05 января 2016г.
На настоящий момент в США функционирует одна из наиболее мощных и самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности, оказывающая комплексное влияние на рост конкурентоспособности национального бизнеса. Главная цель американского государства - это поддержание высокой инновационной активности всей экономики для обеспечения высокой конкурентоспособности американских товаров на национальном и внешнем рынках [4, c. 30].
Под государственно-частным партнерством в США понимается «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней определенным образом участвовать в государственной собственности в большей степени по сравнению с существующей практикой».
Главное в опыте США заключается в том, что государство активно берет под свою опеку накопленный потенциал фундаментальной науки с целью превращения его в рыночный товар и повышения на этой основе конкурентоспособности национальной экономики [6, c. 32]. Эта политика дополняется таким важным элементом, как инновационная стратегия, в основу которой ставится коммерциализация большинства технологических новинок.
Ключевым элементом опыта США является также предварительная юридическая подготовка перехода к внедрению информационных технологий. Активизация роли государства в научно-технической и инновационных сферах обусловлена принятием Когрессом США пакета основных нормативно-правовых актов и поправок в 1980- х гг., регулирующих инновационную деятельность США[3, c. 45]:
· Закон 1980 г. «Об Университетах и Процедуре патентования для малого бизнеса» или закон Бэя-Доула, подразумевающий предоставление университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержки правительства, промышленным компаниям. Закон способствовал быстрому увеличению подразделений при университетах, проводивших консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений;
· Закон 1980 г. «О технологических инновациях» или «Закон Стивенсона-Уайдлера», который активизировал участие федеральных лабораторий в процессах научно-технической кооперации с промышленностью за счет распространения информации о полученных в них научных результатах;
· Закон 1982 г. « Об инновационных исследованиях малого бизнеса», который инициировал специальную программу, обеспечивавшую выделение всеми федеральными ведомствами с годовыми бюджетом на НИОКР свыше 100 млн. долл не менее 1,25% этого бюджета на проведение исследование и разработок силами малого бизнеса.
Отличительной особенностью инновационной государственной политики США от других развитых стран является ориентация на развитие малого наукоемкого бизнеса, совершенствование процесса трансфера технологий из сферы науки в производственный сектор. К основным формам поддержки малого предпринимательства в США относятся[5, c. 16]:
· Специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;
· Займы по линии государственной поддержки инноваций;
· Государственные финансовые вложения;
· Создание разветвленной сети венчурных фондов;
· Финансирование из средств частного сектор и др.
Система организации НИОКР в США является шестиуровневой и пятисекторной (Рисунок 1 и Рисунок 2) [1, c. 110]:
Рис.1. Уровни организации НИОКР в США
Рис.2. Секторы
организации НИОКР в США
Основными инструментами научно-технической политики США являются [2, c. 45]:
· Государственная
экспертиза инновационных проектов с
целью оценки возможных эффектов в общеэкономическом
масштабе;
· Активное участие
государства
в
финансировании
крупномасштабных
проектов
вплоть до полного государственного финансирования наиболее
эффективных и наукоемких исследования;
· Стимулирование создания венчурных
фондов путем частичного или полного финансирования в течение первых лет наиболее эффективных исследовательских центров и венчурных фирм;
· Усиление антимонопольных
мер по отношению к фирмам, препятствующим конкуренции в наукоемких отраслях.
Таким
образом, в настоящее
время научно-техническая система США характеризуется структурной целостностью, наличием
системы венчурного капитала,
«Бизнес – ангелов» и федеральных целевых программ, направленных на развитие
малого бизнеса и финансированием малых компаний. На наш взгляд суть современного государственно-частного партнерства в инновационной сфере в США состоит
в том, что государство непосредственно создало
благоприятную экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности, сформировало инфраструктуры инновационной системы и создало
системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности,
включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции.
Список литературы
1.
Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: Зарубежный и российский опыт [Текст]
/ Ю.С. Емельянов,: под общей ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова. - М.: Книжный
дом «Либроком»,2012. – 256 с.
2.
Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 368 c.
3. Иванова, А.О. О некоторых новых формах
государственно-частного партнерства в Японии. [Текст] А.О. Иванова// Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - № 3 с. 178-188
4. Исаева С.А. Роль государственно-частного партнѐрства в развитии современной экономики экономики Вестник экономической интеграции. М.: ООО Интеграция 2009. № 7. С. 29-33.
5.
Олисаева Л.Г. концепция механизма государственно-частного партнѐрства в развитии предпринимательства вестник экономической интеграции. // Интеграция. 2011. № 7. C.
15-18
6.
Черенков В.В. США: государственно-частное
партнерство
по внедрению инноваций//
«Российское предпринимательство» - 2010 - С. 32-37