Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ И ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В условиях инновационно развивающейся экономики, становления в наиболее развитых странах экономики знаний все большее значение приобретает человеческий фактор. Человеческий капитал оказывается одним из важнейших факторов экономического развития и решения сопутствующих ему социальных проблем. Нововведения в организационной деятельности современных компаний влекут за собой необходимость адаптации социальной подсистемы организации к изменениям в бизнесе и обществе.

   Вместе с тем, неуправляемое изменение социальной сфере вызывает многочисленные социальные потрясения, рост социальной напряженности и неизбежную потерю эффективности организационной деятельности. Для своевременного решения этих проблем управление человеческим капиталом также должно носить характер целенаправленных, научно обоснованных с социально-экономической точки зрения изменений. Этим объясняется научная и практическая значимость пересмотра устоявшихся подходов к управлению человеческим капиталом управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития экономики.

   Инновационная деятельность в социальной подсистеме организации оказывает непосредственное влияние на состояние социального капитала и человеческого потенциала, а также, через них, на человеческий капитал. Инвестиции и социальные инновации, направленные на человеческие ресурсы и социальную подсистему организации, воздействуют как на человеческий капитал, так и на человеческий потенциал и социальный капитал. Изменения свойств человеческого потенциала и социального капитала ведут к изменению состояния человеческого капитала, поскольку человеческий потенциал задает условия формирования человеческого капитала, а социальный капитал – условия его реализации. В связи с этим управление человеческим капиталом приобретает комплексный характер: возникает необходимость учитывать широкий круг факторов, воздействующих на него не только на рынке труда, но и на других связанных рынках. Управление человеческим капиталом может производиться в половозрастном и профессионально-квалификационном аспекте. В данном исследовании мы рассмотрим его в разрезе возрастных особенностей (Рисунок 1).

    Субъектами, активность которых обуславливает управление человеческим капиталом, являются государство, организации и сами работники. При этом воздействие субъектов может быть сравнительно долгосрочным и сравнительно краткосрочным, обуславливая тем самым относительно динамичные и относительно устойчивые факторы влияния.

Рис.1. Классификация факторов управления человеческим капиталом

   Рассмотрим основные направления управления человеческим капиталом. Количественные показатели человеческого капитала связаны, в первую очередь, с демографическими процессами. Управление демографией на уровне государства дополняется объективными и субъективными факторами на уровне работника и организации. В целом количественный аспект управления человеческим капиталом связан с вопросами рождаемости, заболеваемости и смертности, рекреации, миграции и рынком здравоохранения. В совокупности эти направления рассматриваются в системе демографического прогнозирования, отражаясь в показателях продолжительности жизни и здоровой жизни, а также в половозрастной структуре населения.

    Качественные  показатели  человеческого  капитала  связаны       прежде  всего  с  особенностями  его профессионально-квалификационной структуры. Множество факторов воздействуют на эту структуру. Однако некоторые из них проявляются и в возрастном разрезе: так, профессионализм работника связан с его опытом работы, накапливаемым с возрастом. Потеря неиспользуемых компетенций при безработице и вследствие расстановки персонала также накапливается со временем. Факторы же макросреды обуславливают особенности различных поколений работников: так, например, изменение стандартов общеобразовательной подготовки влечет за собой изменение общих компетенций выпускников школ. Все эти факторы необходимо учитывать, прогнозируя изменение качества человеческого капитала. Следует особо подчеркнуть, что речь идет о таких изменениях, которые не связаны с целенаправленным обучением и развитием работников, а являются следствиями их трудовой деятельности или отсутствия таковой. Таким образом, данный класс факторов не связан с каким-либо рынком,. за исключением системы общего образования, которая в отдельных случаях (сегментах, странах) может рассматриваться с рыночной точки зрения.

   Развитие человеческого капитала как самостоятельное направление связано в наибольшей степени с особенностями человеческого потенциала организации,  региона и страны. Оно задается  системой профессионального образования и ее взаимосвязью с государственной политикой и деятельностью компаний. Следует подчеркнуть, что рынок образования неоднороден в отношении возраста работников. Так, в возрасте около 25 лет многие работники продолжают профессиональное образование или совмещают его с учебой, в то время как в возрасте свыше 50 лет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации проходят подавляющее меньшинство работников. Однако, помимо рынка образования, на результаты развития человеческого капитала влияют такие внутриличностные факторы, как мотивация работника к развитию и его возрастные психофизиологические возможности обучения.

   Наконец, важнейшим аспектом управления человеческим капиталом является его использование, проявляющееся в занятости (самозанятости).хотя в рамках новой институциональной экономической теории и появляются отдельные исследования, посвященные влиянию домашнего труда на  благосостояние общества, однако же господствующий подход к человеческому капиталу по-прежнему концентрируется вокруг вопросов трудоустройства и, в меньшей степени, предпринимательской активности. На них влияют такие факторы, как мотивация найма со стороны работодателей и пространственно-квалификационная структура рабочих мест, экономические циклы, развитость служб занятости и других институтов рынка труда. Однако же нельзя сбрасывать со счетов и субъективные факторы: желание (нежелание) человечка продолжать трудовую деятельность и структуру его семьи, создающую дополнительные обязательства по домашнему труду. Все эти обстоятельства очевидным образом различаются в зависимости от пола и возраста работника. Особенность факторов использования человеческого капитала в том, что они напрямую отражаются на рынке труда и допускают использование при их анализе классических показателей занятости и производительности труда.

   Представленная классификация отражает комплексный характер  управления человеческим капиталом, состав его субъектов, раскрывает взаимосвязь человеческого капитала с рынками труда, образования и здравоохранения. Она предназначена для анализа особенностей и перспектив развития человеческого капитала возрастных групп населения. Инвестиции в человеческий капитал и инновации в данной сфере, как показано, могут осуществляться как напрямую через приобретение нового человеческого капитала, так и через совершенствование методов его развития и использования. Следует подчеркнуть, что управление человеческим капиталом в краткосрочной перспективе связано в первую очередь с динамичными факторами (субъективными предпочтениями работников, политикой фирм и государства), в то время как в долгосрочной перспективе более значимы устойчивые факторы (объективные возрастные особенности работников, рыночные механизмы, институты и инфраструктура рынков труда, образования и здравоохранение). Социальные инновации, ориентированные на данные факторы влияния, требуют более серьезных вложений, но несут в себе потенциал серьезного влияния на управление человеческим капиталом национальной экономики.

 

Список литературы

1.     Корчагин Ю.А. Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности // НИУ ВШЭ, 2011.

2.     Современные проблемы  управления     в контексте вызовов XXI века\ Коллективная монография. М.: ЮРАЙТ, 2013.

3.     Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение // Управление экономическими системами, 2011, №1 (25).

4.     Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 году.Стат. сб./ Росстат.– M., 2013.

5.     Труд и занятость в России – 2013г.: Стат. сб./ Росстат. – M., 2013.