Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ОПЫТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СПОРТИВНОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

     В настоящее время, в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы [1], в образовательных организациях высшего образования проводится активная работа по введению эффективного контракта с основными категориями работников. Принято считать, что эффективный контракт, это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Таким образом, внедрение эффективного контракта, кроме всего прочего, предполагает:

-   введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;

-   установление критериев оценки, соответствующих определенным показателям эффективности;

-    использование при оценке достижения конкретных показателей качества и количества выполняемых работ публичных рейтинговых технологий.

   Принятая в  настоящее время  официальная система нормирования трудозатрат научно-педагогических работников предполагает выделения в их штатно-окладной системе должностного оклада, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в рекомендуемый перечень стимулирующих выплат входят выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

    В связи с вышеизложенным в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (далее – Поволжская ГАФКСиТ) разработана и внедрена (с 2012 года) система рейтинговой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), на основе которого рассчитывается и выплачивается годовая премия.

    В связи с тем, что должно быть исключено использование премиальных выплат в целях повышения уровня оплаты без связи с достижениями в результатах и эффективности деятельности образовательной организации и каждого работника, в Поволжской ГАФКСиТ разработка показателей эффективности деятельности ППС производилась на основе и увязки между собой следующих позиций:

-          перечня показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, применяемого при ежегодном мониторинге вузов;

-    целевых показателей деятельности Поволжской ГАФКСиТ, определенных в утвержденной Программе развития вуза на 2013-2020 гг.;

-   специфики деятельности спортивного вуза;

-   целей и характера деятельности отдельных учебных подразделений и отдельных категорий работников ППС;

-   должностных обязанностей работников ППС.

Трехлетний опыт использования системы рейтинговой оценки эффективности деятельности профессорско- преподавательского  состава  в  Поволжской  ГАФКСиТ  позволяет  осмыслить  ее  эффективность  в  ходе практической деятельности и определить степень решения поставленных перед ней следующих основных задач:

-   повышения качественного уровня проводимой на кафедрах учебной, методической, научной, спортивной и воспитательной работы;

-   объективизации процесса подготовки вуза к мониторингу эффективности деятельности, а также оценки личного вклада ППС в суммарный показатель текущего рейтинга вуза;

-   морального и дополнительного материального поощрения работников профессорско-преподавательского состава по итогам очередного календарного года;

-   совершенствования системы управления вузом.

   В состав показателей, используемых при расчете индивидуального рейтинга преподавателей, входят70 показателей по таким направлениям (видам) деятельности, как учебно-методическая деятельность, научно- исследовательская деятельность, спортивная деятельность, воспитательная деятельность [2]. Логика рейтинговой оценки деятельности ППС заключается в том, что каждый преподаватель в конце календарного года получает оценку своей деятельности за прошедший год в виде определенное количество баллов,которая позволяет определить его рейтинговое место в списке всех работников ППС.

    Алгоритм применения рейтинговой системы оценки деятельности ППС в Поволжской ГАФКСиТ включает в себя следующие этапы:

1.     Оценка профессиональной деятельности ППС за прошедший календарный год по установленным показателям и критериям.

2. Анализ полученных результатов профессиональной деятельности ППС и составление рейтинга.

3.    Определение размеров годовых премиальных выплат ППС с учетом их рейтингового места и фонда оплаты труда.

4.    Подведение итогов и усовершенствование показателей и критериев рейтинговой оценки деятельности профессиональной деятельности ППС на следующий календарный год.

   На первом этапе кафедры организуют работу по заполнению каждым преподавателем личного рейтингового листа, с приложением копий всех подтверждающих документов. Личный рейтинг каждого преподавателя определяется как простая сумма итоговых баллов по показателям, обсуждается на заседании кафедры, визируется заведующим кафедрой и предоставляется в специально созданную комиссию для анализа. Обеспечение достоверности предоставленных данных возлагается на заведующих кафедрами.

   Специально созданная комиссия подводит итоги рейтингового оценивания эффективности деятельности преподавателей в отчетном году, вырабатывает перечень мер по их моральному и материальному поощрению с указанием размера материального стимулирования всех набравших рейтинговые баллы преподавателей. На основе решения (протокола заседания) комиссии приказом ректора выплачиваются годовые премии всем работникам ППС.

    Анализ результатов рейтингового оценивания эффективности деятельности преподавателей в Поволжской ГАФКСиТ за 3 года позволил нам сделать некоторые выводы и определить особенности деятельности профессорско-преподавательского состава в спортивном вузе. Вот некоторые из них:

1.     Наблюдается существенное повышение общего и среднего показателя эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава при неизменном составе показателей и критериев оценки (Рисунок 1). Мы считаем, что это обусловлено, как мотивационным действием системы рейтинговой оценки деятельности ППС, так и усовершенствованием системы управления высшим образованием в Поволжской ГАФКСиТ на основе результатов рейтинговой оценки эффективности деятельности ППС. Заинтересованность преподавателей в повышении показателей своей работы сказалась в значительном росте за последние годы количества научных публикаций, в увеличении числа участников в республиканских, всероссийских и международных научно- практических конференциях, в организации и проведении студенческих конкурсов, в активном использовании в учебном процессе системы дистанционного обучения и др.


Рис.1. Динамика среднего показателя эффективности деятельности ППС Поволжской ГАФКСиТ.

 

1.     Среди показателей, традиционно набирающих высокие баллы, лидируют: подготовка победителей и призеров  соревнований  регионального   и  всероссийского  уровня;  судейство  спортивных  соревнований; руководство подготовкой научной публикации студента; использование в учебном процессе системы дистанционного обучения; опубликование статей в изданиях, включенных в список ВАК; организация и проведение предметных «олимпиад», конкурсов студентов и школьников; участие в реализации профориентационных мероприятий.Однако, в этом можно усмотреть как положительный, так и отрицательный момент. Например, положительным является то, что указанными показателями охвачены различные виды деятельности преподавателей. В то же время отрицательным моментом является второстепенность этих показателей с точки зрения их вклада на результаты внешнего мониторинга эффективность деятельности вуза.

3 Низкие показатели, к сожалению, оказались по научной деятельности: участие, в качестве члена, в работе диссертационного совета; подготовка победителей и призеров всероссийских студенческих (аспирантских) научных конкурсов, конкурсов молодых ученых, участников грантовых и стипендиальных программ; утверждение в ВАК кандидатской диссертации; руководство научным направлением или научной школой; подготовка научных отзывов на авторефераты диссертаций; прохождение стажировки (преподавание) в других вузах России, в странах СНГ и в странах дальнего зарубежья. Такой результат можно объяснить, во-первых, спецификой спортивного вуза, а также тем, что Поволжская ГАФКСиТ функционирует в г.Казань лишь четвертый год, научные школы и направления находятся на стадии становления.

По итогам рейтинговой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава в Поволжской ГАФКСиТ принимаются соответствующие управленческие решения по устранению выявленных недостатков или созданию необходимых условий для достижений поставленных целей. Например, заведующим кафедрами указывается на необходимость активизации определенных видов работ, повышения квалификации преподавателей, проведения методических семинаров по участию в грантах и т.п.

Таким образом, в Поволжской ГАФКСиТ создана комплексная методика и система рейтинговой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава, которая учитывает количественные и качественные показатели их деятельности. Данная система предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала, увеличение престижности и привлекательности труда в вузах спортивного профиля, обеспечение соответствия оплаты труда профессорско-преподавательского состава качеству и эффективности их деятельности.

 

Список литературы

1.     Распоряжение Правительства Российской Федерации №2190-р от 26.11.2012 г. «О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы».

2.     Положение об индивидуальном рейтинге профессорско-преподавательского состава в ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ». URL-адрес: http://sportacadem.ru/akademia/dokumenty1/