Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Необходимость инновационного развития повысила требования к конкурентным преимуществам предприятий и усложнила условия конкуренции в инновационной экономике, экономике знаний.

    Появилось большое количество новых терминов: «экономика, основанная на знаниях»; «экономика знаний»; «неоэкономика»; «инновационная экономика»; «информационная экономика»; «общество, основанное на знаниях»; «национальная инновационная система» и т.д. [4]

   Главными движущими источниками силы современной экономики в настоящем и будущем являются знания, интеллектуальный капитал, как фактор стратегического развития.

   Перспективы развития российской экономики зависят от того, на каких факторах конкурентоспособности будет основано стратегическое развитие.

   Факторы, обеспечивающие временный эффект рыночного первенства относятся к сырьевой экономике, а устойчивое конкурентное преимущество определяется лидерством в наращивании и использовании интеллектуального капитала.

   Интеллектуальное лидерство определяется ключевыми компетенциями предприятия, которые трудно имитируются конкурентами, накоплением и использованием нематериальных ресурсов, уникальностью организационных знаний. К факторам устойчивого конкурентного преимущества следует отнести также рациональное использование интеллектуального и творческого потенциала персонала, эффективность функционирования управленческих систем  в организации, применяемых технологий,  формирование, поддержание и развитие ключевых компетенций предприятия.

   Ресурсной базой стратегического развития предприятий в условиях «новой экономики», «экономики знаний», становятся не внешние статичные, природные и социальные факторы, а интеллектуальный капитал, творческий потенциал персонала, уникальные организационные знания, инновации на всех стадиях создания товара до движения его от производителя к потребителю. [1]

   Наиболее плодотворная для современных условий концепция устойчивого конкурентного преимущества — это концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К.К. Прахаладом. Ключевые компетенции, по их мнению, являются основой «интеллектуального лидерства» компании в отрасли, опережающего создания, удержания и развития специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях. [5] Ключевые компетенции - это особого рода инновационный ресурс, включающий в себя опыт, знания и навыки предприятия в управлении ресурсами и бизнес-процессами для достижения долгосрочных целей. Ключевые компетенции предприятия складываются, прежде всего, из компетенций персонала, способного на основе современных знаний обеспечить достижение указанных конкурентных преимуществ.

   Таким образом, устойчивое конкурентное преимущество компании - это стабильное повторяющееся, системное превосходство над конкурентами на основе таких признаков товаров или услуг, как потребительская ценность, уникальность, новизна, что обеспечивается за счет динамического развития инновационной активности предприятия и накопления и использования современных знаний, формирующееся за счет ключевых компетенций, что трудно имитируется конкурентами. [2]

   Можно выделить основные признаки ключевых компетенций: 

носители ключевых компетенций – персонал, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками и мотивациями, технологиями;

инфраструктура развития ключевых компетенций - система взаимосвязи человеческого и организационного (структурного) капиталов, особых навыков, умений персонала и инновационных технологий, коммуникационных и информационных систем предприятия, корпоративной культуры и других элементов;

критерии развития ключевых компетенций: рост потребительского (рыночного) капитала, рост стоимости бизнеса, удовлетворенность и лояльность клиентов, инвестиционная привлекательность предприятия.

   Г. Хамел и К.К. Прахалад выделяют следующие признаки ключевых компетенций [5].

   Ценность для потребителя: ключевая компетенция должна вносить существенный вклад в потребительскую ценность, что не означает, что клиент способен понять сущность ключевой компетенции. Покупатели воспринимают сами преимущества, удобства, выгоды, а не технические и организационные аспекты, которые их создают.

   Дифференциация конкурентов. Чтобы обладать  качествами  ключевой компетенции,  навыки и умения должны быть уникальными. У любого предприятия имеется ряд навыков и способностей, необходимых для вхождения в отрасль, но не создающих значительную конкурентную дифференциацию компаний. Конкретная компетенция, уже присутствуя во всей отрасли, может быть недостаточно развитой. Такую компетенцию можно расценивать как потенциально ключевую, если имеются возможности для ее развития.

   Кругозор. ключевых компетенций обеспечивают переход к будущим рынкам, обеспечивают компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках. Ключевые компетенции требуют абстрагирования от внешних параметров традиционного продукта и формирования концепции нового продукта.

   Широкий подход к определению ключевых компетенций предприятия как объекта управления и основы устойчивого конкурентного преимущества приводится в работе Каплана Р. С., Нортона Д. П., [3]. «Система ключевых компетенций» предприятия, представляющая собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения устойчивого конкурентного преимущества предприятия, направлений его стратегии по видам, уровням и критериям развития ключевых компетенций предприятия . Внутренняя составляющая — это знания, навыки, способности, технологии и другие элементы человеческого и организационного капитала, образующие во взаимодействии основные виды ключевых компетенций предприятия.

    Внешняя составляющая — это элементы рыночного капитала предприятия, это «внешнее» проявление ключевых компетенций (потребительская ценность, уникальность, новизна продукции; финансовые результаты, удовлетворяющие инвесторов, собственников).

   Для определения элементов внутренней составляющей «системы ключевых компетенций» выделить виды ключевых компетенций предприятия: динамичные, более других подверженные изменениям, не связанные с конкретными носителями; базовые ключевые компетенции, обеспечивающие условия функционирования и изменения динамичных ключевых компетенций, наиболее ценные, трудно имитируемые для конкурентов; системные и личностные ключевые компетенции; по функциональным областям, по связи с конкретными носителями ключевых компетенций, по организационным уровням; по отношению к внутренней и внешней среде. Внутренняя составляющая ключевых компетенций – это динамические, базовые ключевые компетенции, задействованные в достижении «интеллектуального лидерства».

   Инновационное знание обеспечивает лидирующие позиции во внешнем окружении. Это прорывная идея, способная дать конкурентные преимущества надолго, или инновационные технологии, воспроизведение которых потребует от конкурентов значительных финансовых и временных ресурсов. Но как только знания станут товаром, технологией, будут описаны и документированы, они становятся достоянием других предприятий.

   Воплощение знаний в патентах, ГОСТах, ТУ, «ноу-хау», документах, базах данных и описании программ позволяет сократить время и затраты на разработку продуктов, документов, программного обеспечения, совершенствовать бизнес-процессы компании. Перевод нематериальных активов (знаний) в материальные (материалы, технологии, услуги) позволяет извлекать прибыль из знаний каждого сотрудника и компании в целом.

    Внедрение систем управления знаниями в организациях является одним из главных факторов в борьбе с конкурентами.

 

Список литературы

1.     Базылев Н.И., Грибанова Н. Л."Новая экономика", ее движущие силы и тенденции развития. // Евразийский международный научно- аналитический журнал. Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=934.

2.     Беспалов П.В., Гапоненко А.Л. и др. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал: Учебное пособие. Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А,Л, д.э.н. Орловой Т.М. - М.: Издательский Дом "Социальные отношения", 2003. - 184 с.

3.     Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп./ Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. — 320 с.

4.     Лукьянчикова Т.Л. Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития // Креативная экономика. — 2011. — № 8 (56). — c. 104-108. — http://www.creativeconomy.ru/articles/3911/.

5.     Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с анг. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002. – 288с.