Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения в России. Её доля в ВВП почти 2%, количество занятых от общего числа трудоспособного населения около 1% [9].

Сейчас автопром переживает спад, основные причины которого: острая политическая ситуация в мире, снижение экономической активности и падение курса рубля на мировом валютном рынке.

Введённые в последние годы санкции вынудили Россию идти на политику импортозамещения во многих отраслях экономики. Однако импортозамещение в отечественном автопроме началось еще в 2005 – 2006 годах. Меры по импортозамещению выступали тогда инструментом развития конкуренции на рынке. Результатом стал двукратный рост производства автомобилей к 2010 году. Благодаря этим мерам автопром сегодня является одним из лучших примеров реализации политики импортозамещения, показывающим хорошие результаты в относительно короткие промежутки времени [4].

По итогам 2016 года отечественный автомобильный рынок занял пятое место среди европейских стран, уступив только Германии, Великобритании, Франции и Италии [1].

С точки зрения объемов рынка, можно сравнить эффективность мер государственной поддержки в 2009 и 2015 годах. В 2009 году было вложено 75 млрд рублей и реализовано 460 тысяч автомобилей, в то время как в 2015 году из бюджета было выделено 43,4 млрд рублей, а продано почти 600 тысяч автомобилей. Следует также отметить, что в 2009 году процент проданных автомобилей, произведенных в России, составлял 41%, в 2015 году этот показатель вырос до 82%. Из чего можно сделать вывод о правильном направлении политики государства в области автомобильной промышленности [6].

Во время мирового экономического кризиса 2009 года многие ожидали масштабного спада в автомобильной отрасли. Однако поддержка индустрии правительствами некоторых государств помогла автопрому избежать краха. В ряде стран, которые активно снижали налоги на покупку автомобилей, выделяли средства на программы утилизации, увеличивали госзаказы, субсидии, совершенствовали автокредитование, продажи автомобилей выросли.

В России в то время автомобильный рынок сократился на 61%. Стоит отметить, что доля иномарок российского производства в общих продажах значительно увеличилась из-за повышения таможенных пошлин, снижения курса рубля, а также субсидируемых ставок по кредитам на покупку автомобилей, произведенных в России [2].

В развитых странах основным источником дохода автодилеров является продажа подержанных автомобилей и услуг по ремонту и техобслуживанию. Российские же дилеры основной доход получали от продаж новых автомобилей.

Сегодня сегмент автомобилей с пробегом имеет большой потенциал. В 2015 году продажи таких машин сократились на 19% (до 4,9 млн единиц), в то время как продажи новых автомобилей упали на 45% (до 1,28 млн единиц). Объем вторичного автомобильного рынка уже превышает объем продаж новых машин в 3,8 раза [8].

Во многих странах ЕС, в США и Японии успешно реализовываются программы утилизации старых автомобилей, что способствует эффективному функционированию автомобильного рынка [7]. Это подтолкнуло внедрить её в России. На программу утилизации было выделено в сумме 20,5 млрд рублей. И уже в 2010 году владелец машины, произведенной 11 и более лет назад, мог получить за нее 50 тысяч рублей и потратить эти средства на приобретение отечественного авто. На сентябрь 2010 года было продано 175 тысяч автомобилей по программе утилизации, что немного не дотягивало до плана в 200 тысяч автомобилей, однако, результат оказался бесспорно положительным.

Программа была продлена на 2011 год и также прошла успешно. В 2012 году она уже не действовала, однако государству удалось добиться интереса граждан к проблеме утилизации автомобилей.

В 2014 году грянул новый экономический кризис. С сентября была усовершенствована и возобновлена программа утилизации. Было выделено 10 млрд рублей. Она распространялась на автомобили, выпущенные 6 и более лет назад и можно было сдавать не только легковые, но и грузовые автомобили, а также автобусы. За легковой автомобиль владелец все так же получал 50 тысяч рублей (по программе трейд- ин – 40 тысяч рублей), а за автобусы и грузовики – 300 и 350 тысяч соответственно. Было реализовано 160 тысяч машин из планируемых 170 тысяч [10]. Так как механизм этого проекта прозрачен и прост, программа была продлена без изменений и на 2015 год и с небольшими изменениями на 2016 год.

Таким образом, программа утилизации является дополнительной и достаточно эффективной мерой для поддержания автомобильной отрасли в условиях сокращения рынка.

В 2015 году правительство России   запустило программы льготного лизинга и льготного автокредитования, выделив на них 4 млрд рублей.

Программа льготного автолизинга введена с целью стимуляции спроса и предложения на автомобильном рынке, а также на развитие малого и среднего бизнеса [11]. Условия программы заключаются в субсидировании государством части авансового платежа в размере 10% по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий.

По программе льготного лизинга в 2015 году планировалось реализовать до 16 тысяч автомобилей, но уже по состоянию на октябрь этот показатель достиг 27 тысяч. Значит, потребители смогли по достоинству оценить возможности нового инструмента продаж – операционного лизинга, который пользуется успехом во всем мире.

Программа была введена в 2009 году. Было выделено 2 млрд рублей и реализовано 71,5 тысяч автомобилей. Программа активно развивалась до 2011 года и проводилась в 2013 году.

Согласно условиям программы льготного автокредитования, в 2015 году, при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит новый автомобиль, стоимостью не более 1 млн рублей, в размере не менее 20% его стоимости, ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки Банка России. Автокредиты выдаются на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок [3].

В 2015 году благодаря льготному автокредитованию было продано более 200 тысяч автомобилей, что превысило все прогнозы.

В 2017 году на программу льготного лизинга выделено 10 млрд, столько же на льготное автокредитование. Также запускаются новые программы нацеленные на определенные группы покупателей: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и так далее [1].

Правительству стоит продолжать совершенствовать данные программы, делая их более гибкими для потребителей и привлекая СМИ для их популяризации. С такой поддержкой отечественный автопром уже почти встал на ноги и хочется верить, что вскоре отечественный автопром побьет все рекорды продаж, постепенно уходя от поддержки государства.



Список литературы

 

1.   Автомобильный рынок России и СНГ: обзор отрасли [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-russia-automotive-market-overview-2017- rus/%24FILE/EY-russia-automotive-market-overview-2017-rus.pdf (Дата обращения: 29.03.2017).

2. Авторынок: дно уже близко // Журнал Эксперт. – 2016. - № 8. - С. 4.

3. Глушенкова М. Автокредит тронулся // Коммерсантъ Деньги. - 2016. -№19. – С. 29.

4.     Горелкин Н.С., Ткаченко К.Ю., Жирнова Е.А. Роль стандартизации в обеспечении программы импортозамещения для автомобильной промышленности // Актуальные научные исследования в современном мире; Общественная организация "Институт социальной трансформации" (Переяслав- Хмельницкий). – 2017. - № 1-1 (21). – С 56-59.

5.Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская и др. Отв. ред. М.Л. Альпидовская и Н.В. Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 406с.

6. Один карман: сколько тратит и сколько зарабатывает государство на поддержке автопрома [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://info.drom.ru/misc/42845/ (Дата обращения: 01.04.2017).

7. Петров Р.Л. Особенности и перспективы утилизации старых автомобилей в России и сравнение с европейской практикой технического регулирования // Журнал автомобильных инженеров. – М.: Издательский дом ААИ ПРЕСС, 2014. – № 1 (84). – С. 44-49.

8.    Совещание о текущем состоянии автомобильной промышленности и основных направлениях стратегии её развития на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/news/21495/#man220 (Дата обращения: 02.04.2017).

9.   Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.toyota-club.net/files/reglament/10-05- 10_strateg.htm (Дата обращения: 02.04.2017).

10.   Условия утилизации старого автомобиля в России в 2014 году после 1 сентября [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pddexam.com/blog/757/usloviya-utilizatsii-starogo-avtomobilya-v-rossii- v-2014-godu-posle-1-sentyabrya/ (Дата обращения: 05.04.2017).

11. Чириканова Е.А., Гаранин С.М. Тенденции на рынке продаж автотранспортных средств в лизинг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-1. – С. 167-169.