Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ

Авторы:
Город:
Шахты
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Для эффективной комплексной социо-эколого-экономической оценки территорий необходима разработка организационно-экономического механизма базирующегося на:

-   комплексной разработке государственных и региональных программ развития территорий;

-   разработке научно-обоснованных подходов и апробированных методик при социо-эколого- экономической оценке;

- минимизация антропогенного воздействия на социо-эколого-экономическую систему;

- проведении согласованной политики по охране окружающей природной среды;

-   разработке мер, направленных на стимулирование развития рационального природопользования отдельных территорий.

   Современный этап развития человечества не допускает утилитарного отношения к природе, как это было ранее, когда не бралась в расчет социо-эколого-экономическая ситуация, в рамках которой решаются вопросы состояния трех компонентов: социального, экологического и экономического.

   К социальному компоненту относят как улучшение социального состояния населения: увеличение демографических показателей, сохранение здоровья населения; так природный фонд, передающийся из поколения в поколение как можно менее загрязненный.

   Экологический компонент предполагает наличие природных ресурсов и окружающей среды, а также сохранение экологического равновесия.

   К экономическому компоненту можно отнести экономический рост, увеличение ВНП, региональные, национальные и международные экономические структуры и институты.

  Адекватное функционирование рыночного механизма во всех сферах деятельности, в том числе и природоохранной, предполагает не только относительную свободу обмена товарами, услугами, ресурсами и т.п., но и включение достаточно жесткого механизма централизованного управления в сферу взаимоотношений человека, общества и биосферы3.

   Важным сектором экономики, по мнению автора, как России в целом так и отдельно взятых регионов, в том числе и Ростовской области, с точки зрения экономической, экологической и социальной значимости является экологический туризм, для развития которого необходима разработка механизма и системы управления, стимулирующей природоохранные мероприятия, для этого целесообразно разработать такую структуру управления, которая сможет определить права и обязанности отдельных хозяйствующих субъектов.

   Перед тем, как провести оценку эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием территорий, прежде всего, следует дать ответ на вопрос о том, какие параметры необходимо использовать.

   Прежде всего, ответ на поставленный вопрос заключается в умении администрации региона, для эффективного управления, перераспределять ресурсы и прогнозировать результаты этого перераспределения.

    Проведение анализа социально-экономического развития региона не является сложным, в связи с тем, что существует множество параметров и характеристик для проведения оценки, но провести анализ развития с позиции эффективного управления, является весьма сложным процессом, поскольку эту оценку можно провести только на основе стратегии социально-экономического развития региона.

   На основе уникального природно-ресурсного потенциала региона развитие туристско-рекреационных услуг на территории Ростовской области способствует росту занятости и доходов населения, развитию смежных с туризмом отраслей, притоку иностранных инвестиций, а также возрождению экономики. Для достижения этих результатов необходимо создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности как на государственном, так и на федеральном и региональном уровнях.

  Причины внешнего и внутреннего характера ставят туристско-рекреационную сферу России в состояние, далекое от оптимального.

   К внешнем причинам можно отнести недостаточное финансирование туризма и рекреации со стороны государства, увеличение спроса на зарубежные поездки и сокращение рекреационного пространства страны.

   Основной причиной внутреннего характера является управление туристско-рекреационной сферой страны. Существующее государственное, федеральное и региональное законодательство в сфере туризма, не решает наиболее острые проблемы в туристско-рекреационной деятельности. Не достаточное развитие внутреннего туристского продукта – главная особенность рынка туристско-рекреационных услуг.

   В настоящий момент региональным властям всех уровней необходимо осознать то, что развитие рекреационной сферы является весьма выгодным процессом. Для чего  необходима разработка собственных программ развития туристско-рекреационной сферы путем создания социо-эколого-экономических механизмов управления и регулирования рекреационных территорий, стимулирования инвестиционной деятельности, разработки конкурентоспособных рынков туристско-рекреационных товаров и услуг.


3 Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., Издательство УРАО, 224 с., 1997.


   Тенденции развития туристско-рекреационной сферы требуют тщательного осмысления теоретических основ развития регионального туристско-рекреационного продукта путем оценки регионального туристско- рекреационного потенциала и воздействия рекреации на окружающую среду регионов.

   Эколого-экономическое развитие рекреационной сферы обладает механизмом устойчивого развития территориальных эколого-экономических систем, где воспроизводство редких природных ресурсов должно осуществляться в режиме их простого воспроизводства и максимального замедления темпов исчерпания природных запасов. При этом также необходима минимизация загрязнения окружающей природной среды до социально и экономически пригодного уровня. Важное значение также имеет воспроизводство природных ресурсов и регулирование эколого-экономического развития рекреационных ресурсов.

   Эколого-экономическое развитие территорий, пригодных для рекреационной деятельности ориентировано на совмещение федеральных и региональных, общественных и частных интересов населения в системе задач экологизации хозяйственно-экономической деятельности на территории рекреационных регионов.

   На наш взгляд, социо-эколого-экономическое развитие рекреационной сферы регионов включает создание таких условий, при которых возможна поддержка действующих в рекреационной сфере хозяйствующих субъектов. Среди таких условий могут быть организационно-экономические и нормативно-правовые.

    Таким образом, социо-эколого-экономическое развитие региона это процесс взаимосвязанных изменений в природохозяйственной системе, при котором необходимо обеспечение условий устойчивого развития территории с учетом воспроизводственных процессов природных ресурсов и человеческого капитала.

Учитывая длительную перспективу развития территориальных образований остановимся на обеспечении условий, базирующихся на классификации природных ресурсов и динамике их развития:

-   количество возобновимых природных ресурсов не должно уменьшаться в течение времени;

-    количество запасов невозобновимых природных ресурсов не должно быть исчерпано;

-   минимизация отходов;

-   минимизация загрязнения окружающей среду.

   Вышеперечисленные критерии необходимо учитывать при подготовке социо-эколого-экономического развития рекреационной сферы, что способствует сохранению окружающей среды, а также не ухудшению экологических условий проживания населения на рекреационных территориях.

   Таким образом, для дифференциации региональных образований необходимо учитывать природно- ресурсный потенциал и степень его освоенности, национальные и этнические особенности проживающего населения, уровень экономического развития. Все это влияет на процесс реализации экономических интересов, существующих в рамках регионального функционирования.

   При рассмотрении рекреационного природопользования, необходимо  определить социально- экономическую сущность рекреации и выделить особенности региона с рекреационно-ориентированной экономикой. На наш взгляд этими особенностями являются:

-             Территория пригодная для рекреационного природопользования зачастую не имеет четких административно-правовых и политических границ, поскольку на первом плане здесь наличие рекреационных ресурсов.

-   На территории пригодной для рекреационного природопользования необходимо наличие рекреационного потенциала необходимого для получения экономической выгоды.

-       Рекреационная территория представляет собой единый рекреационный продукт и отдельную конкурентоспособную единицу.

-    Экономика рекреационно-ориентированного региона - совокупность рекреационных товаров и услуг, обладающих количественными и качественными параметрами.

   Экономическая оценка природных ресурсов и природных услуг является важным направлением в улучшении этих ресурсов и охраны природной среды. К сожалению, на сегодняшний день экономика не способна оценить истинное значение чистой окружающей среды и природных ресурсов и установить их цену. Плату за природные ресурсы необходимо осуществлять с целью возмещения экологического потенциала и экономического стимулирования рационального природопользования.

   Одной  из  причин  нерационального  использования  природных  ресурсов  в  России  становится «бесплатность» природных благ и как следствие возникновение ошибочного мнения о неисчерпаемости природных ресурсов.

   Недостаточная оценка природных ресурсов приводит к снижению эффективности от экологизации экономики и занижению эффекта перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию. Адекватный экономический учет экологического фактора эффективности ресурсосбережения превышает наращивание природоемкости экономики. Совершенствование ресурсных циклов опирается на ряд единых принципов, на основе которых строится природопользование в любой отрасли производства. Основным является принцип системного подхода, предусматривающий комплексную оценку воздействия процессов производства на среду, поскольку все природные ресурсы не могут использоваться и охраняться независимо друг от друга.

   Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья предполагает прирост продукции за счет более полного использования природных ресурсов путем ресурсосбережения и совершенствования эколого- экономических систем.

   Принцип комплексного использования природных ресурсов позволяет более полно использовать эти ресурсы снижая вредную нагрузку на окружающую среду.

   Проведение социо-эколого-экономической оценки территорий пригодных для развития экологического туризма необходимо для анализа экологических показателей планируемой деятельности, которые будут выражены в цене, через сравнение полученных экономических выгод и затрат, связанных с отрицательным воздействием на окружающую среду.

    Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

-       получение численных показателей о возможности принятия решений допускающих либо не допускающих развитие экологического туризма на данных территориях;

-   предоставление возможности выбора деятельности с минимальными эколого-социальными издержками;

-   получение численных показателей оценки эффективности планируемых природоохранных мероприятий;

-      получение численных показателей социо-эколого-экономической эффективности государственной экологической экспертизы.

   Основными принципами социо-эколого-экономической оценки территорий являются:

-     оценка эколого-экономической эффективности развития экологического туризма – одного из этапов оценки воздействия на окружающую среду, который направлен на определение в  стоимостном выражении последствий этого воздействия;

-   анализа всего периода воздействия экологического туризма на окружающую среду и население;

-   анализ развития экологического туризма с учетом всех затрат и выгод, включенных в денежные потоки;

-    исключение риска двойного учета затрат и выгод;

-   анализ возможных выгод и затрат для всех элементов, входящих в систему экологического туризма, при его развитии и устранение возникающих противоречий на начальном этапе;

-   применение метода основанного на анализе затрат и эффективности;

-     анализ воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла туристского продукта экологического туризма;

-     анализ различных вариантов возможного развития экологического туризма, для выбора наиболее подходящего подхода к реализации намечаемой деятельности, в том числе и полного отказа от нее.

   Сохранение и преумножение окружающей  среды является приоритетным направлением деятельности государства. Природа – это ценный компонент, который должен быть включен в систему социально- экономических отношений. Выделим и обоснуем направления развития и деятельности эколого-экономической подсистемы региона. Для Ростовской области предложим следующие направления: инструменты экологического управления и экологические аспекты природопользования.

    Главной целью направлений является обеспечение эффективного управления природными ресурсами и природоохранной деятельностью и рациональное использование природных ресурсов. Обоснованием цели является следующее:

-   низкая эффективность существующей системы природопользования;

-   несовершенство системы лицензирования природопользования;

-    недостаточная эффективность экологической экспертизы и экологического контроля на региональном уровне;

-     недостаточная заинтересованность во внедрении системы экологического менеджмента, проведении экологического аудита, соблюдении норм регионального природопользования;

-   низкий уровень информационно-аналитического обеспечения системы управления природопользованием на региональном уровне;

-   недостаточная регламентация экономического механизма рационального природопользования;

-   слабое финансирование природоохранной деятельности;

-   несовершенство системы платежей за природопользование;

-   слабо развитый рынок экологических услуг;

-   высокий уровень потреблений природных ресурсов.

     На основе рассмотренных факторов и условий развития эколого-экономической подсистемы возникает необходимость в разработке методики оценки эффективности ее управления.

 

Список литературы

1.     Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., Издательство УРАО, 224 с., 1997.