Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В САМОФОРМИРУЮЩИЕСЯ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Подготовка кадров, имеющих инновационную направленность, позволит обеспечить рост производительности труда. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть противоречия между недостатком ресурсов для подготовки кадров для инновационной деятельности в доминирующей государственной системе образования и отстраненности производства от этой проблемы. По мнению авторов в промышленном кластере, участниками которого являются не только производственные, но и научно-образовательные структуры, можно реализовать необходимые условия для участия предприятий в подготовке кадров. Статья посвящена анализу условий  интеграции ВУЗов в самоформирующиеся структуры промышленных кластеров.

    Основными драйверами самоформирования промышленных кластеров являются следующие факторы: Глобализация. Из этого экономического явления вытекает стремление к интеграции и унификации, основанное на принципе всеобщего разделения труда. Развитие информационных технологий. В условиях постиндустриального мира, во главу угла становится обмен информацией. Предприятия могут свободно взаимодействовать в отсутствии привязки к географической близости, унифицировать процессы разработки новой продукции и организации производства, что способствует интеграции. Кластерная политика — система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий, входящих в  кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Потребность в инновационных кадрах, определенной отраслевой направленности. Эту потребность обеспечивают ВУЗы [1].

   Значительную часть процессов кластеризации невозможно формализовать и представить в виде измеряемых статистических индикаторов [2]. Тем не менее можно выделить некоторые движущие силы самоформирования: сокращение организационных издержек; формирование инновационных цепочек в виде агломерации производителей, компании оказания услуг, университетов и т.д. Важную роль играют административные ресурсы местных органов власти. Все это предопределяет структуру кластера (Рисунок 1).


Рис.1. Структура самоорганизующегося экономического кластера

 

   Как видно из рисунка, промышленный кластер есть самоорганизующиеся структура, образованная взаимодействием ряда субъектов экономики. Из законов управления информацией следует, что с целью оптимизации управления кластерными структурами, а так же для достижения максимизации экономической эффективности, необходимо формирование системы управления. Системы управление экономическими кластерами должны воздействовать на кластеры по следующим направлениям:

1.      Воздействие на компоненты промышленного кластера (создание сетей организаций и научного сотрудничества, поддержка бизнеса в регионе, управление человеческими ресурсами и т.д.)

2.    Поощрение взаимодействия между компонентами промышленного кластера (формирование связей между промышленностью, правительством и учеными, развитие R&D проектов в рамках отраслевых сегментов, поддержка кросс-промышленного бизнеса и т.д.)

Для нормального функционирования промышленного кластера необходима развитая инфраструктура, включающая предприятия и учреждения, предоставляющие торговые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, образовательные и научно-исследовательские услуги. [4] В целом инфраструктура промышленного кластера представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития деятельности технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

    Мотивационное поле интеграции определяют потребности в росте экономической эффективности производственной деятельности, повышение прибыльности бизнеса и реализации социальных целей [1]. На основании общих мотивов возникает решение о возможности объединения, на которое оказывают воздействие интегрирующие и деструктивные факторы. Эти факторы берут начало во внешней и внутренней среде. Они объективны и вытекают из складывающейся политической и социально-экономической обстановки. В частности, к интегрирующим факторам можно отнести: эффект от масштаба – сокращение долговременных средних издержек производства; сокращение трансакционных издержек – сокращение операционных издержек сверх основных затрат на производство и обращение; косвенных, сопряженных затрат, расходов за счет кооперации; наличие у участников кластера абсолютных преимуществ, таких как отраслевая специализация.

    Важную роль в кластере играют высшие учебные заведения. Во-первых, они обеспечивают подготовку кадров, которые ориентированы на промышленную специализацию конкретного промышленного кластера. Это достигается за счет согласования  учебных программ с предприятиями кластера. Во-вторых, сокращают затраты предприятий на интеграцию кадрового потенциала, за счет того, что подготавливаемые кадры социально адаптированы в регионе: обеспечены жильем, имеют установившиеся родственные связи и другие факторы, способствующие их закреплению в регионе. В-третьих, ВУЗы проводят научную и инновационную деятельность в интересах кластера. В-четвертых, учебные заведения способствуют формированию «инновационного человека» [3].

    Формат «инновационного человека» вытекает из необходимости развития современного индустриального общества [3]: способность к непрерывному образованию и развитию; образованию в течении всей жизни; развитие способности к критическому мышлению; знание английского языка на специальном и бытовом уровне и т.д. Формирование таких компетенций невозможно без современного вузовского образования в новых форматах. Возникают новые потребности и требования к подготовке кадров. Однако эти потребности входят в противоречие с системой подготовки кадров высшей квалификации. Эту систему формирует Минобрнауки РФ. Министерство испытывает острый дефицит финансирования, которое обусловлено хроническим недофинансированием науки и образования России. В этих условиях, оно идет по единственно возможному пути – интеграции ресурсов на критических направлениях развития страны. Так возникают Федеральные университеты, национальные исследовательские, и т.д. В эти структуры направляется большая часть ресурсов. Но решается ли при этом задача преобразования кадров в масштабах страны? Нет, не решается. Напротив, уменьшается финансирование большинства ВУЗов, повышается доля платного обучения, повышается директивно стоимость обучения по конкретным специальностям. Как результат получение образования становится уделом не талантливых, а богатых, что далеко не всегда одно и тоже.

   Недостаток регионального финансирования необходимо компенсировать финансированием на местах. Местная власть такими ресурсами не располагает. Поэтом этот недостаток должны взять на себя региональные предприятия. Конечно отдельному предприятию, даже такому крупному как УАЗ, ВАПЗ или Авиастар не под силу взять на себя все финансирование. Но сплотившись в кластер предприятия могут взять на себя для начала переподготовку кадров по отдельным самым актуальным направлениям: IT- конструирование;  качество и т.д. Затем перейти на поддержку получения образования детям сотрудникам предприятий кластера. Так возникнут династии современных инновационных кадров.

    Еще одним важным аспектом образования для инновационной экономики является отсталая материальная база ВУЗов, которая не обеспечивает профессиональную подготовку студентов. В рамках кластера ВУЗам и промышленным предприятиям необходимо решать проблему перехода на гибкий график обучения специалистов инженерных специальностей. Этот график должен предусматривать обучение работе на современных производственных линиях студентов в учебное время, например, УАЗ обладает роботизированной покрасочной линией, может обеспечить занятия по современным методам защитных покрытий. Главной движущей силой в этом является заинтересованность предприятий в результатах подобной деятельности. Этого можно добиться при непрерывной организационной деятельности учебных и промышленных организаций, которую проще и легче организовать в условия промышленного кластера.

   При поддержке РГНФ. Грант 15-02-00402.

 

Список литературы

1.        Булярский С.В., Инновационные организации образовательных и научных учреждений. Ульяновск. Издательство УлГУ. 2005. 534 с.

2.        Иванов Ю.Б. Организационный механизм создания кластерных структур // Вестник Уральского государственного технического университета-УПИ. - 2008. - № 4. - С. 49-57.

3.        ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)// Минэкономразвития России Москва, 2010. 105 стр.

4.        Нижегородцев Р.М. «Кластерно-сетевые эффекты, институциональные подходы». Новочеркасск : б.н., 2010 г. 123 стр.