22 апреля 2017г.
В настоящее время существенным фактором развития и эффективного использования производственных возможностей отечественных организаций медиаиндустрии является активизация инвестиционных процессов в образование интегрированных бизнес-структур. Стратегические альянсы, вертикальные холдинговые компании и другие интеграционные образования способствуют повышению финансовой устойчивости отдельных экономических субъектов, а присоединение их к группе позволяет повысить прибыль на уровне предпринимательской структуры в целом.
В свою очередь, процессы глобализации, появление на отечественном рынке медиаиндустрии иностранных инвесторов и крупных транснациональных корпораций заставляют отечественные экономические субъекты искать новые возможности повысить уровень своей конкурентоспособности, выискивать резервы повышения экономической эффективности и интенсификации деловой активности, совершенствовать уровень организации управления и тем самым обусловливают актуальность данной темы исследования.
Исследования рыночных отношений в отечественном экономическом пространстве показывают необходимость стимулирования и совершенствования деятельности медиаорганизаций с учетом изменения рыночной конъюнктуры за счет укрепления связей между ними, происходящего в результате различных вариантов интеграционного взаимодействия. Объединение экономических субъектов проявляется в расширении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, снятии взаимных барьеров и позволяет избежать негативных воздействий со стороны экономического окружения.
Таким образом, можно говорить об укреплении и инвестиционном развитии организаций медиаиндустрии путем образования вертикальных корпоративных структур.
Важную роль в процессе повышения инвестиционной привлекательности организации медиаиндустрии играют интеграционные механизмы и партнерские отношения с другими экономическими субъектами.
Следует отметить, что на сегодняшний день в медиаиндустрии формируются и распространяются предпосылки обеспечения экономического роста за счет изменения принципов и правил взаимодействия экономических субъектов, реализуемых как в процессе экономической деятельности, так и в сфере владения и использования различных видов активов. По словам В.В. Ивантера, новая экономическая политика – это не распределение капитальных вложений, это новая система организации взаимоотношений.
Интегрированные структуры создаются на базе договорных отношений, в основе которых лежит взаимовыгодный обмен ресурсами. Принципиальное допущение о получении ресурсов за счет стратегических партнерств сделал американский экономист О. Ульямсон [5]. Только благодаря коллективным усилиям возникают «сетевые ресурсы», которые, в силу своей специфичности и уникальности, не поддаются имитации конкурентами.
Значимой особенностью современного этапа развития экономики, обусловленным процессами глобализации, стало формирование и развитие интегрированных корпоративных структур, способствующих:
• Повышению эффективности деятельности и снижение издержек, экономия на расширении масштабов производства при горизонтальной интеграции, использование преимуществ вертикальной интеграции;
• Росту капитализации посредством интеграции активов организаций;
• Формированию оптимальных кооперационных и производственных связей;
• Повышению экономического потенциала и доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;
• Доступ к новым источникам ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, технологических, информационных, организационных;
• Росту инвестиционной привлекательности, обусловленному повышением показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности.
Интегрированные корпоративные структуры, как правило, формируются на трех уровнях корпоративной иерархии:
• Центр управления;
Сосредотачивает функции: управление капиталом экономических субъектов, распределение ресурсов, формирование рыночного портфеля, формирование стратегии интеграционного взаимодействия экономических субъектов, кадровой и технической политики.
• Стратегические участники интеграционного взаимодействия;
Функционируют в отдельных сегментах рынка, управляют бизнес-процессами, производством и распределением ресурсов.
• Осуществляют деятельность по направлению интеграционного взаимодействия.
В настоящее время инвесторы при принятии решений наряду с традиционными финансовыми показателями о деятельности компании должны все большее внимания уделять нефинансовым аспектам, характеризующих бизнес: рыночная позиция компании, прозрачность бизнеса, позиционирование бизнеса, стратегия развития и миссия компании, качество корпоративного управления, кадровый потенциал, бренд и прочее.
Основными показателями финансовой эффективности являются:
1. чистый дисконтированный доход (ЧДД);
2. индекс доходности (ИД);
3. внутренняя норма доходности (ВНД);
4. срок окупаемости капитальных вложений ( tок ).
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих актов за весь срок реализации проекта, приведенная к начальному моменту, или как превышение интегральных результатов в каждом периоде ( R t ) над соответствующими интегральными затратами ( Зt ) по формуле:
Если величина ЧДД положительна, то проект признается эффективным, обеспечивающим уровень инвестиционных вложений не менее принятой нормы дисконта (E).
Индекс доходности инвестиций (ИД) представляет собой отношение суммы приведенного эффекта к величине инвестиций (К):
Если индекс доходности равен или больше единицы (ИД > 1), то инвестиционный проект эффективен, а если меньше – неэффективен.
Внутренняя норма доходности инвестиции (ВНД) представляет собой ту норму дисконта ( Eвн ), при которой величина приведенного эффекта равна приведенным инвестиционным вложениям, т.е. ( Eвн ВНД) определяется из равенства:
Рассчитанная по вышеприведенной формуле величина нормы доходности сравнивается с требуемой инвестором нормы отдачи на капитал. Если ВНД равна или больше требуемой нормы доходности, то проект считается эффективным. Срок окупаемости инвестиции ( Ток ) – минимальный временной период от начала осуществления проекта (покупки организации), за пределами которого интегральный экономический эффект (ЧДД) становится и остается в дальнейшем неотрицательным.
Таким образом, стратегической экономической предпосылкой управления инвестиционной привлекательностью медиаорганизаций является формирование различных видов интеграционного взаимодействия, приводящее к росту конкурентоспособности экономических субъектов, повышению экономической стабильности и улучшению инвестиционного климата в стране.
Список литературы
1. Шаронин, П.Н. Особенности создания организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью полиграфической организации / П.Н. Шаронин // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – Москва МГУП имени Ивана Федорова – 2012.– №6 – С. 276–282.
2. Шаронин, П.Н. Разработка структурно-логической схемы управления интеграционными процессами в организациях медиаиндустрии / П.Н. Шаронин // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - Москва МГУП имени Ивана Федорова – 2014. – №3 – С. 110- 122.
3. Шаронин, П.Н. Управление интеграционными процессами в медиаиндустрии как фактор повышения конкурентоспособности современных организаций: монография / П.Н. Шаронин. – М.: Буки Веди, 2013. – 288 с.
4. Владимирова, И.Г. Интеграционные процессы как фактор развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономики (методологические и организационные аспекты): дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05 / Владимирова Ирина Геннадьевна. – М., 2008. – 360 с.