Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕССЕНДЖЕРОВ ДЛЯ ДИСТРИБУЦИИ КОНТЕНТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Отличительной особенностью современного этапа развития медиаиндустрии является цифровизация, которая объединила в себе все формы фиксации и выразительные средства, снова сократив дистанцию между людьми до персонального контакта в онлайн режиме [1, 2].

Непременным атрибутом современного медиапространства, позволяющим формировать различного рода коммуникации являются мессенджеры. Формирование и постоянная трансформация «новых медиа» обусловливает и изменение модернизацию форм коммуникации между людьми, что привело, на сегодняшний день, к устойчивым и непрерывным социальным связям, установившим непрерывное общение в режиме реального времени.

Messenger – от английского «курьер» или «связной» [3]. Это программы для мгновенного обмена сообщениями между пользователями. Именно в скорости состоит их главное преимущество перед обычной электронной почтой. Здесь послание передается молниеносно, тогда как обновление почтового ящика происходит раз в несколько минут. Говоря о том, что такое мессенджер, следует уточнить важную особенность – он является клиентской программой, для ее использования необходимо подключение к серверу.

Каждый современный человек использует как минимум один, а чаще всего одновременно несколько мессенджеров. Необходимость в разных сетях обмена сообщениями обусловлена тем, что между ними нет прямой связи. Каждая из программ создана отдельной группой разработчиков, имеет свои серверы и протоколы, особенности и правила использования.

В таблице 1 приведен сравнительный анализ наиболее популярных бесплатных мессенджеров, ориентированных на одновременную работу на устройствах разного типа.


Таблица 1  

Сравнительный анализ наиболее популярных бесплатных мессенджеров

п/п

Название

Описание

1

WhatsApp

Самый популярный мессенджер мира. На данный момент его аудитория   

 

 

составляет около 800 млн. пользователей. Приложение было разработано еще в

2009 году бывшими сотрудниками Google и Yahoo.

Несомненными сильными сторонами мессенджера являются его простота и малый «вес». Приложение умудряется отлично работать даже при самом слабом интернет-подключении. В отличие от  более старых продуктов, вроде  Skype, пользователю    не    требуется    регистрация.    Мессенджер    автоматически

«привязывается» к конкретному номеру телефона, потому с его установкой справится даже неопытный пользователь. Практически все, кто работал с WhatsApp, отмечают максимальную простоту его интерфейса. Мессенджер позволяет совершать бесплатные голосовые звонки и отправлять бесплатные SMS другим пользователям WhatsApp.

К сожалению, мессенджер имеет и ряд недостатков. В групповом чате может общаться до 100 пользователей одновременно, что в три раза меньше, чем у Skype. Также, в отличие от Skype, WhatsApp не позволяет передавать файлы, хотя позволяет отправлять собеседникам фото, видео и голосовые послания

2

Viber

На сегодняшний момент один из популярнейших мессенджеров – Viber. Кроме

текстовых сообщений он поддерживает голосовую и видеосвязь. Он особенно хорошо может себя зарекомендовать в условиях медленных соединений (например, EDGE). Также Viber позволяет отправлять голосовые сообщения. Наборы стикеров присутствуют, более того, пользователь может нарисовать что- либо и отправить картинку прямо в приложении. Еще в мессенджере есть групповые и публичные тематические чаты. А с помощью услуги Viber Out можно позвонить на любой мобильный или стационарный номер (услуга платная).

Отдельного внимания заслуживает метод авторизации через телефонный номер. Таким образом пользователю не нужно искать друзей, достаточно открыть приложению доступ к телефонной книге, и оно автоматически найдет все контакты, которые зарегистрированы в Viber. А когда кто-то из знакомых начнет пользоваться сервисом, приложение оповестит о новом контакте.

Уникальным является возможность совершения видеовызовов.

Viber доступен как на мобильных платформах, так и на компьютерах. Функциональность приложений не зависит от операционной системы. Одним из недостатков этого мессенджера можно назвать обилие рекламных сообщений. Хотя в последнее время руководство компании всерьез занялось этим вопросом и назойливых сообщений стало намного меньше.

Viber, однозначно, не годится на роль корпоративного мессенджера. Одновременно переписываться в чате могут лишь 15 человек. Пользователи могут обмениваться файлами только определенных форматов, хотя мессенджер позволяет отправлять  собеседникам  фото и видео.  Наличие  дополнительных функций делает интерфейс Viber сложнее интерфейса WhatsApp. Также этот мессенджер потребляет больше трафика. Одна из главных проблем Viber – безопасность. Еще в 2013 году с утечками данных из мессенджера было связано несколько скандалов, а руководство компании обвинялось в шпионаже за пользователями. Учитывая это, если пользователь хочет максимальной конфиденциальности, следует выбрать какой-либо иной вариант

3

Telegram

Telegram – самый безопасный из всех существующих сегодня мессенджеров.

Проект Российского разработчика Павла Дурова Проект запущен лишь в 2013 году. Самое надежное средство коммуникации. Само собой, такая узкая специализация мессенджера не могла не отразиться на его функциональности. Многое из того, что умеют другие мессенджеры, Telegram сделать не может. К примеру, он не позволяет совершать звонки – ни видео, ни голосовые. Он предназначен исключительно для онлайн-переписки. Хотя, следует заметить, что в групповом чате может одновременно переписываться до 200 человек.

В общем, Telegram представляет собой очень аскетичный и очень безопасный

 

 

мессенджер      для      пользователей,     обеспокоенных      конфиденциальностью

информации.  Если  же  человек  ищет  богатый  функционал,  Telegram  – неподходящий выбор

4

iMessage

Этот  мессенджер  –  разработка  для  всех  пользователей   техники  Apple.

Программа интегрирована в стандартное приложение Messages и обладает рядом преимуществ. Так, перед отправкой сообщения система проверяет, находится ли пользователь онлайн и в зависимости от результата отправляет ему электронное послание или SMS. Еще одним преимуществом является возможность начать переписку на одном устройстве (например, iPad), а продолжить на другом (например, iPhone). Это возможно благодаря наличию облачной синхронизации

5

Google Talk

Один из самых универсальных мобильных мессенджеров. Он используется в

популярной соцсети Google+ и встроенном чате Gmail. Google Talk применяется в Android для решения множества задач, а пользователь здесь всегда находится онлайн и может принимать сообщения даже тогда, когда не пользуется чатом. При этом для работы с мессенджером не нужно даже иметь учетную запись в

«Google», можно общаться и через свой профиль в «Яндексе»

6

Facebook

Messenger

Это   продукт,   разработанный   программистами   популярной   соцсети   –

единственный из крупнейших мессенджеров, который не привязан к какой-то конкретной платформе. Благодаря этому его аудитория больше, чем у других, в несколько раз. С помощью данной программы отправлять сообщения можно как пользователям сети Facebook, так и на электронную почту, и даже в виде смс (для некоторых операторов). Любой пользователь может получать послания с помощью Facebook Messenger на свою электронную почту. Адрес ящика в данном случае выглядит так: ник@facebook.com.

7

Messenger

Это стандартный мессенджер для операционной системы Windows 7 Phone. Он

совместим как с официальным настольным клиентом Windows Live Messenger, так и со многими другими программами (например, Pidgin, Adium). Здесь имеется встроенная почтовая служба, чат, облачная версия. Кроме того, важным моментом является поддержка популярной сети Facebook.  Выбирая контакт, пользователь может самостоятельно указать способ связи (SMS, Messenger, Facebook) в зависимости от его доступности в той или иной сети (о чем система предварительно сообщает)

8

Snapchat

Некоторые мессенджеры могут больше напоминать социальную сеть. Так,

Snapchat позволяет пользователям обмениваться фото и видео с подписями, но тут есть свои ограничения. Сообщение может отображаться только заданное пользователем время (от 1 до 10 секунд). Увидеть Snap (так называется сообщение) по желанию автора сможет заданная группа людей или все друзья и подписчики.

Воспользоваться этим сервисом могут только владельцы смартфонов. Приложений для десктопных ОС или веб-версии нет. Snapchat представлен исключительно в виде мобильного приложения, на чем собственно и построена его отличительная черта

 

Мессенджеры сегодня – это расширение возможностей дистрибуции контента для СМИ. Понимание возможностей мессенджеров, в том числе неочевидных и скрытых, может дать хорошее конкурентное преимущество любому медиа.

Исследование Deloitte говорит, что в 2018 году почти треть (26%) продвинутых пользователей смартфонов в развитых странах будут использовать голосовые звонки не чаще одного раза в неделю [3]. То есть стремительно меняются не только принципы потребления, но и поведение аудитории.

Рассмотрим 7 ситуаций с примерами, которые можно использовать как удачную практику и возможности дистрибуции контента СМИ.

1. Как мессенджер может заменить локальные медиа и что медиа могут с этим сделать?

В середине 2015 года медиапрофессионалы с удивлением открыли для себя феномен «якутского WhatsApp». Выяснилось, что в Республике Саха популярный мессенджер заменил локальные медиа. То есть стал основным альтернативным каналом передачи информации. Новости становятся популярными за секунды: например, 300 000 жителей Якутска состоят в десятках групп, и одна новость может пересылаться по 200 раз. Медиа вовлечены в эти коммуникации, но в роли участников, а не лидеров. Люди сами создают группы, добавляют туда друг друга и не нуждаются в информационных посредниках. Однако есть и обратная сторона – засилье ложной информации.

Здесь находится огромный потенциал для СМИ: не только создавать свои каналы с проверенными новостями и собирать сообщения от аудитории, но также идти в популярные группы и там силами журналистов подтверждать или опровергать новости, отвечать на вопросы, предлагать свою повестку [2].

В любом другом регионе или на меньшем районном масштабе локальное СМИ может само создавать групповые чаты и привлекать туда людей. Достаточно просто сформулировать общую стратегию продвижения и правила поведения своих сотрудников, обыгрывать сезонные и календарные мероприятия, вовлекать аудиторию в свои спецпроекты (которые опять же можно делать вместе с брендами или властями).

2. Как мессенджер может стать главным альтернативным СМИ в регионе?

Есть регионы, где мессенджеры становятся чем-то большим, чем просто программой пересылки сообщений. В этой ситуации официальные СМИ региона проигрывают «сарафанному радио» мессенджера.

3. Как с помощью мессенджера стать полезным сервисом и другом для власти и бизнеса?

Не секрет, что хорошие отношения с властью и бизнесом для СМИ часто становятся залогом процветания. И совсем не обязательно СМИ в этой ситуации должны вступать в ожесточенную конфронтацию. СМИ благодаря новым цифровым возможностям могут сами предлагать взаимовыгодные и честные форматы взаимодействия со своей аудиторией. При этом все окажутся в выигрыше.

В частности, с помощью создания канала или группы в мессенджере возможно предложить аудитории услугу по взаимодействию с представителем власти. Как в рамках единичного проекта, так и на постоянной основе. Журналисты в этой ситуации выступают в роли модераторов и фильтров, адресуя самые острые вопросы власти, получая при этом неиссякаемый поток историй для журналистских материалов.

Например, сахалинские власти предлагают с помощью WhatsApp отправить министру спорта свои вопросы. Минус начинания в том, что анонимные обращения не рассматриваются, а результаты запросов можно увидеть только на сайте ведомства после модерации и селекции.

4. Как с помощью мессенджера проводить и продвигать общегражданские акции и расследования?

Однако в альянсе с властью и бизнесом не стоит забывать о социальном предназначении журналиста – помогать людям и улучшать общество. Пример американского некоммерческого новостного сайта ProPublica демонстрирует, как с помощью WhatsApp продвигать уже готовый материал – посмотрите их расследование «Firestone и полководец». Это массивный мультимедийный лонгрид о событиях более чем 25-летней давности в Либерии, сопровождаемый аудио, видео и фото. Историю разделили на 7 частей и публиковали каждую неделю по одной. Аудитории предложили подписаться и обсуждать это расследование, делиться не только мнениями, но и фактами.

Чтобы подписаться, пользователи WhatsApp отправляли сообщение «WARLORD» на телефон. Подписавшийся получал краткое содержание, ссылки на каждую главу, вопросы для обсуждения от автора и возможность пообщаться с автором лично в переписке.

Опыт ProPublica подсказывает, что продвигать расследование можно не только на стадии готового продукта. Гораздо увлекательнее и результативнее может оказаться проведение и публикация расследования в коллаборации с другими профессиональными журналистами и активистами, а также со своей аудиторией. Ничто не мешает превратить и саму работу над большим материалом в увлекательный квест, реалити- проект. Где шаг за шагом все вместе открывают для себя новые детали и повороты истории. При этом редакция может идти на шаг впереди, имея материалы для следующих этапов, но публикуя их дозированно.

5. Как СМИ с помощью мессенджера может связать пользователей и репортеров в одну команду?

Бразильская газета Extra во время уличных протестов в 2013 году начала использовать WhatsApp для доставки и сбора новостей прямо от участников событий. Таким образом, читатели и репортеры работали в одной связке. Проект стартовал 24 июня и за 48 часов вырос до 348 человек. Через год инициатива разрослась до 26 тысяч пользователей, которые отправили более миллиона сообщений, свыше 50 тысяч фото, 2 тысячи видео и 1800 аудиозаписей.

Следующим этапом для Extra стало создание обменной сети для репортеров, которые расследуют деятельность организованной преступности в Латинской Америке. В частности, проделки наркомафии. Любой журналист может написать в WhatsApp на номер, присоединиться к группе, поделиться информацией и попросить помощи у коллег.

Опыт газеты Extra и других изданий подтверждает желание и возможности аудитории и репортеров работать совместно. А также демонстрирует преимущества профессиональной коллаборации репортеров, особенно в рамках специальной темы.

6. Как с помощью мессенджера оповещать людей о жизненно важных событиях?

Когда ситуация меняется очень быстро и развивается драматически, самым быстрым способом оповещения становится мессенджер. Вступление или подписка на группу или оповещения в критические моменты спасёт не одну жизнь.

Профессиональные медиа в любой экстремальной ситуации выступают гарантом качественной и проверенной информации и обладают большим авторитетом, чем анонимные группы, которые могут заниматься сознательной дезинформацией и нагнетанием паники.

Так, в октябре 2014 года во время разрастания эпидемии вируса Эболы BBC запустила в WhatsApp систему оповещения. В целях здравоохранения для жителей Западной Африки сообщались последние важные новости о ситуации с биологической угрозой. Чтобы присоединиться достаточно было добавить себе в контакты номер и написать в чат «JOIN» или «JOINDRE».

Ранее BBC уже использовали мессенджеры (не только WhatsApp, но также WeChat, BBM, Line и Mixit) для журналистских целей, освещая выборы в Индии или в Южной Африке. Но в случае с Эболой впервые использовали платформу мессенджера для создания системы экстренного оповещения. В целом, не будет ошибкой назвать это начинание «экстренным медийным сервисом».

7. Как начать работу через мессенджер и не провалиться?

Всем медиа рано или поздно придется осваивать пространство мессенджеров. Или сокрушительно терять аудиторию. Поэтому если есть сомнения, с чего начинать, то нужно выбирать самые надежные варианты платформ и резонансное событие.

В любом случае, даже если у вас не набирается внушительная аудитория, вы ничего не теряете. Какая-то аудитория к вам подключится в любом случае, а журналисты и редакция получат бесценный опыт, который можно применить на других проектах.

Мессенджеры – это очень быстрый, простой и дешевый для редакции способ общаться со своей аудиторией напрямую. Поводом может стать всё, что угодно: локальное событие или  международное мероприятие. Главное – это эффект присутствия и мультимедийность: не только текст, но также фото, видео и аудиозаписи.

Даже такие большие, старые и при этом очень продвинутые в «цифре» издатели, как New York Times, относительно недавно опробовали новый для себя формат мессенджер-трансляций.

Для начала эксперимента выбрали беспроигрышные варианты: популярный мессенджер WhatsApp и масштабное событие – визит Папы Римского в Латинскую Америку в июне 2014 года. Для аудитории алгоритм подписки тот же: скачать приложение, сохранить номер в записной книжке и отправить на него сообщение «POPE». Важно, что издатели добавили возможность отписки от трансляции с помощью отправки на тот же номер текста «UNSUBSCRIBE».

Надо также отметить, что издания, в том числе и New York Times, не очень охотно делятся результатами таких первых экспериментов. Так что даже не самые удачные цифры не станут достоянием огласки и не порадуют ваших конкурентов.

Таким образом, следует отметить, что современные мессенджеры являются наиболее перспективной формой построения коммуникаций, альтернативным каналом передачи информации современных средств массовой информации, что, в конечном итоге, определяет актуальность их развития и дальнейшего распространения.

Список литературы

 

1. Бирюков В.А. Управление дистрибуцией контента современных средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции «Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения» (г. Екатеринбург), (сборник со статьями). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2015. – С. 46 – 48.

2.   Бирюков В.А. Инновационные методы дистрибуции контента средствами массовой информации// Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. – М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2015. – № 3. – С. 117 – 124.

3.    Мессенджеры для  СМИ: только  инструмент или новый канал дистрибуции. Режим доступа http://www.presscouncil.ru/index.php/monitoring-smi/novosti-smi/5160-messendzhery-dlya-smi-tolko- instrument-ili-novyj-kanal-distributsii свободный. Дата обращения 31.03.2017