Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2019г.
INVESTMENTS AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

 

Ediev A.M.

  

graduate student, senior lecturer Department of Applied Informatics of Chechen State Pedagogical University Grozny, Russian Federation

 

  

Аннотация

В статье анализируется необходимостью поиска эффективных механизмов налоговой политики как инструмента поддержки инвестиционной активности.

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвестиций, как отечественных, так и иностранных. В этой связи перед ним стоит задача создать благоприятный инвестиционный климат, предоставляя инвесторам определенную защиту и гарантии, а иногда прямую государственную поддержку. Вместе с тем в каждом отдельном временном периоде государство выделяет те или иные приоритетные направления развития экономики и с помощью различных средств государственного регулирования поощряет частные инвестиции в те или иные направления. Одним из методов стимулирования инвестиций являются налоговые механизмы.

Аnnotation

The article analyzes the need to find effective tax policy mechanisms as a tool to support investment activity.


The state is always interested in attracting investments, both domestic and foreign. In this regard, it faces the task of creating a favorable investment climate, providing investors with certain protection and guarantees, and sometimes direct government support. At the same time, in each separate time period, the state allocates certain priority directions for the development of the economy and, through various means of state regulation, encourages private investment in certain directions. One of the methods to stimulate investment are tax mechanisms.

Ключевые слова

РФ - Российская Федерация, ФЗ – федеральный закон.

Keywords

RF - Russian Federation, FZ - federal law.

В юридическом словаре инвестиции определены как совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства1.

В широком смысле инвестиции - это часть сбережений, которая не идет на потребление.

По мнению И.А. Бланка, «инвестиции представляют собой вложение капитала с целью его последующего увеличения»2. Также он отмечает: инвестиции следует отличать от вложения средств, не приводящего ни к росту капитала, ни к получению прибыли (потребительские инвестиции).

Дж. Кейнс характеризует инвестиции как «часть дохода за определенный период, которая не была использована для потребления»3.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон №39-ФЗ)4 определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов такой инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

   

1Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 248. 

2Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП ИНТЕМ ЛТД, Юнайтед Лондон Трейд Лимитед, 1995. 

3Кейнс Дж. Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. 

4СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.


В статье 1 Федерального закона № 39-ФЗ указано, что под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвестиций, как отечественных, так и иностранных.

Институциональная среда инвестиционного процесса представляет собой систему нормативно- правовых актов, экономических взаимоотношений, определяющих рамки инвестиционного процесса и обеспечивающих условия эффективного экономического развития.

Нормативно-правовое регулирование является основой государственного регулирования в области инвестиций, и в этой связи необходимо указать правовые средства регулирования. Инвестиционная деятельность является предпринимательской, а особенность предпринимательской деятельности заключается в том, что она представляет собой сферу взаимодействия частных и публичных интересов, в связи с чем ее регулирование осуществляется с использованием публично-правовых и частно-правовых средств5.

Отметим, что в отношении инвестиционной политики необходима общая и единая концепция, которая будет базироваться на основных принципах изменения и регулирования рисков инвестиций. С точки зрения инвесторов основными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются законодательно закрепленные гарантии инвесторов, обеспечивающие стабильность и неизменность правил ведения бизнеса, а также льготы и преференции6.

Эффективность функционирования рыночного механизма во многом зависит от методов государственного регулирования экономики. Государственное регулирование опирается на использование прямых и косвенных методов воздействия. Прямой метод реализуется посредством административно- правового императивного регулирования. Косвенный метод не подразумевает прямого участия государства и осуществляется с использованием рыночных механизмов и частноправовых средств7.

Повышения общей инвестиционной активности всех субъектов хозяйственной деятельности могут быть реализованы за счет мер косвенного экономического регулирования. Традиционно в качестве таких мер рассматриваются различные виды налогового льготирования инвесторов, например скидки на инвестиции из налогооблагаемой прибыли, возможности ускоренной амортизации основного капитала, так называемые налоговые каникулы для инвесторов и прочие, суть которых будет раскрыта в последующих разделах работы.

В современных экономических условиях, с помощью налоговых механизмов решаются четыре основные инвестиционных проблемы. Во-первых, стимулируется рост инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов и, на этой основе, обеспечивается приток в экономику страны и территорий инвестиционного капитала из различных источников. Во-вторых, создаются значительные объёмы бюджетных и внебюджетных ресурсов инвестиционного назначения. В-третьих, обеспечивается и стимулируется перераспределение инвестиционных ресурсов в приоритетные для развития современной экономики страны и территорий отрасли, производства и инвестиционные проекты. В-четвёртых, может придаваться инновационный характер использованию подавляющей части инвестиционных вложений8.

  

5Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 173.

6Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право. 2008. N 8. С. 26 - 27.

7Белицкая А.В. Основы инвестиционного права Российской Федерации (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 1. С. 12 - 22.

8Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Сложные операции и сделки: налогообложение и бухгалтерский учет (часть первая). - "Налоги и финансовое право", 2010 г.


Таким образом, экономический рост и уровень притока инвестиционного капитала напрямую зависят друг от друга. Но для массового привлечения иностранного капитала необходимо создать благоприятный климат и конкурентные, честные правила игры.

Одним если не самым главным инструментом реализации данной задачи служит налоговая политика, проводимая государством.

Налоговая политика - очень мощный современный и эффективный инструмент государства в условиях рыночной экономики, позволяющий эффективно управлять экономическим ростом, инвестициями, социальной сферой, производством.

В настоящее время очень важна продуманная, взвешенная налоговая политика государства, важно иметь баланс и не допускать диспропорций между полноценным обеспечением поступлений в государственный бюджет, социальной поддержкой граждан страны, и поддержанием экономического роста.

В каждой стране система налогов и сборов подвергается непрерывному процессу совершенствования, она оказывает влияние на экономические и социальные условия развития государства.

Цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода и от конкретных обстоятельств и социально-экономических условий каждой страны. Но при этом налоговая политика должна быть ориентирована на создание благоприятного инвестиционного и налогового климата в государстве. В целом эффективность и полезность проводимой в стране налоговой политики зависят от эффективности налогового администрирования, являющегося инструментом, который определяет успех или неудачу общей налоговой политики.

Создавая систему налогов и сборов, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики.

Основными требованиями, предъявляемыми к налоговой системе государства, в современных экономических условиях можно отметить следующие:

-   рациональность, т.е. обоснованность налоговой политики;

-   оптимальность, т.е. сбалансированность налоговой политики;

-   справедливость, в том числе социальная справедливость распределения налогового бремени;

-   простота исчисления налогов;

-   доступность и понимаемость механизма налогообложения налогоплательщиками;

-   экономичность и эффективность.

Налоговая политика, проводимая государством должна отвечать данным требованиям.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев указал, что «Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики»9.

В.В. Путин на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» отметил что: «...главная проблема современной российской экономики - это ее крайняя неэффективность...», «...необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций...», «...стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени»10.

Правительством РФ одобрены разработанные Минфином России Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления)11.

Основные направления не являются нормативным правовым актом, но, позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Основные направления подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

9 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011-2013 годах// СПС «КонсультантПлюс»

10О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета (8 февраля 2008 г., Москва, Кремль) (извлечения) // Налоги и налогообложение. 2008. N 2. С. 23 - 24.

11Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2015 годах// СПС «КонсультантПлюс»


В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Министр финансов РФ А.Г. Силуанов в своем докладе отметил следующее. Действительно, Правительство РФ, уделяя основное внимание обеспечению темпов экономического роста, которые необходимо повышать, особое внимание уделяет налоговой политике. Ведь именно через налоговую политику формируется и инвестиционный климат, и привлекательность страны для участия инвесторов в реализации проектов, обеспечивая тем самым экономический рост.

Поэтому Правительство РФ самое пристальное внимание уделяло рассмотрению вопросов налоговой системы, изменениям, которые предлагается внести в налоговую политику, координировало этот вопрос с бюджетной политикой, с тем, чтобы налоговая политика была увязана с необходимостью финансирования тех первоочередных задач, которые поставлены президентом и правительством на ближайшую перспективу.

Министр финансов отметил, что в последние годы удалось сформировать достаточно устойчивую современную налоговую систему, которая отвечает требованиям эффективности, нейтральности и стимулирования привлечения инвестиций, ресурсов для обеспечения экономического роста12.

Однако налоговая политика страны на долгосрочный период еще не представляет собой сформированный законченный план действий13. Успех налоговой политики государства в целом определяет оптимальный выбор налогового бремени. Важное значение имеет то, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Однако следует учитывать, что в условиях финансово-экономического кризиса увеличивать налоговое бремя на бизнес крайне нежелательно. Основными ориентирами налоговой политики государства должно стать стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, а также стимулирование отраслей экономики, предполагающих высокую степень переработки товаров.

Эффективная налоговая политика в современных условиях экономического кризиса должна способствовать14: - оздоровлению экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизации их финансового состояния, стимулированию инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы. А также способствовать осуществлению налогоплательщиками разумной ценовой политики и формировать благоприятные условия для реструктуризации задолженности по налоговым платежам (с более приемлемым порядком возможного списания накопленных пеней) - все это резервы значительного увеличения стимулирующей функции налоговой политики, а, следовательно, и заметного роста предпринимательской активности;

   

12    Выступление Министра финансов на Парламентских слушаниях: открытость и прозрачность принимаемых налоговых решений // Налоговый вестник. 2012. N 7. С. 9 - 18.

13Беспалов М.В. Налоговая политика государства в условиях современного экономического кризиса // Налоги. 2009. N 5. С. 2 - 5.

14   Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов Российской налоговой политики в современных экономических условиях // Налоги. 2010. N 1. С. 28 - 32.


-      созданию условий для развития и укрепления малого и среднего бизнеса, в том числе предусматривать последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на малый бизнес;

-   оптимизации налоговых льгот;

-     формированию позитивного отношения общества к уплате налогов как к конституционной обязанности каждого гражданина и т.д.

Одной из форм реализации налоговой политики налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов15.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, регулирующий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ является правовым инструментом, при помощи которого государство стремится достичь эффективных результатов в налогообложении.

При помощи Налогового кодекса РФ государство регулирует:

-   изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика (снижение либо увеличение ставки налогов, взимаемых с налогоплательщика, введение дополнительных налогов);

-     замену одних способов или форм налогообложения другими (способы взимания налогов, например прямое или косвенное налогообложение, а также в каком виде будет осуществляться уплата налога налогоплательщиками);

-   изменение сферы распространения отдельных налогов или же всей системы налогообложения (в нашей стране наряду с федеральными налогами также существуют региональные и местные налоги, которые региональные власти или органы местного самоуправления могут дополнительно вводить или изменять ставки в соответствии с Налоговым кодексом РФ);

-    введение или отмену налоговых льгот и преференций (государство может предусматривать с использованием налоговых норм возможность освобождения или частичного освобождения от налогообложения некоторых видов деятельности или отдельных операций, а также налоговые преференции, т.е. послабления, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, например налоговые льготы для особых экономических зон);

-   введение дифференцированных налоговых ставок (различная шкала налоговых ставок, например, как по акцизу на бензин в зависимости от класса топлива.

Налоговый кодекс РФ является основой формирования рациональной системы налогообложения. Это достигается прежде всего посредством соблюдения финансового равновесия между обеспечением фискальных потребностей государства и неснижением долгосрочных стимулов налогоплательщиков к предпринимательской деятельности при постоянном поиске ими путей повышения эффективности хозяйствования.

Одновременно Налоговый кодекс РФ направлен на создание условий для нормальной работы каждого хозяйствующего субъекта на основе установления оптимальной величины налоговой нагрузки на него. Уровень налоговой нагрузки не должен оказывать негативного воздействия на производственную и инвестиционную активность налогоплательщика и допускать свертывания его экономической деятельности16.

Таким образом, налоговая политика – основной универсальный инструмент государства для эффективного управления экономическим ростом и инвестициями.

Учитывая изложенное, эффективная налоговая политика считается одним из основных условий, необходимых для динамичного развития экономики России. Посредством воздействия на предпринимательскую деятельность, а также через бюджетно-перераспределительные процессы формируется инвестиционный климат в стране, создаются условия для реализации политических, экономических и социальных функций государства.

 

15Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 60.

16 Ильин А.Ю. Налоговый кодекс как инструмент реализации налоговой политики// Финансовое право. 2011. N 5. С. 17 - 20.


Список источников и литературы

 

1.        Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями в ред. от 01.10.2013).   

2.        Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»,Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, № 9.

3.        Закон Владимирской области от 02 сентября 2002г. № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области» (в ред. Закона Владимирской области от 13.05.2013 №53-ОЗ).

4.        Закон Владимирской области от 12.11.2003 № 110-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. Закона Владимирской области от 08.11.2011 №93-ОЗ).

5.        Закон Владимирской области от 06.05.2008 N 81-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности».

6.        Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: РЖП, 1992. С. 36.

7.        Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 248.

8.        Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП ИНТЕМ ЛТД, Юнайтед Лондон Трейд Лимитед, 1995.

9.        Кейнс Дж. Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.

10.     Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 173.

11.     Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право. 2008. № 8. С. 26 - 27.

12.     Лисачкина В.Н. Проектирование и реализация региональной модели развития государственно- частного партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями транснациональных корпораций. Самара: Самарский металлургический колледж, 2009.

13.     Молчанова О.П. Государственно-частное партнерство в образовании. М. : КДУ, 2009. С. 6