Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА: ЭФФЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

    Институт государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП) в современных условиях рассматривается как эффективный инструмент экономической политики, позволяющий целенаправленно использовать инновационный и инвестиционный потенциалы бизнеса в определённых государством стратегических направлениях. Однако до сих пор не существует чѐткого представления о том, каким оно должно быть и в каких формах должно осуществляться. Так, среди исследователей-экономистов сформировалось понимание ГЧП как формы участия бизнеса в решении проблем общегосударственного масштаба преимущественно за счѐт бюджетных средств. С другой стороны, ГЧП можно рассматривать как реализацию публичной функции государства через привлечение частного потенциала в использовании средств финансовых институтов.

    Наиболее пространным и объемлющим является определение В.Г. Варнавского, где ГЧП представляет собой «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно- исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг» [3].

   Если учитывать значимость проектов ГЧП и их договорной характер, то наиболее удачно сформировано определение у А.В. Белицкой, в соответствии с которым ГЧП – это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и  организаций публичной власти и  субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнѐрами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение [2]. Легального определения ГЧП нет.

   Проблемы эффективности института ГЧП анализирует в основном юридическая наука. В экономической литературе с целью выделения  наиболее существенных элементов института ГЧП, определяющих его эффективность используют такое понятие как институциональный потенциал ГЧП. Он включают в себя такие элементы как границы института ГЧП,  включающее в себя его  легитимное определение,  круг субъектов и распределение между ними прав и рисков; перечень допустимых форм взаимодействия бизнеса и власти в рамках проектов ГЧП и пр. Как правило, считается, что институциональный потенциал тем выше, чем лучше в законодательстве проработаны данные элементы.

   Институт ГЧП – важнейший элемент институциональной среды современной рыночной экономики. Он включает в себя нормы права (все уровни), определяющие перспективные направления, формы и механизмы реализации ГЧП, регулирующие права и обязанности государства, бизнеса и других участников проектов; правоприменительную практику, неформальные правила и процедуры, которые формируют ожидания у заинтересованных сторон, снижают риски, обеспечивают права, помогают их реализовать и защитить. Эффективное законодательство лежит в основе института ГЧП. Основной же причиной неэффективности законодательства о ГЧП является серьезный разрыв между нормативной составляющей института ГЧП, с одной стороны, и ожиданиями субъектов ГЧП и правоприменительной практикой, с другой.

   Каждый участник проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта. К примеру, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию и оперативность в принятии решений, проявляет эффективное управление, новаторские способности. При этом внедряются так называемые «ноу-хау» в технологиях и способах управления при реализации проектов, и налаживаются связи с поставщиками и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированных работников на рынке труда.

   Государство же обеспечивает правомочия собственности, предоставляет всевозможные льготы и гарантии, в отдельных случаях также финансовые ресурсы. При ГЧП государство развивает свои основные функции – контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.

   Далее следует рассмотреть заинтересованность каждого участника проекта в ГЧП. Интерес бизнеса обусловлен заинтересованностью в максимизации прибыли от реализации проектов, т.к. обладая хозяйственной свободой в проектах, предоставляемой государством, частный сектор стремится к увеличению производительности труда и нововведениям. Во- вторых, бизнес, при неудачном стечении обстоятельств при реализации проекта, получает достаточные гарантии возврата вложенных средств в реализацию проекта, т.к государство также несѐт определенные риски (согласно договорѐнностям сторон). В некоторых же случаях, при высококачественном обслуживании государство доплачивает своему партнѐру. И последнее, частный сектор получает в долговременное управление активы государства на льготных условиях платы.

    Заинтересованность же государства состоит в том, что оно может переложить часть расходов по содержанию имущества на частный сектор. Вообще государству намного предпочтительнее участие в проектах ГЧП – можно назвать показатели эффективности или критериев предпочтения экономического механизма финансирования ГЧП, государственному финансированию[1]:

–   минимизация проектных рисков, которая основана на увеличении объѐма ответственности, передаваемой частному партнѐру, что впоследствии повысит коммерческую эффективность операционной деятельности инвестора;

–   инновационность, внедрение более эффективных технологий с точки зрения энергосбережения, влияния на окружающую среду и т.д.

–     конкурентоспособность, который рассматривается как на стадии конкурса среди заинтересованных инвесторов (для отбора лучшего предложения), так и на стадии операционной деятельности проекта (влияние конкуренции, в том числе с государственными операторами), что повышает доступность по цене и качество социальных благ и др.

   Анализируя институт государственно-частного партнѐрства как форму взаимовыгодного сотрудничества органов государственной власти и бизнеса, также следует остановиться на эффектах от такого взаимодействия.

  При оценке перспектив выполнения проекта ГЧП имеет смысл разделить эффекты от реализации такого проекта на три составляющие:

1.   Экономический эффект – эффект, лежащий исключительно в финансовой сфере и определяемый путѐм детального анализа финансовых потоков внутри предприятия и при его взаимодействии с государственным бюджетом (объѐм валовой выручки, суммы уплачиваемых предприятием налогов, величина отчислений (в денежной или натуральной форме) в бюджет по договору о ГЧП, объѐм полученной предприятием чистой прибыли и т.п.). Такой расчѐт наглядно демонстрирует партнерам по ГЧП результаты выполнения проекта и, кроме того, позволяет инвесторам оценить рост капитализации бизнеса.

2.   Политический эффект – эффект, связанный с изменением индекса популярности выполняемого проекта ГЧП, а также положением в обществе партнёров по ГЧП в лице администрации и инвесторов (например, процент одобряющих действия администрации по реализации ГЧП, символы одобрения деятельности инвесторов со стороны государства, индекс публикаций на тему выполнения ГЧП в местной и центральной прессе и т.п.). Этот эффект оказывает косвенное влияние на экономические показатели бизнеса и, находя свое выражение в показателе популярности и известности компании, увеличивает степень дифференциации ее на соответствующем рынке.

3.    Социальный эффект – эффект, демонстрирующий влияние реализуемого проекта ГЧП на изменение жизненного уровня населения (увеличение числа рабочих мест, изменение величины средней заработной платы, рост фонда общественного потребления для неимущих и т.п.). Социальный эффект от проекта ГЧП тесно связан с экономическим эффектом и отражает его влияние на качество жизни как тех, кто был непосредственно вовлечен в выполнение проекта, так и всех остальных членов общества.

Полный реализуемый эффект от выполнения проекта ГЧП представляет собой взаимосвязь экономии капитала, роста производительности труда и создания новой добавленной стоимости. Этот эффект с разной степенью подробности с экономической стороны может быть оценен на трѐх уровнях.

1.    На макроэкономическом уровне – в первую очередь, как прирост производительности труда в той отрасли, в которой осуществляется проект ГЧП. Такую оценку целесообразно проводить двояко – рассматривая, во-первых, влияние использования ГЧП на увеличение совокупного валового продукта отрасли и, во-вторых, воздействие этого механизма на повышение эффективности экономики в целом (что значительно менее точно ввиду разной степени эффективности использования ГЧП в различных отраслях).

2.    На уровне региона – как рост величины фондов потребления, направленных на повышение качества жизни населения региона, решение актуальных социальных проблем в виде сокращения безработицы, повышения среднего уровня заработной платы, изменения отраслевой структуры региона и перечня востребованных специальностей т.п.

3.    На уровне компании – как повышение производительности капитала в виде таких параметров, как возврат на инвестированный капитал или его производные. Помимо этого большое значение имеет рост капитализации компании и занимаемая ею доля рынка. Производительность труда в этом случае используется, скорее, как вспомогательный, наглядный показатель эффективности работы предприятия. Сущностное содержание партнѐрства государства и частного капитала (как и любых других экономических отношений) – взаимодействие на основе общности экономических интересов, что подразумевает, как отмечалось ранее, не только совпадение конкретного содержания интересов, а прежде всего, взаимообусловленность удовлетворения разных по содержанию интересов с помощью соответствующего хозяйственного механизма. То есть частный капитал принимает решение о вступлении или невступлении в экономические отношения с государством на основе своего частного интереса, государству же предпочтительнее вступать в такое партнерство исходя из потребности в удовлетворении потребностей общества именно на долговременной взаимовыгодной основе.

   ГЧП может иметь различные формы, но в основе каждого успешного проекта лежит следующая концепция. За счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска в отношении стороны, которая способна более эффективно справляться с таким риском, можно повысить общую эффективность проекта. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, тем самым снижает нагрузку на бюджет  и пользуется более гибкой и действенной системой управления проектом, а бизнес получает определенный набор гарантий и преференций. Партнѐрства все более широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований, лесного хозяйства, национальных парков. Каждый такой альянс – временный, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях реализации конкретного проекта и прекращает существование после его осуществления.

    Таким образом, эффект от участия в проекте государственно-частного партнерства положителен для обеих сторон. Реализация проектов в форме ГЧП на региональном уровне, особенно в период кризисных явлений и при выходе экономики из кризиса, позволит в разы усилить как экономический, так и социальный эффект от их внедрения. Для частного партнѐра участие в реализации социально-значимых функций государства позволяет получить гарантированный доход от проекта ГЧП с минимальными рисками для себя.

 

Список литературы

1.     Авербух А.Б. ГЧП: Организационно-экономический механизм инвестирования в промышленность региона// Проблемы инновационно-инвестиционного развития Дальнего Востока России. 2013. № 2. С. 197.

2.     Белицкая А.В. Правовые формы государственно-частного партнѐрства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. 2009. № 2. С. 6.

3.     Варнавский В. Г. Мировой кризис и рынок инфраструктурных проектов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1. С. 26.