05 января 2016г.
В настоящий время интерактивное телевидение, переживает период бурного роста.
Специалисты области телекоммуникационных систем [4] определяют интерактивное телевидение, как систему телевидения, обеспечивающую пользователю возможность выбора вида телепередачи и времени начала ее воспроизведения.
Достижение этих целей стало возможно с появлением интерактивного IP-телевидения, или телевидения по интернет-протоколу (IPTV). Специалисты [3] прогнозируют, что в будущем технология IPTV частично или полностью заменит популярное сегодня наземное, кабельное и спутниковое телевидение.
IPTV – это цифровое телевидение, передающее сигналы при помощи цифрового кода – каждый цвет, каждый звук соответствует определенной комбинации цифр. Поэтому зритель получает неискаженный сигнал.
К достоинствам IPTV можно отнести следующие:
1. Повсеместное распространение широкополосного интернет-доступа.
2. Возможность предоставления пользователю большого ассортимента интерактивных медиаразвлечений, а также широкий выбор дополнительных сервисов - видео по требованию (VoD), отложенный просмотр (TimeShift), персональная запись передач (PvR), электронный телегид, различные интернет-сервисы и т.д.
С точки зрения оператора, IPTV предлагает полный набор инструментов для управления абонентами.
Оператор может получать практически любую статистику, а также управлять продажами контента.
3. Возможность развития в гибридных сегментах. Так, в России на сегодняшний день очень многообещающим направлением является DVB-C/IPTV. Можно с достаточно высокой долей уверенности говорить о том, что многие кабельные операторы пойдут по пути расширения перечня предлагаемых услуг за счет интерактивных сервисов на базе IPTV.
Все эти возможности, которые предоставляет интерактивное телевидение дают аналитикам [5] основание прогнозировать, что к концу 2020 года в 138 странах мира количество домохозяйств, подключенных к услуге IPTV, увеличится до 191 млн., т.е. показатели данного сегмента по сравнению с концом 2013 года (90 млн) увеличатся более чем вдвое.
Российский рынок также будет развиваться стремительно. Он войдет в топ-5 стран по количеству IPTV- абонентов: ожидается, что в период с 2013 по 2020 гг. число IPTV-домохозяйств в России удвоится и составит 7,1 млн.
Однако лидером по объему абонентской базы станет уже опередивший всех Китай. К 2020 году в этой стране будет насчитываться 77 млн подписчиков IPTV (40% от мирового количества), по сравнению с 33 млн (37%) в 2013 году и всего 6,5 млн (18%) в конце 2010 года.
Для телекомпаний такие тенденции диктуют определенные требования в управлении бизнес процессами медиаорганизаций.
Специалисты в области управления телекоммуникационными компаниями [2] указывают на существование нескольких бизнес-моделей, используемых IPTV-oneраторами.
1. Классическая модель подразумевает, что оператор предлагает абонентам готовые пакеты каналов. Абонент может выбрать один или несколько пакетов. Услуга «видео по требованию» оплачивается в формате pay per view (оплата за просмотр), при этом цена на контент определяется его новизной и популярностью.
У классической бизнес-модели IPTV есть свои разновидности. Первый вариант - когда появляется подписка a la carte. В этом случае абонент выбирает каналы самостоятельно. Как правило, для абонента это немного дороже стандартного пакета, однако в результате он платит только за действительно интересные и нужные каналы.
Другой вариант предполагает наличие "золотой коллекции" фильмов в VoD. Сам доступ к такой коллекции бесплатен, оплачивается подписка на новинки и обновления в течение месяца, также обычно доступен канал с фильмами.
При использовании абонентом определенной приставки, появляется возможность хранения на ней контента. Однако контент хранится в зашифрованном виде и доступен исключительно на приставке.
Перечисленные модели могут в той или иной степени модифицироваться с учетом степени развития и размеров оператора.
2. Смешанные модели, доступны для уже развитых операторов. Такие модели предусматривают расширение перечня устройств, на которые доставляется телевизионный контент, и для которых доступен более широкий спектр сервисов.
Возможности, которые несет использование IP-телевидения являются важнейшим фактором при формировании доходов организаций телевизионного бизнеса.
Источниками формирования доходов телевизионных организаций являются реклама, абонентская плата, спонсорство и другие формы, вызванные прогрессом технологий телевидения и появлением новых форм доставки телесигнала [1].
Основной удельный вес доходов телекомпаний формируется за счет рекламы. В последнее время рекламодатели все больше разочаровываются в прежних моделях.
Рекламное финансирование оказывает прямое воздействие на программные стратегии телеканалов. Создавая зрительскую аудиторию, которая впоследствии будет «доставлена» рекламодателям, телевидение стремится максимизировать ее объем за счет разнообразных демографических групп. В результате программная политика телевидения становится более однообразной, унифицированной, рассчитанной на усредненный вкус. В стремлении сконцентрировать аудиторию, нужную рекламодателям в определенные часы, телевидение должно удовлетворять запросы масс, не вызывая их раздражения. Таким образом, телевидение, финансируемое за счет рекламы, объективно не в состоянии обеспечить разностороннюю программную политику, удовлетворяющую всем вкусам и интересам, существующим в обществе.
Реклама на эфирном телевидение становится неэффективой. IPTV, в силу своей персонификации предлагает потенциально неограниченные возможности по интегрированной рекламе, которые трудно реализовать в рекламе на эфирном телевидение и в современном Интернете. Добавляются необходимый элемент интерактивности и полная информация о целевой аудитории, пользующейся IPTV-cepвисом. В отличие от аудитории Интернета, которая непрозрачна для рекламодателя, об абоненте IPTV известна необходимая информация (телевизионные предпочтения, информация о товарах, приобретаемых через виртуальный магазин, круг общения в социальных сетях), позволяющая сформировать адресное предложение.
Специалисты в области оказания телекоммуникационных услуг [6], утверждают, что «во время рекламы 60% людей хватаются за телефон». Это значит, что основной источник доходов телекомпаний - реклама, не имеет должного эффекта. Возможности IPTV позволяют использовать различные инструменты для привлечения аудитории к просмотру рекламы, как например, экранные подсказки для того, чтобы научить аудиторию извлекать пользу из рекламы. Создаются приложения, распознающие рекламу и награждающие зрителя за участие в просмотре купонами или премиальным контентом.
Итак, основной задачей медиаорганизаций в настоящих условиях является ориентированность на нишевые рынки: использование разного по качеству и стоимости оборудования и программного обеспечения, рассчитанного на разный материальный уровень абонента, использование различных по стоимости каналов дистрибуции контента и услуг.
Очевидно, что за интерактивностью телевидения будущее. Термин «интерактивное телевидение» в ближайшее время станет синонимом «телевидения». А технология IPTV является лучшим посредником между телекомпанией и аудиторией, отвечающим всем условиям интерактивности.
Список литературы
1. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2014.– 400 с.
2. Воскресенский А. Тенденции развития IPTV. Журнал "Технологии и средства связи" №2, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: tssonline.ru Дата обращения 15.03.2015.
3. Интерактивность-будущее телевидения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//old.kurier.lt. Дата обращения 16.03.2015
4. Спутниковые телекоммуникационные системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.starlink.info. Дата обращения 16.03.2015.
5. Global IPTV Forecasts. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.digitaltvresearch.com/ Дата обращения 15.03.2015
6. Услуги связи и системная интеграция. [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://www.orange- business.com// Дата обращения 15.03.2015