14 мая 2016г.
В отличие от многих развитых государств общественные места в России в большинстве случаев не приспособлены для посещения их людьми с ограниченными возможностями. Значительное количество необорудованных для нужд инвалидов подземных переходов, отсутствие подъемных механизмов и звуковых сигналов светофоров - всего лишь ничтожно малая часть перечня препятствий, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Проблема социальной интеграции инвалидов в России стоит очень остро.
В настоящее время в нашей стране реализуется государственная целевая программа "Доступная среда" на 2011- 2020 года, одной из целей которой является формирование уже к 2016г. условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда. Из бюджета в 47 млрд. рублей планируется обеспечить телепрограммы субтитрами, устанавливать пандусы и лифты для колясочников, а также устранить барьеры в первую очередь в сознании общества [1].
Кроме того, документ обещает увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов, запуск на улицы города транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами и сокращение сроков прохождения инвалидами процедуры медико-социальной экспертизы. Будет сделан упор на обучение специалистов, готовых заниматься с инвалидами, в том числе переводчиков жестового языка. Также предполагается, что в результате реализации программы возрастет успешность реабилитации инвалидов. За период с 2011 по 2015 год к активной жизни возвратились 22% инвалидов, прошедших реабилитацию.
Долгие годы проблемы инвалидов в нашей стране попросту замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать. Государство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инвалиды оказывались замкнуты в четырех стенах, отгорожены, по сути дела, от общества. Чтобы получить образование, сделать профессиональную карьеру, приходилось буквально пробивать многочисленные препоны.
Таким образом, в подходах к проблеме инвалидности со стороны государства произошли некоторые положительные изменения, но они недостаточны или не реализуются.
По данным мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов (на 1 июля 2015г.), из 60 региональных организаций общества, участвовавших в опросе, лишь московская указала на то, что оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро и с достаточно разнообразным набором используемых приспособлений. Многие организации ВОИ также отмечали, что вся безбарьерная "модернизация" уже действующих объектов социальной инфраструктуры "носит едва ли не демонстративно формальный характер и имеет весьма слабое отношение к реальному решению проблемы барьерной среды.
Поэтому на сегодняшний день, перед государством стоит задача - кардинально изменить ситуацию к лучшему. В мае текущего года произошло историческое событие: Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. На сегодняшний день в 60 субъектах РФ уже приняты региональные программы и реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и барьеров, формирование условий для беспрепятственного доступна к приоритетным объектам и услугам для инвалидов. С 2013г. такая работа ведется во всех 83 субъектах РФ.
Необходимо продолжить закупки специализированных транспортных средств для обеспечения перевозок инвалидов. Перевод всего парка автобусов на низкопольный подвижной состав будет обеспечен в 2018г., троллейбусов - в 2017г., количество низкопольных трамваев в 2017г., по прогнозу, составит 66,5% [2].
Если говорить о гостиницах, приспособленных для инвалидов всех категорий, то таких в России пока немного, однако наблюдается положительная динамика. Больше готовы к пребыванию инвалидов санатории и пансионаты, но появляются и соответствующие гостиницы, правда, в основном в больших городах, например таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и Сочи.
Так, в ходе недавно проведенного мониторинга в столице из 215 имеющихся гостиниц было обследовано 150 на предмет их приспособленности для постояльцев из числа инвалидов. Оказалось, что 54 из них могут принимать туристов с ограниченными функциями самостоятельного передвижения, в 42 гостиницах есть номера для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на колясках. Всего в Москве 152 номера подходят для приема таких туристов, в основном - в отелях крупных сетей. В 33 гостиницах есть возможность для приема слабовидящих туристов с собаками-поводырями.
Говоря о ситуации с вовлеченностью инвалидов в общественную жизнь за рубежом, нельзя не упомянуть Великобританию, к которой сейчас в связи с проведением Олимпиады приковано внимание всего мира. Каждый россиянин, хоть раз посещавший Соединенное Королевство, согласится, что там все усилия государства направлены на то, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортнее. В этой стране, наверное, не встретишь ни одного музея, где нет подъемных механизмов и других технических средств, разработанных специально для людей с ограниченными возможностями, а в некоторых из них посетителям предлагают свои собственные инвалидные коляски. Также сразу обращает на себя внимание тот факт, что на британских городских автодорогах очень мало подземных переходов, зато огромное количество "зебр" и светофоров, оборудованных звуковыми сигналами, что, безусловно, значительно облегчает жизнь инвалидам всех категорий. Вообще нельзя не отметить, что в Туманном Альбионе даже лифты - "говорящие", чтобы помочь инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве. О том, что все британские городские автобусы оснащены пандусами, с помощью которых инвалиды легко поднимаются в салон, не стоит даже и говорить. Предусмотрительные британцы подумали и о специальных туалетах для инвалидов, которые есть в каждом крупном супермаркете и во всех общественных местах.
В других развитых странах уровень помощи людям с ограниченными возможностями также очень высок. Например, в Германии ни одному автомобилисту не придет в голову занять место на парковке, предназначенное для инвалида. В Испании в метро помимо эскалаторов действуют лифты для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить. Цифры на кнопках таких лифтов продублированы на азбуке Брайля для слабовидящих [3].
Российским инвалидам о такой заботе остается только мечтать. Поэтому, российским чиновникам необходимо перенимать лучший мировой опыт. В задачах программы должно войти и «устранение «отношенческих» барьеров, формирование социума, дружественного по отношению к инвалидам. Тем не менее, для самих инвалидов важен вопрос рабочих мест. Правительство обещает повысить до 30,5% количество людей с ограниченными возможностями, которые смогут найти себе работу через службы занятости. Начиная с 2010 года работодателю возмещаются затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочих мест для инвалидов в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место. А в 2014 году такая компенсация может составила уже 50 тыс. рублей.
Таким образом, проблема инвалидности в России становится особенно актуальной, так как основой определения группы инвалидности становится ограничение способности к трудовой деятельности. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Список литературы
1. http://www.rosmintrud.ru/
2. http://doorinworld.ru
3. http://perspektiva-inva.ru