Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Возрастающая международная конкуренция делает особенности действия налоговой системы наиболее актуальным вопросом экономической политики любой страны.

Бюджет представляет собой финансовый фундамент для осуществления государством своих функций. Развитие здравоохранения, образования, культуры, всех видов инфраструктуры  и реализация социальных программ прямо зависит от расходов, а, следовательно, и доходов бюджета. Таким образом, рост доходов бюджета – одна из главных целей государственных органов власти и органов местного самоуправления. В связи с этим необходимым условием функционирования налоговой системы является одновременное обеспечение ею стабильного поступления доходов для государства и создание необходимых условий для развития реального сектора экономики [4].

Роль налога на прибыль в качестве источника доходов бюджета сложно переоценить. О высоких долях доходов от данного налога в бюджетах говорит и опыт большинства развитых стран. Для отечественной бюджетной системы налог на прибыль организаций выступает одним из главных доходообразующих налогов. На данный момент налог на прибыль поступает одновременно в бюджеты двух уровней: по ставке 2% в федеральный бюджет и по ставке 18% в бюджеты субъектов. В 2017 году распределение налога на прибыль претерпело некоторые изменения. Так, 17% будут уплачиваться в региональный бюджет и 3% - в федеральный.

В структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ налог на прибыль занимает третье место после налога на добавленную стоимость и акцизов и составляет в 2016 году чуть более 7%. Следовательно, на уровне федерального бюджета данный налог нельзя отнести к бюджетообразующим. Для консолидированных бюджетов субъектов РФ налог на прибыль играет намного более важную роль, его доля в налоговых доходах за 2016 год занимает более 30%, уступая только поступлениям от налога на доходы физических лиц [2].

Анализируя доходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ можно сказать, что поступления от налога на прибыль в целом имеют положительную динамику.

 

Таблица 1 Динамика поступлений налога на прибыль в бюджетную систему, млрд. руб. [2]

 

 

Бюджет

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Федеральный бюджет

255,0

342,6

375,8

352,2

411,3

462,7

456,7

Консолидированный

бюджет субъектов РФ

 

1519,5

 

1927,9

 

1979,9

 

1719,7

 

1 963,3

 

1953,4

 

2119,4

 

 

Средний абсолютный прирост поступлений в федеральный бюджет за исследуемый период составляет 33,6 млрд. руб. в консолидированный бюджет субъектов РФ - 99,97 млрд. руб.

Соотношение распределения налога на прибыль между данными бюджетами показывает, что значительная доля поступлений приходится на региональные бюджеты, для которых данный налог доходообразующий. В среднем за период с 2010 по 2014 годы доля поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет составила 16,48%, в консолидированные бюджеты субъектов - 83,52%. Из данных рис. 1 видно, что удельный вес поступлений  от налога на прибыль в федеральный бюджет имеет общую тенденцию к снижению, а в консолидированные бюджеты субъектов - соответственно к росту.

 


Количество организаций, представивших декларацию по итогам 2015 года, возросло на 1,5 %. Количество налогоплательщиков, представивших «нулевую» отчетность в 2014 г., снижалось, однако снова возросло в 2015 г. на 9 % и составило более 400 тыс. организаций. Темп прироста количества налогоплательщиков, у которых в течение налогового периода не возникало объекта налогообложения, значительно снизился в рассматриваемом периоде с 8,3 % до 0,2%. Отрицательным в данной ситуации можно назвать  увеличение в 2015 году количества налогоплательщиков, не  представивших налоговую декларацию по итогам налогового периода. Темп прироста увеличился на 7,7 %.

 

Таблица 4 Состав налогоплательщиков по представлению декларации за период 2012–2015 гг., организаций [3]



Показатель

Характеристика

показателя

Год

2012

2013

2014

2015

Всего

налогоплательщиков, в т. ч.:

Абсолютное

значение

 

2 466 506

 

2 440 584

 

2 421 490

 

2 495 546

Темп прироста,

%

 

-

 

-1,05

 

-0,78

 

3,06

представивших

декларацию

Абсолютное

значение

 

1 049 098

 

1 067 580

 

1 092 710

 

1 108 833

Темп прироста,

%

 

-

 

1,76

 

2,35

 

1,48

представивших

«нулевую» отчетность

Абсолютное

значение

 

374 196

 

387 635

 

369 717

 

402 808

Темп прироста,

%

 

-

 

3,59

 

-4,62

 

8,95

представивших

единую декларацию

Абсолютное

значение

 

149 630

 

161 999

 

173 289

 

173 689

Темп прироста,

%

 

-

 

8,27

 

6,97

 

0,23

не представивших

декларации в текущем налоговом периоде

Абсолютное

значение

 

893 582

 

823 370

 

785 774

 

810 216

Темп прироста,

%

 

-

 

-7,86

 

-4,57

 

3,11

 

В структуре налогоплательщиков за рассматриваемый период организации, представляющие по итогам налогового периода декларации, составили  менее 50 %. Организации находящиеся на пороге безубыточности и представляющие нулевую отчетность по итогам периода составили в 2012 – 2015 гг. около 15 %. Доля официально зарегистрированных организаций, не осуществляющих свою деятельность, за анализируемый период увеличилась с 6,1 до 7 %. Данная статистика может говорить о том, что указанные организации предположительно участвуют в теневом бизнесе и получают доходы, не уплачивая налог. Около одной трети всех налогоплательщиков уклоняются от уплаты налога, не представляя налоговых деклараций.

Таблица 5 Структура налогоплательщиков по представлению декларации по налогу на прибыль за период 2012–2015 гг., % [3]

 

 

Показатель

Год

2012

2013

2014

2015

Всего налогоплательщиков,

в т. ч.:

 

100

 

100

 

100

 

100

представившие декларацию в установленном

порядке

 

 

42,5

 

 

43,3

 

 

44,3

 

 

45,0

представившие нулевую отчетность

15,2

15,7

15,0

16,3

представившие единую (упрощенную) налоговую

декларацию

 

6,1

 

6,6

 

7,0

 

7,0

не представившие декларации в текущем

налоговом периоде

 

36,2

 

33,4

 

31,9

 

32,8

 

Для полноценного анализа фискального значения налога на прибыль, необходимо также оценить фактическое поступление налога в сравнении с начисленными организациями суммами. В 2013 и 2014 гг. суммы поступившего налога несколько превышали начисленный, однако в 2015 г. налога на прибыль было начислено больше чем поступило в бюджет.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль играет важнейшую роль для бюджетной системы РФ и обеспечения деятельности органов государственной власти. От величины поступлений данного налога зависят расходы бюджетов, возможность государства содействовать экономическому развитию и повышению благосостояния граждан. Значение данного налога для бюджетной системы сложно переоценить, для бюджетов субъектов РФ он выступает бюджетообразующим, что подтверждает необходимость дальнейшего его совершенствования.

 

 

 

Список литературы

 

 

1.                   Михайлова С. Е., Аммосов С. П. Поступление налога на прибыль и его роль в доходах консолидированного бюджета РФ // Educatio. 2015. №5(12)-2 С.41-45.

2.                   Отчет по форме № 1-НМ по состоянию на 01.12.2016, сводный в целом по Российской Федерации,  https://www.nalog.ru/rn23/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6040192/  (дата обращения 09.02.17).

3.                   Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций по форме   №    5-П         сводный  в  целом  по   Российской   Федерации  https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4182247/ (дата  обращения: 11.02.2016).

4.                   Петрова Ю. М. Налогообложение прибыли в деятельности экономических субъектов // МНИЖ. 2015. №3-3 (34) С.80-81.