Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

В условиях  быстроизменяющейся внешней среды, повышения конкуренции, усиления процессов интеграции и интернационализации финансовых потоков особое внимание уделяется процессу построения эффективной системы бюджетирования.

Понятие «бюджетирование» получило свое название от термина budgeting – процесс подготовки бюджета, сметы и осуществления контроля за его исполнением.

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля используемых ресурсов, доходов и расходов компании от определенного бизнеса на всех уровнях и по всем бизнес- процессам; позволяющая анализировать прогнозируемые и фактические финансовые показатели деятельности; это также механизм перераспределения ресурсов между подразделениями компании.

Основное назначение бюджетирования - прогноз финансового состояния компании, выраженный в виде лимитов расходов и затрат, оценка нормативов использования ресурсов компании, а также движения денежных, материальных и трудовых потоков.

Бюджет как инструмент управления компанией позволяет:

1)        Конкретизировать план реализации стратегии компании (оцифрованы основные цели: стать лидером по продажам, достичь определенного показателя по прибыли (EBITDA, Net proffit), снизить долговую нагрузку (Net Debt/EBITDA < 2)

2)        Инструмент и источник для мотивации персонала (целевые бюджетные KPI декомпозированы по сотрудникам и являются KPI для их мотивации)

3)        Оцифрованный план для инвесторов и кредиторов компании (прогнозирование платежного баланса и требуемого финансирования компании; формирование кредитного портфеля компании; формирование инвестиционной и дивидендной политик)

4)        Контролировать прибыльность и эффективность компании (цель по прибыли, лимиты по расходам, KPI по оборачиваемости капитала)

Система бюджетирования включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение. Для этого необходимо выделить центры финансовой ответственности (ЦФО). Центр ответственности — это структурное подразделение компании, менеджер которого несет ответственность за его деятельность.

На рисунке 1 представлен пример центров финансовой ответственности для автомобильного дилерского центра.


Технология бюджетирования предполагает формирование операционных и финансовых бюджетов компании. На рисунке 2 представлена модель бюджетов автомобильного дилерского центра.

Особое место в системе бюджетирования занимают операционные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования на уровне всей компании. Именно в них стекаются данные подразделений, за исключением центров прибыли. В состав операционных входят: бюджеты продаж, производства, производственных запасов и целая группа затратных бюджетов, инвестиционные бюджеты. К затратным относятся бюджеты прямых затрат на материалы и на оплату труда, производственных накладных, коммерческих и управленческих расходов.

Финансовые бюджеты позволяют определить источники формирования финансовых ресурсов и осуществить прогноз финансового состояния компании. К основным финансовым бюджетам относят: отчет о финансовых результатах (P&L), отчет о движении денежных средств (CF), баланс (BS).

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется компанией самостоятельно, но наиболее распространены бюджеты амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Процесс бюджетирования начинается с постановки цели акционерами компании (абсолютная величина Net proffit, ROS).

Далее цель (объем продаж, доля рынка, Net Debt/EBITDA, Net proffit, ROS) декомпозируется по директорам дилерского центра.

Проводить анализ составленных бюджетов можно еще на стадии планирования, оценив финансовую состоятельность отдельных видов его деятельности, различных подразделений, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности  источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования.

Формирование бюджетов происходит на уровне каждого дилерского центра автомобильной компании.





Амбициозный и своевременно составленный бюджет является инструментом эффективного управления компанией. Для этого необходимо внедрить ключевые показатели эффективности, отраженные в бюджете, в систему мотивации каждого ответственного сотрудника. В целях достижения бюджетных показателей следует формировать еженедельные прогнозы по выполнению бюджетных планов и в случае невыполнения ключевого KPI бюджета разработать план действий до окончания отчетного месяца.

Грамотная технология бюджетирования, в основе которой положены ключевые KPI бюджета, а их достижение является результатом работы каждого сотрудника, позволит повысить эффективность работы компании в условиях ужесточения рыночной конкуренции и обеспечить наличие денежного потока, что является залогом финансовой устойчивости компании.

 

Список литературы

 

1.     Захарова М.В., Кондратова С.В. Проблемы и перспективы развития промышленного сектора экономики России // сборник: Экономические аспекты технологического развития современной промышленности материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 148-151.

2.   Карпова Т.П., Карпова В.В. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков. Учебное пособие. М.: Инфра-М, Вузовский учебник. 304 с.

3.      Скрипник О.Б., Лочан С.А., Петросян Д.С.     Вызовы современной России: рациональное использование управленческого потенциала национальной и региональной экономики. (монография) М.: Кнорус, 2016.

4.   Захарова М.В., Кондратова С.В. Управление компанией по ключевым показателям эффективности // Экономический анализ: теория и практика- 2016 - №8 (455) - С.134-146.

5.      Захарова М.В., Кондратова С.В. Комплексный подход к социально-экономической оценке эффективности инвестиционных проектов // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения /Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №4 г. Екатеринбург, 2017. С. 110.