05 января 2016г.
В системе экономических реформ и всего процесса трансформации и преобразования экономического строя России приватизация играет ключевую роль. Приватизация официально началась лишь в 1992 г., в годы же горбачевской перестройки о ней как правило не говорилась. Тогда речь шла о коммерциализации, полном хозрасчете, разгосударствлении, трансформации государственной собственности в «коллективную» и т. д.
Российская федерация унаследовала от бывшего СССР огромный имущественный массив. По данным на начало 1990 г., воспроизводимое национальное богатство СССР достигало 2,7 трлн. руб. в «дореформенных» ценах. Более 70% этого богатства приходилась на государственную собственность, которая в то время вообще исключала какие-либо институты республиканской, региональной или муниципальной собственности. Приватизация по своей сути означает передачу или продажу в частные руки государственного имущества.
В целом можно выделить несколько этапов приватизации в России:
1 этап – «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.
2 этап – массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллективах проведение инвестиционных торгов.
3 этап – «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.
4 этап - массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.
5 этап- приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.
Первые три этапа приватизации можно считать начальными, последующие- текущей практикой приватизации в уже сформированной в общих чертах после начальной приватизации рыночной экономической системе [2.С.110]
Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:
v повысить эффективность использования активов;
v усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
v расширить доступ предприятия к капиталам;
v обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
v сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;
v обеспечить более справедливое распределение прибылей;
v деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.
В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и государственная политика в сфере приватизации.
В нашей стране общий стратегический план приватизации готовился еще в 1991г.: первая программа приватизации Правительства РСФСР появилась на свет в мае 1991г., задолго до гайдаровских реформ. Затем был принят целый пакет законов и постановлений исполнительной власти по приватизации, в том числе «основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992г.», Закон РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон РФ об изменениях и дополнениях к закону о приватизации, постановление Правительства РФ «О порядке введения системы приватизационных чеков в РФ» и т.п. Наконец, 11 июля 1992г. Российский парламент во втором чтении принял Государственную программу приватизации, которая предусматривала, что главными объектами приватизации должны стать предприятия легкой и пищевой промышленности, строительство и промышленности стройматериалов, производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, автомобильного транспорта, общественного питания и бытового обслуживания [1.С.23].
Важной вехой в развитии приватизационной практики призван стать Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001г., который вносит ряд серьезных усовершенствований в управлении процессами приватизации.
Устраняется двойственность правовой системы основы приватизации, которая порождалось параллельным принятием законов о приватизации и программ приватизации на конкретный период (1-2 года).
Закон устанавливает четкую последовательность действий государства при проведении государственной политики в сфере приватизации.
а) Президент РФ в соответствии с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.
б) Приватизация естественных монополий («Газпрома», предприятий МПС, РАО) может осуществляться только на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием.
в) Правительство с учетом решений Президента и Федерального Собрания осуществляет планирование и руководство процессом приватизации, а также ежегодно отчитывается перед депутатами о результатах.
Принятие нового закона о приватизации, проходившее в условиях серьезного противостояния разных позиций и интересов, открывает новые возможности в совершенствовании государственного регулирования в сфере собственности, меняет акценты в деятельности основного профильного органа управления – Министерства Имущества РФ, структуру его задач.
Под приватизацией федерального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических или юридических лиц. Правовую основу приватизации федерального имущества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806.
Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в настоящее время являются: [3.С.90].
v сокращение избыточного объѐма государственной собственности;
v привлечение инвестиций и современных технологий новыми собственниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;
v повышение эффективности управления за счѐт усиления ответственности собственников;
v оптимизация структуры государственной собственности, в том числе путѐм еѐ концентрации и преобразования ФГУП в ОАО;
v создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего. Приватизация также является одним из источников бюджетных доходов.
Первое поступление разовое от продажи собственности. Второе постепенное, в виде налогов от прибыльно работающего предприятия[3.С.92].
В заключение, следует отметить, что приватизация в большинстве случаев положительно сказывается на компании, так как частные собственники, как правило более эффективны. Но в данном случае речь идет о сохранении государственного контроля над большинством приватизируемых предприятий. Поэтому эффект для самих компаний может быть не столько в смене собственника, сколько в соответствующих шагах по увеличению инвестиционной привлекательности, предпринимаемых самим государством
От грамотной государственной политики в сфере приватизации зависит не только доля частной собственности, но и дальнейшее развитие основных рыночных институтов, таких как:рынки капитала,рыночная и демократическая правовая система, развитие новых сфер предпринимательства и др.
Список литературы
1. Федеральный закон N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.
2. Восколович Н. А. «Экономика, организация и управление общественным сектором» Москва. Изд-во«ЮНИТИ- ДАНА»,2010 г.
3. Джамалудинова М. Ю. «Теоретические аспекты и проблемы государственного управления региональным воспроизводством в условиях трансинформационной экономики» // Научно- информационный журнал:
«Вопросы экономики и права» №1. Москва. Изд-во «24 – Принт», 2011.