Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ /EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL DEVELOPMENT MANAGEMENT: EVALUATION CRITERIA AND WAYS TO IMPROVE

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Аннотация: От эффективности управления муниципальной собственностью во многом зависит качество жизни населения муниципального образования. В статье рассмотрены основные функции, которые выполняет муниципальная собственность, а также критерии оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Abstract: the quality of life of the population of the municipality depends on the efficiency of municipal property management. The article considers the main functions of municipal property, as well as the criteria for evaluating the effectiveness of municipal property management.

Ключевые слова: муниципальное образование, эффективность управления, муниципальная собственность, собственность.

Key words: municipal formation, management efficiency, municipal property, property.

В современных условиях, когда органы местного самоуправления играют важную роль в становлении и развитии гражданского общества, встает вопрос о необходимости внедрения современных технологий муниципального управления как основного условия повышения его эффективности. В статье рассматривается понятие «управление муниципальной собственностью» с позиций разных исследователей. Также автор раскрывает сущность данной системы и обозначает условия ее эффективного функционирования. Помимо этого, сформулированы основные условия и критерии функционирования правового государства. Предлагается решение проблемы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Управление муниципальной собственностью в настоящее время является одной из самых актуальных тем. Процесс становления института управления муниципальной собственностью находится в стадии формирования.

В статье 215 ГК РФ указано, что «муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям» [3, с. 54].

В настоящее время муниципальная собственность является самостоятельной формой хозяйствования, представляющей собой совокупность отношений, которые возникают между органами местного самоуправления и другими субъектами экономической деятельности в процессе реализации определенных социально-экономических функций, и обеспечивающей выполнение условий жизнеобеспечения муниципальных образований при удовлетворении потребностей населения муниципального образования [3, с. 101].

Муниципальная собственность, включающая в себя достаточную сеть объектов социально- бытового и хозяйственного назначения, сосредоточенную в муниципальном образовании, является основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования ее составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения [6, с. 232].

Муниципальная собственность, являясь основой местного самоуправления, выполняет определенные важные функции в жизнедеятельности населения муниципальных образований:

-   органы местного самоуправления, в процессе управления муниципальной собственностью, выступают как самостоятельные, полноправные субъекты хозяйствования и управления;муниципальная собственность способствует функционированию некоммерческой социальной сферы;

-     муниципальная собственность благоприятствует развитию частного сектора, так как муниципальные органы власти берут на себя функции хозяйствования в рамках муниципального образования;

-    в процессе реализации прав собственности между муниципальными, региональными и федеральными органами власти, хозяйствующими субъектами развиваются экономические связи и т. д.

В процессе управления муниципальной собственностью органами власти на муниципальном уровне формируется организационно-экономический механизм опосредованного воздействия, который включает в себя изменения законодательства, целевых нормативов, норм налогообложения, социальных стандартов, критериев и показателей эффективности, на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере владения, распоряжения и использования имущества.

Для этого необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования имущественных отношений, которая должна обеспечивать стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов собственности в пределах муниципального образования независимо от их организационно-правовой формы [7, с. 71].

При оценке эффективности органов местного самоуправления принято использовать следующие критерии [5, с. 132]:

–                    уровень экономического развития муниципального образования;

–                    уровень и рост доходов населения;

–                    качество услуг, предоставляемых населению муниципального образования в сфере образования и здравоохранения;

–                    количество, качество и доступность объектов физической культуры и спорта;

–                    качество услуг и состояние имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Одной из основных задач органов местного самоуправления является эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом.

Говоря об эффективности управления муниципальным имуществом, стоит отметить тот факт, что законодательно критерии качества управления муниципальной собственностью не закреплены.

Поэтому различными исследователями предлагаются разные критерии оценки эффективности управления муниципальным имуществом. В частности, можно выделить следующие критерии [4, с. 22]:

1.   Социальная эффективность, отражает социальные последствия при управлении муниципальной собственностью.

2.     Экономическая эффективность, учитывает затраты и результат, связанные с управлением муниципальным имуществом.

3.       Бюджетная эффективность, показывает размер финансовых поступлений   в бюджет муниципального образования в процессе использования муниципальной собственности.

4.    Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывает финансовые последствия управления муниципальной собственностью [2, с. 56].

Таким образом, на практике повысить эффективность управления муниципальной собственностью возможно при одновременной реализации следующих задач:

–                    законодательное закрепление показателей и критериев оценки эффективности управления муниципальным имуществом;

–                    совершенствование системы учета и управления муниципальной собственностью;

–                    укрепление собственной финансовой базы муниципального образования, включающей в себя муниципальное имущество, приносящее реальный доход.

 

Список литературы и источников

 

1.                   Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке [Текст] / Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. – 2015. – № 3.

2.                   Ворошилов Н. В. К вопросу об оценке эффективности муниципального управления [Текст] / Н. В. Ворошилов // Материалы VII ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых по отраслям наук : в 2-х т. – Вологда : ВоГУ, 2013. – Т. 2. – С. 55–60.

3.                   Государственное и муниципальное управление собственностью [Текст]: Монография / Под редакцией П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. – М.: Мир науки, 2014. – 143 с.

4.                   Лушникова Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом [Текст] / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахатова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №1 (356). Управление. – Вып. 10. – С. 22–30.

5.                   Плотников А.Г. Управление государственным и муниципальным имуществом [Текст]: Учеб. пособие / А.Г. Плотников; СибИУ РАНХиГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. – 312 с.

6.                   Синякаев Р.Р. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 232-234.

7.                   Третьякова А.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью как фактор пополнения доходной базы местных бюджетов [Текст] / А.В. Третьякова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2015. – №1–2 (11). – С. 71–84.