05 января 2016г.
Новая эпоха научно-технической революции, начавшаяся во второй трети ХХ века, в разряд актуальных и первоочередных задач для каждого государства ставит развитие и внедрение инноваций. В настоящее время термин «инновация» получил широкое распространение и многотрактуемое значение, сложилась ситуация, что каждый, кто упоминает это слово, вкладывает в него свой смыл. Дискуссионность дефиниции требует поиска путей согласованности и взаимопонимания как на понятийном, так и методологическом уровне ее измерения и анализа.
В России понятие «инновация» вошло в обиход сравнительно недавно - после распада социалистической системы хозяйствования, в которой активно использовались термины «эффективность», «качество», «изобретательство», «рационализаторство» и другие составляющие научно-технического прогресса. В начале экономических реформ слово «инновация» трактовалось достаточно узко. В изданном более полтора десятка лет назад Большом энциклопедическом словаре отмечалось: «Инновация (линг.) – то же, что новообразование» [3, с. 450]. В опубликованном в это же время в Большом экономическом словаре это понятие раскрывается с двух позиций: первая - вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; вторая - новая техника, технологии, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Отмечается, что существенным фактором инновации является развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений [2, с. 309]. Из этого определения следует, что инновации в тот период ассоциировались, прежде всего, с новой техникой и технологиями.
В отличие от России, на Западе термин «инновация» получил широкое распространение еще в первой половине ХХ в. и связан, в первую очередь, с именем Й. Шумпетера, разграничившего понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Й. Шумпетер отмечает, что «производить – значит комбинировать имеющиеся вещи и силы, а производить нечто иное или иначе – значит создавать иные комбинации из этих вещей и сил» [8]. Если новая комбинация с течением времени возникает из старой, то имеет место изменение, а возможно и рост, но не новое явление и не развитие. По Й. Шумпетеру экономическое развитие – представляет собой существенно новое использование услуг труда и земли. Новая комбинация может возникнуть только дискретным путем. В своей всемирно известной книге «Теория экономического развития» Й. Шумпетер выделил 5 случаев «осуществления новых комбинаций»:
1. изготовление нового блага или создание нового качества того или иного блага;
2. внедрение нового метода (способа) производства;
3. освоение нового рынка сбыта;
4. получение нового источника сырья или полуфабриката;
5. проведение реорганизации, например, обеспечение или подрыв монопольного положения предприятия.
Несмотря на то, что первое издание книги «Теория экономического развития» вышло более столетия назад, в 1911 г., многие ее положения остались актуальными до сих пор. В частности, типология инноваций, заложенная Й. Шумпетером, прослеживается в «Руководстве по сбору и анализу данных по инновациям», получившей название «Руководство Осло». Этот документ является основным методологическим инструментом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для раскрытия феномена инновационных процессов и строительства институтов инновационного развития. До 2010 г. странами-членами ОЭСР являлись 29 наиболее развитых экономик мира. В 2010 г. состав расширился до 34 государств за счет вхождения Израиля, Словакии, Словении, Чили и Эстонии. Из крупных государств лишь Китай и Россия не являются членом ОЭСР.
Китай не является членом ОЭСР по причине отсутствия явной приверженности курсу рыночной экономики. В конституции КНР отмечено, что Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Россией официальная заявка о вступлении в эту организацию была подана еще в 1996 г. (из всех постсоветских государств ее членом является только Эстония). Вступления в ОЭСР требует выполнения двух приоритетных условий, одно из которых связано с присоединением к ВТО, а второе подписанием конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении сделок в международной торговле. Первое условие Россия уже выполнила. В связи с новыми политическими обстоятельства, объявления санкций со стороны развитых государств членство России в ОЭСР в ближайшее время вряд ли осуществимо – в марте 2014 г. эта процедура была остановлена на неопределенный срок. Преимущества от участия в этой организации: получение доступа к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период (в том числе и к конфиденциальной информации), и поднятие рейтинга для привлечения иностранных инвестиций.
В «Руководстве Осло» приводится следующее определение инновации, созвучное пяти случаям «осуществления новых комбинаций» по Й. Шумпетеру. Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [5, с. 55].
Требования к инновациям в Руководстве те же, что и Й. Шумпетера к «новым комбинациям». Минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным). В новом, четвертом издании «Руководства Осло», изданном в 2005 г., к существующим ранее двум типам инноваций: продуктовые, процессные, добавили еще два: маркетинговые и организационные инновации. Аналогию между типологией инноваций по Й. Шумпетеру и «Руководству Осло» представим в Табл.1.
Таблица 1 Взаимосвязь «осуществления новых комбинаций» по Й. Шумпетеру и типов инноваций в соответствии с «Руководством Осло»
|
Й. Шумпетер
|
|
«Руководство Осло»
|
Номер случая
|
Содержание комбинации
|
Название типа инновации
|
Содержание инновации
|
1.
|
Изготовление нового блага или создание нового качества того или иного блага
|
Продуктовая
|
внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.
|
2.
|
Внедрение нового метода (способа) производства
|
Процессная
|
внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта.
|
3.
|
Освоение нового рынка сбыта
|
Маркетинговая
|
внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены.
|
4.
|
Получение нового источника сырья или полуфабриката
|
-
|
-
|
5.
|
Проведение реорганизации
|
Организациионная
|
Внедрение нового организационного
|
|
|
|
метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях.
|
Источник: составлено автором
Как уже было отмечено ранее, в СССР слово «инновация» не использовалось. Так, например, в одном из последних статистических справочников, изданном в Советском Союзе – «СССР в цифрах в 1989 году» – отсутствовала какая-либо информация и само упоминание термина «инновация». В разделе «Развитие материального производства» (подраздел «научно-технический прогресс) приводились информация по следующим группам: «создание и освоение новой техники», «технический уровень созданных образцов новой техники и по отдельным видам оборудования», «производство важнейших видов прогрессивной промышленной продукции», «использование высокоэффективных изобретений» [7].
Развитие статистики инноваций началось в России в 1994 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) приводит следующие определения инновационной деятельности и инновационных товаров, работ, услуг. Под инновационной деятельностью понимается деятельность, связанная с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности, а под инновационными товарами, работами, услугами - товары, работы, услуги, новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям [4, 6].
Росстат вслед за «Руководством Осло» постепенно расширяет число типов инноваций. Так, например, в 1994 г. выделялся только один тип инноваций - технологические (процессные и продуктовые). С 2000 г. прибавился новый тип инноваций – организационные, с 2006 г. – маркетинговые, с 2009 г. – экологические.
Экологические инновации представляют собой новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду [4]. К экологическим инновациям относится все, что способствует повышению экологической безопасности и снижает негативное воздействие на окружающую среду. Это и товары, работы, услуги, это и процессы и маркетинговые и организационные методы.
Проведенное исследование показало, что Росстат, в отличие от «Руководства Осло», выделил еще один тип инноваций - экологический, что на наш взгляд, весьма актуально в условиях тотального загрязнения окружающей среды. Угрожающая экологическая обстановка наблюдается во многих районах добычи топливных ресурсов России [1, с. 28]. Однако статистика показывает, что лишь незначительная доля российских предприятий осуществляет внедрение экологических инноваций (Табл.2).
Таблица 2 Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем числе организаций РФ с 2005 по 2013 гг., %
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
1,5
|
4,7
|
5,7
|
2,7
|
1,5
|
Источник: Наука и инновации // Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/scie
Из данных Табл.2 следует, что доля организаций осуществляющих экологические инновации в общем числе российских предприятий крайне мала и колеблется в пределах от 1,5% до 5,7%. В 2013 г. по сравнению с 2011 г. отмечается резкое, почти четырехкратное сокращение доли организаций, внедряющих экологические инновации. Это означает, что лишь каждое 66-е предприятие уделяет внимание проблемам экологии.
В целом надо отметить, что в России сложилась весьма негативная тенденция - лишь каждое десятое предприятие занимается инновационной деятельностью, включающей технологические, организационные, маркетинговые нововведения. В 2013 г. сложилась следующая картина – наибольший удельный вес в общем числе предприятий занимают организации, внедряющие технологические инновации – 8,9% и наименьший – осуществляющие экологические – 1,5%. Между тем в настоящее время числе главных проблем глобальной экономики занимают экологические риски: утрата биоразнообразия, изменение климата и природные катаклизмы, что требует пристального внимания к охране окружающей среды и предотвращения негативного воздействия на нее со стороны российского предпринимательства и органов государственной власти.
Список литературы
1. Бабурина О.Н. Россия в глобальной экономике, или возможность реализации новой инвестиционной стратегии // Финансы и кредит, 2008. №31 (319). С. 23-29.
2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М.: Институт мировой экономики, 1999. С. 309 (1248 с.)
3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, С. 450. (1456 с.)
4. Наука и инновации // Федеральная служба государственной стаитики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science...#
5. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям («Руководство Осло»). Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье издание. М.: Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки». 2006.
6. Российский статистический ежегодник, 2014 // http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d03/22- 50met.htm
7. СССР в цифрах в 1989 году. М.: Финансы и статитика, 1990. 319 с.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Эксмо, 2007. 864 с.