Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В системе экономических реформ и всего процесса трансформации и преобразования экономического строя России приватизация играет ключевую роль. Приватизация официально началась лишь в 1992 г., в годы же горбачевской перестройки  о  ней как правило  не говорилась.  Тогда речь шла о  коммерциализации, полном хозрасчете, разгосударствлении, трансформации государственной собственности в «коллективную» и т. д.

     Российская федерация унаследовала от бывшего СССР огромный имущественный массив. По данным на начало 1990 г., воспроизводимое национальное богатство СССР достигало 2,7 трлн. руб. в «дореформенных» ценах. Более 70% этого богатства приходилась на государственную собственность, которая в то время вообще исключала какие-либо институты республиканской, региональной или муниципальной собственности. Приватизация по своей сути означает передачу или продажу в частные руки государственного имущества.

    В целом можно выделить несколько этапов приватизации в России:

1    этап – «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.

2     этап – массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллективах проведение инвестиционных торгов.

3 этап – «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.

4      этап - массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.

5     этап- приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.

   Первые три этапа приватизации можно считать начальными, последующие- текущей практикой приватизации в уже сформированной в общих чертах после начальной приватизации рыночной экономической системе [2.С.110]

    Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:

v повысить эффективность использования активов;

v усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;

v расширить доступ предприятия к капиталам;

v обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

v сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;

v обеспечить более справедливое распределение прибылей;

v деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

   В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и государственная политика в сфере приватизации.

    В нашей стране общий стратегический план приватизации готовился еще в 1991г.: первая программа приватизации Правительства РСФСР появилась на свет в мае 1991г., задолго до гайдаровских реформ. Затем был принят целый пакет законов и постановлений исполнительной власти по приватизации, в том числе «основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992г.», Закон РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон РФ об изменениях и дополнениях к закону о приватизации, постановление Правительства РФ «О порядке введения системы приватизационных чеков в РФ» и т.п. Наконец, 11 июля 1992г. Российский парламент во втором чтении принял Государственную программу приватизации, которая предусматривала, что главными объектами приватизации должны стать предприятия легкой и пищевой промышленности, строительство и промышленности стройматериалов, производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, автомобильного транспорта, общественного питания и бытового обслуживания [1.С.23].

   Важной вехой в развитии приватизационной практики призван стать Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001г., который вносит ряд серьезных усовершенствований в управлении процессами приватизации.

     Устраняется двойственность правовой системы основы приватизации, которая порождалось параллельным принятием законов о приватизации и программ приватизации на конкретный период (1-2 года).

Закон устанавливает четкую последовательность действий государства при проведении государственной политики в сфере приватизации.

а) Президент РФ в соответствии  с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.

б) Приватизация естественных монополий («Газпрома», предприятий МПС, РАО) может осуществляться только на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием.

в) Правительство с учетом решений Президента и Федерального Собрания осуществляет планирование и руководство процессом приватизации, а также ежегодно отчитывается перед депутатами о результатах.

   Принятие нового закона о приватизации, проходившее в условиях серьезного противостояния разных позиций и интересов, открывает новые возможности в совершенствовании государственного регулирования в сфере собственности, меняет акценты в деятельности основного профильного органа управления – Министерства Имущества РФ, структуру его задач.

    Под приватизацией федерального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических или юридических лиц. Правовую основу приватизации федерального имущества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806.

   Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в настоящее время являются: [3.С.90].

v сокращение избыточного объѐма государственной собственности;

v привлечение инвестиций и современных технологий новыми собственниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;

v повышение эффективности управления за счѐт усиления ответственности собственников;

v оптимизация структуры государственной собственности, в том числе путѐм еѐ концентрации и преобразования ФГУП в ОАО;

v создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего. Приватизация также является одним из источников бюджетных  доходов.

     Первое поступление разовое от продажи собственности. Второе постепенное, в виде налогов от прибыльно работающего предприятия[3.С.92].

   В заключение, следует отметить, что приватизация в большинстве случаев положительно сказывается на компании, так как частные собственники, как правило более эффективны. Но в данном случае речь идет о сохранении государственного контроля над большинством приватизируемых предприятий. Поэтому эффект для самих компаний может быть не столько в смене собственника, сколько в соответствующих шагах по увеличению инвестиционной привлекательности, предпринимаемых самим государством

   От грамотной государственной политики в сфере приватизации зависит не только доля частной собственности, но и дальнейшее развитие основных рыночных институтов, таких как:рынки капитала,рыночная и демократическая правовая система, развитие новых сфер предпринимательства и др.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.

2.     Восколович Н. А. «Экономика, организация и управление общественным сектором» Москва. Изд-во«ЮНИТИ- ДАНА»,2010 г.

3.     Джамалудинова М. Ю. «Теоретические аспекты и проблемы государственного управления региональным воспроизводством в условиях трансинформационной экономики» // Научно- информационный журнал:

«Вопросы экономики и права» №1. Москва. Изд-во «24 – Принт», 2011.