05 января 2016г.
Для эффективной комплексной социо-эколого-экономической оценки территорий необходима разработка организационно-экономического механизма базирующегося на:
- комплексной разработке государственных и региональных программ развития территорий;
- разработке научно-обоснованных подходов и апробированных методик при социо-эколого- экономической оценке;
- минимизация антропогенного воздействия на социо-эколого-экономическую систему;
- проведении согласованной политики по охране окружающей природной среды;
- разработке мер, направленных на стимулирование развития рационального природопользования отдельных территорий.
Современный этап развития человечества не допускает утилитарного отношения к природе, как это было ранее, когда не бралась в расчет социо-эколого-экономическая ситуация, в рамках которой решаются вопросы состояния трех компонентов: социального, экологического и экономического.
К социальному компоненту относят как улучшение социального состояния населения: увеличение демографических показателей, сохранение здоровья населения; так природный фонд, передающийся из поколения в поколение как можно менее загрязненный.
Экологический компонент предполагает наличие природных ресурсов и окружающей среды, а также сохранение экологического равновесия.
К экономическому компоненту можно отнести экономический рост, увеличение ВНП, региональные, национальные и международные экономические структуры и институты.
Адекватное функционирование рыночного механизма во всех сферах деятельности, в том числе и природоохранной, предполагает не только относительную свободу обмена товарами, услугами, ресурсами и т.п., но и включение достаточно жесткого механизма централизованного управления в сферу взаимоотношений человека, общества и биосферы3.
Важным сектором экономики, по мнению автора, как России в целом так и отдельно взятых регионов, в том числе и Ростовской области, с точки зрения экономической, экологической и социальной значимости является экологический туризм, для развития которого необходима разработка механизма и системы управления, стимулирующей природоохранные мероприятия, для этого целесообразно разработать такую структуру управления, которая сможет определить права и обязанности отдельных хозяйствующих субъектов.
Перед тем, как провести оценку эффективности управления социо-эколого-экономическим развитием территорий, прежде всего, следует дать ответ на вопрос о том, какие параметры необходимо использовать.
Прежде всего, ответ на поставленный вопрос заключается в умении администрации региона, для эффективного управления, перераспределять ресурсы и прогнозировать результаты этого перераспределения.
Проведение анализа социально-экономического развития региона не является сложным, в связи с тем, что существует множество параметров и характеристик для проведения оценки, но провести анализ развития с позиции эффективного управления, является весьма сложным процессом, поскольку эту оценку можно провести только на основе стратегии социально-экономического развития региона.
На основе уникального природно-ресурсного потенциала региона развитие туристско-рекреационных услуг на территории Ростовской области способствует росту занятости и доходов населения, развитию смежных с туризмом отраслей, притоку иностранных инвестиций, а также возрождению экономики. Для достижения этих результатов необходимо создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности как на государственном, так и на федеральном и региональном уровнях.
Причины внешнего и внутреннего характера ставят туристско-рекреационную сферу России в состояние, далекое от оптимального.
К внешнем причинам можно отнести недостаточное финансирование туризма и рекреации со стороны государства, увеличение спроса на зарубежные поездки и сокращение рекреационного пространства страны.
Основной причиной внутреннего характера является управление туристско-рекреационной сферой страны. Существующее государственное, федеральное и региональное законодательство в сфере туризма, не решает наиболее острые проблемы в туристско-рекреационной деятельности. Не достаточное развитие внутреннего туристского продукта – главная особенность рынка туристско-рекреационных услуг.
В настоящий момент региональным властям всех уровней необходимо осознать то, что развитие рекреационной сферы является весьма выгодным процессом. Для чего необходима разработка собственных программ развития туристско-рекреационной сферы путем создания социо-эколого-экономических механизмов управления и регулирования рекреационных территорий, стимулирования инвестиционной деятельности, разработки конкурентоспособных рынков туристско-рекреационных товаров и услуг.
3 Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., Издательство УРАО, 224 с., 1997.
Тенденции развития туристско-рекреационной сферы требуют тщательного осмысления теоретических основ развития регионального туристско-рекреационного продукта путем оценки регионального туристско- рекреационного потенциала и воздействия рекреации на окружающую среду регионов.
Эколого-экономическое развитие рекреационной сферы обладает механизмом устойчивого развития территориальных эколого-экономических систем, где воспроизводство редких природных ресурсов должно осуществляться в режиме их простого воспроизводства и максимального замедления темпов исчерпания природных запасов. При этом также необходима минимизация загрязнения окружающей природной среды до социально и экономически пригодного уровня. Важное значение также имеет воспроизводство природных ресурсов и регулирование эколого-экономического развития рекреационных ресурсов.
Эколого-экономическое развитие территорий, пригодных для рекреационной деятельности ориентировано на совмещение федеральных и региональных, общественных и частных интересов населения в системе задач экологизации хозяйственно-экономической деятельности на территории рекреационных регионов.
На наш взгляд, социо-эколого-экономическое развитие рекреационной сферы регионов включает создание таких условий, при которых возможна поддержка действующих в рекреационной сфере хозяйствующих субъектов. Среди таких условий могут быть организационно-экономические и нормативно-правовые.
Таким образом, социо-эколого-экономическое развитие региона это процесс взаимосвязанных изменений в природохозяйственной системе, при котором необходимо обеспечение условий устойчивого развития территории с учетом воспроизводственных процессов природных ресурсов и человеческого капитала.
Учитывая длительную перспективу развития территориальных образований остановимся на обеспечении условий, базирующихся на классификации природных ресурсов и динамике их развития:
- количество возобновимых природных ресурсов не должно уменьшаться в течение времени;
- количество запасов невозобновимых природных ресурсов не должно быть исчерпано;
- минимизация отходов;
- минимизация загрязнения окружающей среду.
Вышеперечисленные критерии необходимо учитывать при подготовке социо-эколого-экономического развития рекреационной сферы, что способствует сохранению окружающей среды, а также не ухудшению экологических условий проживания населения на рекреационных территориях.
Таким образом, для дифференциации региональных образований необходимо учитывать природно- ресурсный потенциал и степень его освоенности, национальные и этнические особенности проживающего населения, уровень экономического развития. Все это влияет на процесс реализации экономических интересов, существующих в рамках регионального функционирования.
При рассмотрении рекреационного природопользования, необходимо определить социально- экономическую сущность рекреации и выделить особенности региона с рекреационно-ориентированной экономикой. На наш взгляд этими особенностями являются:
- Территория пригодная для рекреационного природопользования зачастую не имеет четких административно-правовых и политических границ, поскольку на первом плане здесь наличие рекреационных ресурсов.
- На территории пригодной для рекреационного природопользования необходимо наличие рекреационного потенциала необходимого для получения экономической выгоды.
- Рекреационная территория представляет собой единый рекреационный продукт и отдельную конкурентоспособную единицу.
- Экономика рекреационно-ориентированного региона - совокупность рекреационных товаров и услуг, обладающих количественными и качественными параметрами.
Экономическая оценка природных ресурсов и природных услуг является важным направлением в улучшении этих ресурсов и охраны природной среды. К сожалению, на сегодняшний день экономика не способна оценить истинное значение чистой окружающей среды и природных ресурсов и установить их цену. Плату за природные ресурсы необходимо осуществлять с целью возмещения экологического потенциала и экономического стимулирования рационального природопользования.
Одной из причин нерационального использования природных ресурсов в России становится «бесплатность» природных благ и как следствие возникновение ошибочного мнения о неисчерпаемости природных ресурсов.
Недостаточная оценка природных ресурсов приводит к снижению эффективности от экологизации экономики и занижению эффекта перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию. Адекватный экономический учет экологического фактора эффективности ресурсосбережения превышает наращивание природоемкости экономики. Совершенствование ресурсных циклов опирается на ряд единых принципов, на основе которых строится природопользование в любой отрасли производства. Основным является принцип системного подхода, предусматривающий комплексную оценку воздействия процессов производства на среду, поскольку все природные ресурсы не могут использоваться и охраняться независимо друг от друга.
Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья предполагает прирост продукции за счет более полного использования природных ресурсов путем ресурсосбережения и совершенствования эколого- экономических систем.
Принцип комплексного использования природных ресурсов позволяет более полно использовать эти ресурсы снижая вредную нагрузку на окружающую среду.
Проведение социо-эколого-экономической оценки территорий пригодных для развития экологического туризма необходимо для анализа экологических показателей планируемой деятельности, которые будут выражены в цене, через сравнение полученных экономических выгод и затрат, связанных с отрицательным воздействием на окружающую среду.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- получение численных показателей о возможности принятия решений допускающих либо не допускающих развитие экологического туризма на данных территориях;
- предоставление возможности выбора деятельности с минимальными эколого-социальными издержками;
- получение численных показателей оценки эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
- получение численных показателей социо-эколого-экономической эффективности государственной экологической экспертизы.
Основными принципами социо-эколого-экономической оценки территорий являются:
- оценка эколого-экономической эффективности развития экологического туризма – одного из этапов оценки воздействия на окружающую среду, который направлен на определение в стоимостном выражении последствий этого воздействия;
- анализа всего периода воздействия экологического туризма на окружающую среду и население;
- анализ развития экологического туризма с учетом всех затрат и выгод, включенных в денежные потоки;
- исключение риска двойного учета затрат и выгод;
- анализ возможных выгод и затрат для всех элементов, входящих в систему экологического туризма, при его развитии и устранение возникающих противоречий на начальном этапе;
- применение метода основанного на анализе затрат и эффективности;
- анализ воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла туристского продукта экологического туризма;
- анализ различных вариантов возможного развития экологического туризма, для выбора наиболее подходящего подхода к реализации намечаемой деятельности, в том числе и полного отказа от нее.
Сохранение и преумножение окружающей среды является приоритетным направлением деятельности государства. Природа – это ценный компонент, который должен быть включен в систему социально- экономических отношений. Выделим и обоснуем направления развития и деятельности эколого-экономической подсистемы региона. Для Ростовской области предложим следующие направления: инструменты экологического управления и экологические аспекты природопользования.
Главной целью направлений является обеспечение эффективного управления природными ресурсами и природоохранной деятельностью и рациональное использование природных ресурсов. Обоснованием цели является следующее:
- низкая эффективность существующей системы природопользования;
- несовершенство системы лицензирования природопользования;
- недостаточная эффективность экологической экспертизы и экологического контроля на региональном уровне;
- недостаточная заинтересованность во внедрении системы экологического менеджмента, проведении экологического аудита, соблюдении норм регионального природопользования;
- низкий уровень информационно-аналитического обеспечения системы управления природопользованием на региональном уровне;
- недостаточная регламентация экономического механизма рационального природопользования;
- слабое финансирование природоохранной деятельности;
- несовершенство системы платежей за природопользование;
- слабо развитый рынок экологических услуг;
- высокий уровень потреблений природных ресурсов.
На основе рассмотренных факторов и условий развития эколого-экономической подсистемы возникает необходимость в разработке методики оценки эффективности ее управления.
Список литературы
1. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., Издательство УРАО, 224 с., 1997.