга на территории Волгограда;

Помимо этого, перед муниципальными и государственными властями региона стоят и другие задачи в сфере предпринимательства: поддержка и продвижение волгоградской продукции и товаропроизводителей на потребительский рынок Волгограда, российский и международный рынки, обеспечение продовольственной безопасности и развитие несырьевого экспорта, наращивание производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности в условиях введенного запрета на ввоз продовольствия из стран ЕС и США, разработка и реализация программы импортозамещения; поддержка сельхозпроизводителей, включая создание надлежащих условий для формирования полноценного высокотехнологичного агрокластера; реализация муниципально-частного партнерства.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что для успешного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе необходима активная муниципальная политика, направленная на создание благоприятных организационно-управленческих и экономических условий развития предпринимательства.

 

Список литературы

1.     Гришин, И.А. Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы подддержки малого и среднего бизнеса / И.А. Гришин, Л.Д. Утюшева// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2013. - № 1 (22). - С. 77-84.

2.     Карпов, В.В. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / В. В. Карпов, А. А. Кораблева, Н. Т. Мозжерина // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 8 (383). - С. 38-49.

3.     Морозова Н.И. Развитие территориальных социально-экономических систем и его оценка по критерию качества жизни населения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2012; Морозова Н.И. Сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием – стратегическое русло развития цивилизованной экономики //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 23. С. 44-53

4.     Постановление администрации Волгограда от 17.12.2013 N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы".

5.     Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденная решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 № 32/1002 «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград». 

6. Шмелева, Д. В. Правовые основы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства / Шмелева Дарья Вагифовна// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. - 2014. - N 2 (23). - С. 110-113.