Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Последнее десятилетие в нашей стране отмечено исключением из практики общественного производства, управленческой государственной и хозяйственной деятельности, а также проектно- изыскательских работ, землеустроительных действий и термина «землеустройство». Это связано с переходом к кадастровому учёту недвижимости, к которому были отнесены земельные участки. Но кадастровый учёт участков не является процессом организации использования земли как средства производства, а только обеспечивает их правовую основу и фискальную функцию государства. Объект недвижимости в современном понимании, включает земельный участок, имеющий природное происхождение, и объект  (объекты) строительства, т. е. имеющие рукотворное происхождение. Таким образом, кадастровый учёт недвижимости не является реальным инструментом организации использования земли как средства производства. Более того, учёт земель (затем земельный кадастр, кадастровый учёт земель, а также регистрация землепользований) в нашей стране зародился в «недрах» советского землеустройства. Следовательно, землеустройство и кадастровый учёт недвижимости не имеют оснований для «конкуренции».

Результатом земельных преобразований, осуществляемых в России с 1991 года, и развития земельного кадастра и кадастрового учёта земельных участков явилось:

1 .Последовательная ликвидация федеральных органов по управлению земельными ресурсами страны и осуществлению землеустройства (Госкомзем, Росземкадастр, Роснедвижимость); Научно исследовательского института земельных ресурсов и сети государственных региональных проектно- изыскательских институтов по землеустройству.

2 .Уход из государственной ранее действовавшей системы землеустроительной службы высоко квалифицированных специалистов-землеустроителей; создание частного сектора по выполнению земельно- кадастровых работ кадастровыми инженерами, в подавляющем большинстве не имеющих опыта проведения землеустроительных работ; резкое сокращение численности студентов в высших учебных заведениях, подготавливающих землеустроителей;

3 .Снижение качества ежегодных отчётов о распределении и использовании земель в муниципалитетах и областях, что не позволяет вести учёт фактических землепользователей и их площадей, не говоря уже о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

4 .Иинформационная база Росреестра о земельных участках до настоящего времени не сформировала банк полноценных данных, что делает её не пригодной для использования при принятии управленческих решений.

За двадцать пять лет в сельском хозяйстве России не созданы стабильные землепользования, миллионы га земель выпали из оборота, заросли кустарником и лесом, оказались без собственников (невостребованные земельные доли), большие площади используются не надлежаще. Регистрация собственников земель сельскохозяйственного назначения (земельные доли) до сих пор не завершена; распространена краткосрочная аренда земель, приводящая к понижению их плодородия; распространена застройка сельскохозяйственных земель и др. Вместе с тем оказалась не нужной и разрушенной государственная взаимоувязанная система проведения проектно-изыскательских работ на муниципальном уровне: Проект районной планировки муниципального образования (в его составе вторая часть - Схема землеустройства), Проекты (Генпланы) планировки и застройки населённых пунктов, Проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, техно-рабочие и рабочие проекты на отдельные объекты производства или мероприятия по сохранению земель.

В результате исключения землеустройства как государственного мероприятия по становлению и развитию в РФ новых земельных отношений, органы государственной и муниципальной власти лишились проектной землеустроительной документации, которая служила  «дорожной картой» для принятия ими управленческих решений по организации территорий и использованию земельных ресурсов. Теперь же управление осуществляется согласно решениям и «умозаключениям» администраторов, а также по Программам, не имеющим в основании расчётов, конкретных показателей, ранее содержащихся прогнозной и проектной документации. Ещё в конце 90-х годов прошлого столетия в РФ начало бытовать мнение, что землеустройство может быть только при социализме, а при капитализме оно бесполезно и поглощается системой кадастра объектов недвижимости. Но землеустройство и сегодня проводится в капиталистических странах; страны Европы проводят Международные научные конференции, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы землеустройства. В тематике же российских Международных конференций, которые проводят университеты и академии, не предлагается обсуждение вопросов землеустройства.

Для понимания землеустройства как государственного мероприятия по установлению новых земельных отношений, соответствующих капиталистическому или социалистическому общественному строю, важно привести следующие:

1.Председатель Совета Министров России Столыпин П.А. в Государственной Думе в связи с осуществляемыми земельными преобразованиями говорил, что землеустройство имеет «…не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». Содержание землеустройства этого же периода регулировалось утверждённым 29 мая 1911 года и одобренным Государственным Советом и Государственной Думой Законом «О землеустройстве». Этот Закон базировался на практических работах по землеустройству, проведенных в России в 1906 -1910 гг. Законом регулировались основные вопросы совершенствования землевладений и землепользований в стране, т.е. он отражал цели и интересы государства по развитию капиталистических аграрных  отношений и  был нацелен на экономическое развитие страны

2. В учебнике «Руководство по землеустройству и межеванию», написанном в 1910 году, Ржаницын А.А. писал, что «…понимая землеустройство как деятельность, направленную на образование жизненных земледельческих хозяйств, а межевание как установление юридических границ земельной собственности необходимо признать, что межевание есть неотъемлемая часть землеустройства…»

3. В книге «Русское землеустройство», изданной в 1914 году, А.А. Кофод, оценивая разверстание общинных земель в России, считал, что все действия по организации, упорядочению и устройству территории землевладений и землепользовании могут успешно осуществляться только на основе специально разработанных для этих целей землеустроительных проектов.

4.Иверонов И.А. в книге «Основы землеустроительного дела» в 1915 году писал, что…«землеустройство отличается от межевания, прежде всего своим экономическим характером, а межевание... является всего лишь частью заключительною более или менее сложных землеустроительных операций, преследующих цели устройства земельной собственности».

Приведенное понимание Иноверовым И. А. в то далёкое время землеустройства и межевания служит нам предупреждением от исключения того или иного, т.е. оба эти мероприятия нужны обществу. Фактически же в настоящее время кадастровый учёт земельных участков и регистрация права на них осуществляется без учёта прогноза развития производительных сил, организации территории муниципальных образований, землепользований и землевладений, а также без учёта уровня развития техники и технологий в сельскохозяйственном производстве.